ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-173832/2021-93-1313 от 27.07.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-173832/21-93-1313

02 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ООО «ТКФ «Содружество-1»: ФИО1 (дов. от 10.11.2020 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Госинспекции по недвижимости: ФИО2 (дов. № ГИН-Д-58087/21 от 29.12.2021 г.);

рассмотрев 27 июля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО «ТКФ «Содружество-1»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2022 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2022 г.

по делу № А40-173832/21-93-1313

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгово-коммерческая фирма «Содружество - 1»

к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 3779-ЗУ/9036616/2-21 от 27 июля 2021 г.,

УСТАНОВИЛ: 07 июня 2021 г. главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Восточному административному округу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, административный орган) на основании поручения начальника управления Госинспекции по недвижимости от 04 июня 2021 г. № 9036616 проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006015:94, площадью 5 410 кв.м, с адресным ориентиром: <...> (далее – земельный участок).

По данным информационной системы по формированию и ведению реестра объектов недвижимости города Москвы (далее - ИС РЕОН) земельный участок предоставлен обществу с ограниченной ответственностью «Торгово-коммерческая фирма «Содружество - 1» (далее – ООО «ТКФ «Содружество - 1», общество, заявитель) по договору аренды № М-03-025626, заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы для эксплуатации здания под торговлю, бытовое обслуживание, общественное питания (статус договора - действующий).

В границах указанного земельного участка расположено трехэтажное нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0006015:1051, площадью 2 723,2 кв.м, с адресным ориентиром: <...>, принадлежащее ООО «ТКФ «Содружество – 1» на праве собственности (запись регистрации № 77-77-12/016/2008-933 от 07 ноября 2008 г.), используемое обществом под размещение предприятий торговли, бытового обслуживания, общественного питания.

Для въезда автотранспорта на гостевую автостоянку, расположенную в границах земельного участка, ООО «ТКФ «Содружество-1» использует часть земельного участка улично-дорожной сети (УДС) с кадастровым номером 77:03:0006015:94, площадью 325 кв.м, за пределами границ арендуемого участка с кадастровым номером 77:03:0006015:95.

В границах указанного участка УДС (с адресным ориентиром: <...> ЗУ 03/77/00125 в составе уч. 3824 перечня ЗУ существующей УДС от границы с ЗУ 03/77/00124 (Зеленый просп.), совпадающей с кадастровой границей (с кв. 77:03:06013), проходящей по оси Новогиреевская ул. до границы с ЗУ 03/77/00904 (Свободный просп.) со стороны Зеленого проспекта размещены некапитальные объекты - паркомат на территории площадью 1 кв.м, используемый для выдачи парковочных талонов, шлагбаум, информационный стенд «платная парковка; проход пешеходов в зоне действия шлагбаума категорически запрещен».

На указанный дополнительно занимаемый участок из состава УДС общей площадью 325 кв.м, непосредственно граничащий с арендуемым участком с кадастровым номером 77:03:0006015:95, земельно-правовые отношения ООО «ТКФ «Содружество-1» в установленном порядке не оформлены. Договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды отсутствует.

Таким образом, ООО «ТКФ «Содружество-1» занимает и использует земельный участок общей площадью 325 кв.м, являющийся частью земельного участка УДС, с кадастровым номером 77:03:0006015:94 с нарушением установленных нормативно-правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования участка.

Выявленные в ходе проведения проверки нарушения зафиксированы в рапорте о результатах планового (рейдового) обследования от 07 июня 2021 г. № 9036616/2 и произведенной фотосъемкой.

На основании полученных данных 07 июля 2021 г. в отношении ООО «ТКФ «Содружество-1» был составлен протокол об административном правонарушении № 9036616/2, в котором зафиксировано выявленное нарушение.

Постановлением Госинспекции по недвижимости от 31 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении № 3779-ЗУ/9036616/2-21 ООО «ТКФ «Содружество-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.11 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее - КоАП города Москвы), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Считая указанное постановление незаконным, ООО «ТКФ «Содружество-1» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости о его отмене.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО «ТКФ «Содружество-1» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.11 КоАП г. Москвы, ссылаясь на отсутствие умысла в использовании земельного участка с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков. Указано также на то, что построенное здание и организованная парковка полностью соответствовали исходно-разрешительной документации и проектно-сметной документации на строительство торгового комплекса, в том числе на размещение парковки и организацию движения автотранспорта в границах землеотвода, которые разработаны исходя из предоставленной площади 2 800 кв.м, с учетом ограничений, нанесена разметка и установлены шлагбаумы и паркомат как единая система пропуска автомобилей, что соответствует утвержденной проектной документации и паспорту безопасности торгового центра по адресу: <...>.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В заседании кассационной инстанции представитель ООО «ТКФ «Содружество-1» поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Госинспекции по недвижимости против ее удовлетворения возражал.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» (далее - Закон о землепользовании) основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования, и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.

Основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются документы, указанные в части 6 настоящей статьи, а также оформленные в установленном Правительством Москвы порядке договоры на размещение указанных объектов, разрешения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы (пункт 7 статьи 4 Закона о землепользовании).

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона о землепользовании основанием для занятия и использования земельного участка, на праве аренды, безвозмездного использования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах.

Частью 2 статьи 4 Закона о землепользовании предусмотрено, что органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.

Из части 3 статьи 4 Закона о землепользовании следует, что в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частную собственность, предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно в аренду.

Статья 8 Закона о землепользовании определяет порядок предоставления органами исполнительной власти города Москвы земельных участков в аренду.

Законом о землепользовании также установлено, что использование земли в городе Москве является платным, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Формами платы за использование земельных участков являются земельный налог и арендная плата (статья 17).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о землепользовании органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 3 Закона о землепользовании к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относится осуществление контроля за использованием и охраной земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами.

Действия, связанные с использованием земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.13 настоящего Кодекса, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.11 КоАП города Москвы, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО «ТКФ «Содружество-1» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.11 КоАП города Москвы, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.

При этом суды исходили из тех обстоятельств, что в ходе проведенной проверки установлено, что земельный участок эксплуатируется обществом в отсутствие оформленных в установленном порядке земельно-правовых отношений.

Отклоняя доводы общества о том, что проектно-сметная документация на строительство торгового комплекса, в том числе на размещение парковки и организацию движения автотранспорта в границах землеотвода, разработана исходя из предоставленной площади 2 800 кв.м, с учетом ограничений, нанесена разметка и установлены шлагбаумы и паркомат как единая система пропуска автомобилей, что соответствует утвержденной проектной документации и паспорту безопасности торгового центра по адресу: Зеленый проспект, д. 54А., судами указано на то, данные обстоятельства не свидетельствует о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 6.11 КоАП г. Москвы.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО «ТКФ «Содружество-1» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.11 КоАП города Москвы.

Вина ООО «ТКФ «Содружество-1» в совершении административного правонарушения установлена.

Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении кооператива вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 6.11 КоАП города Москвы.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.

Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В кассационной жалобе ООО «ТКФ «Содружество-1» приведены доводы об отсутствии в его действиях состава вмененного правонарушения.

Приведенные доводы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка.

Оснований для переоценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2022 г. по делу № А40-173832/21-93-1313 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «ТКФ «Содружество-1» – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи Р.Р.Латыпова

Е.Е.Шевченко