ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
| Дело № А40-173887/13-154-1581 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2014
Полный текст постановления изготовлен 15.09.2014
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Адамовой В.Б.,
судей Ананьиной Е.А. , Борзыкина М.В. ,
при участии в заседании:
от заявителя – общество с ограниченной ответственностью «АвтоПорталПроб»:
ФИО1, доверенность от 20.01.2014,
от заинтересованного лица – Федеральная служба по аккредитации: не явились,
рассмотрел 10.09.2014 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АвтоПорталПроб»
на решение от 24.03.2014
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Полукаровым А.В.,
на постановление от 09.06.2014
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Поповым В.И., Лепихиным Д.Е.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АвтоПорталПроб» (ОГРН:<***>)
к Федеральной службе по аккредитации (ОГРН: <***>)
о признании незаконным решения, об обязании.
УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «АвтоПорталПроб» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы по аккредитации (далее – Росаккредитация, заинтересованное лицо) от 25.11.2013, оформленного уведомлением от 26.11.2013 № 13813/02-ВГ, приказом от 25.11.2013 № А-4259 об отказе в аккредитации общества в качестве органа по сертификации в заявленной области аккредитации: «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.03.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014, отказано в удовлетворении требований общества.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества. Ссылается на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судами норм права.
Согласно поступившему отзыву, Росаккредитация просит оставить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда без изменения, а кассационную жалобу заявителя без удовлетворения.
В судебное заседание не явился надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства представитель Росаккредитации.
Представитель общества не возражала против рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя Росаккредитации, поскольку информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы своевременно размещена судом в сервисе Картотека арбитражных дел в сети Интернет.
Представитель общества уточнила требования по кассационной жалобе, просила решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Поддержала кассационную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.07.2013 общество обратилось в Росаккредитацию с заявлением № 01 от 19.07.2013 об аккредитации общества в качестве органа по сертификации в заявленной области аккредитации: «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».
По результатам рассмотрения указанного заявления, Росаккредитацией вынесено уведомление от 26.11.2013 № 13813/02-ВГ о направлении отказа в аккредитации и издан приказ № А-4259 от 25.11.2013 об отказе в аккредитации обществу.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств для признания незаконным решения: несоответствие его закону и нарушение таковым прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды не установили совокупности оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845, Федеральная служба по аккредитации осуществляет проведение аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (за исключением подтверждения соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии) (пункт 5.1.1.1).
Порядок проведения указанной аккредитации установлен Правилами аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации (действовавшими на момент возникновения спорных правоотношений), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 602 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 17 Правил решение об аккредитации или об отказе в аккредитации заявителя принимается Федеральной службой по аккредитации на основании оценки соответствия заявителя установленным критериям аккредитации в срок, не превышающий 90 рабочих дней со дня приема от заявителя заявления об аккредитации и комплекта документов.
В соответствии с пунктом 25 Правил выездная оценка осуществляется в соответствии с программой оценки, утверждаемой Федеральной службой по аккредитации и являющейся приложением к приказу Федеральной службы по аккредитации о проведении оценки соответствия заявителя критериям аккредитации.
Программа оценки содержит: перечень работ по экспертизе соответствия заявителя критериям аккредитации, проводимых экспертной группой по месту осуществления деятельности в заявленной области аккредитации; перечень проверочных мероприятий, осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по аккредитации (пункт 25 Правил).
По результатам выездной оценки должностным лицом Росаккредитации, осуществившим проверочные мероприятия в соответствии с утвержденной программой оценки, подготавливается служебная записка о результатах проведенных проверочных мероприятий.
В соответствии с пунктом 29 Правил Федеральная служба по аккредитации по результатам выездной оценки принимает решение об аккредитации заявителя либо об отказе в аккредитации.
Как установлено судами, по результатам проведенной 23.09.2013 выездной оценки экспертной группой под руководством эксперта по аккредитации ФИО2 представлен акт, в котором сделан вывод о соответствии общества критериям аккредитации.
Вместе с тем, должностным лицом Росаккредитации - заместителем начальника управления - начальником отдела аккредитации в секторах экономики Управления аккредитации Росаккредитации ФИО3, проводившей проверочные мероприятия в соответствии с разделом III программы оценки, утвержденной Приказом Росаккредитации от 26.07.2013 № 2730, представлена докладная записка, в которой содержится информация о несоответствии заявителя критериям аккредитации.
В связи с тем, что экспертной группой и должностным лицом Росаккредитации были сделаны разные выводы по итогам въездной оценки, заместителем руководителя Росаккредитации ФИО4 было принято решение о проведении совещания с участием эксперта по аккредитации ФИО2
Согласно протоколу заседания от 22.11.2013 эксперт по аккредитации ФИО2 подтвердила, что ею не была проведена тщательная проверка соответствия общества критериям аккредитации, и согласилась, что система менеджмента качества в данной организации не внедрена.
Законодательное определение критериев аккредитации, а также обязанности проведения проверки заявителя критериям аккредитации обусловлено необходимостью подтверждения их компетенции по выполнению работ по оценке соответствия продукции обязательным требованиям технических регламентов. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Основываясь на установленных фактических обстоятельствах дела, суды посчитали, что надлежащая проверка соответствия заявителя критериям аккредитации служит обеспечению безопасности выпускаемой на территории Российской Федерации продукции.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества.
Ссылки в кассационной жалобе на положения Федерального закона от 28.11.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» нельзя признать обоснованными, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений, а также рассмотрения дела в суде названный закон не вступил в законную силу.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, поэтому подлежат отклонению.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.03.2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 по делу № А40-173887/13-154-1581 оставить без изменения. Кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АвтоПорталПроб» оставить без удовлетворения.
Председательствующий-судья В.ФИО5
Судьи: Е.А.Ананьина
М.В.Борзыкин