ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб-сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№09АП-67614/2018
г.Москва Дело №А40-174276/18
26 февраля 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: | ФИО1, ФИО2, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу Департамента образования Ярославской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2018, принятое судьей Махлаевой Т.И. (2-1363)
по делу №А40-174276/18
по заявлению Департамента образования Ярославской области
к Министерству финансов Российской Федерации
третье лицо: Федеральное казначейство
о признании недействительными приказов, о взыскании средств,
при участии:
от заявителя: | не явился, извещен; |
от ответчика: | ФИО3 по дов. от 25.07.2016; |
от третьего лица: | ФИО4 по дов. от 13.12.2018; |
У С Т А Н О В И Л:
Департамент образования Ярославской области (далее также – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительными приказов Министерства финансов Российской Федерации (далее также – ответчик, Минфин России) от 12.04.2018 №№219, 220, 221 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета», а также о взыскании средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Ярославской области в размере 740 646, 20 руб.
Решением суда от 30.10.2018, принятым по данному делу, в удовлетворении заявления Департамента отказано в полном объеме. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что средства федерального бюджета в размере 740 646, 20 руб. использованы заявителем с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить по изложенным в ней основаниям и заявленные требования удовлетворить.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании возражали против доводов и требований заявителя, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено апелляционным судом в его отсутствие.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей ответчика и третьего лица, поддержавших в судебном заседании изложенные в отзыве на жалобу и письменных объяснениях доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, с 16.01.2018 по 24.01.2018 Управлением Федерального казначейства по Ярославской области (далее также – УФК по Ярославской области) в Департаменте образования Ярославской области проведена камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
УФК по Ярославской области осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере на основании Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 №41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», Положения о Федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №703, и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Внеплановая камеральная проверка проведена контролером-ревизором Контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по Ярославской области на основании приказа УФК по Ярославской области от 10.01.2018 №11 «О проведении внеплановой камеральной проверки» и поручения Федерального казначейства от 13.12.2017 №07-02-06/17-960.
По результатам внеплановой камеральной проверки УФК по Ярославской области составлен акт выездной проверки от 24.01.2018, в котором зафиксированы выявленные бюджетные нарушения, совершенные органом исполнительной власти Ярославской области и выразившиеся в нарушении условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Указанные нарушения послужили основанием для направления в адрес Минфина России уведомления от 15.03.2018 №07-04-04/09-4150 о применении бюджетных мер принуждения (далее также – уведомление), которое вынесено Федеральным казначейством по результатам рассмотрения материалов внеплановой проверки.
В соответствии с требованиями Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №329, Минфин России подготовил приказы от 12.04.2018 №№219, 220 и 221 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».
Оспариваемыми приказами в отношении Правительства Ярославской области (Департамента образования Ярославской области) применены меры бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Ярославской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Ярославской области.
Сумма взыскания согласно приказам Минфина России от 12.04.2018 №219 составила 580 555, 56 руб., от 12.04.2018 №220 – 170 152, 47 руб. и от 12.04.2018 №221 – 196 769, 49 руб.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента образования Ярославской области в арбитражный суд с настоящим заявлением с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 №61 утверждена Федеральная целевая программа Российской Федерации развития образования на 2011-2015 годы (далее также – ФЦП №61).
В целях реализации мероприятий означенной целевой программы постановлением Правительства Ярославской области от 29.12.2012 №1567-п утверждена областная целевая программа «Модернизация профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики Ярославской области» на 2013-2015 годы» (далее также – ОЦП №1567-п).
Государственным заказчиком – координатором ФЦП №61 является Министерство образования и науки Российской Федерации (паспорт ФЦП №61), ответственным ОЦП №1567-п – Департамент образования Ярославской области (паспорт ОЦП №1567-п).
Предоставление субсидии на финансовое обеспечение мероприятий ФЦП №61 в проверяемом периоде предусмотрено Законом Ярославской области от 25.12.2014 №85-з «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (в ред. 02.04.2015 №10-з, от 08.07.2015 №53-з, от 05.10.2015 №75-3, от 24.12.2015 №105-з) в сумме 70 468 700 руб., в том числе: за счет федерального бюджета в сумме 25 108 700 руб.; за счет средств областного бюджета в сумме 35 260 000 руб.; за счет внебюджетных источников в сумме 10 100 000 руб.
В целях установления порядка предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее также – Правила №61) (Приложение №8 к ФЦП №61).
Субсидия предоставляется и распределяется на софинансирование мероприятий региональных программ развития образования и государственных программ субъектов Российской Федерации программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской федерации) в сфере образования (п.2 Правил №61).
Субсидия предоставляется в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству образования и науки Российской Федерации (п.3 Правил №61).
Условиями предоставления субсидии являются: а) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, по реализации мероприятий региональных программ; б) наличие утвержденной региональной программы, разработанной с учетом целей, задач и мероприятий Программы и включающей в себя мероприятия, совпадающие с мероприятиями Программы, в рамках которых предоставляется субсидия.
Субсидия предоставляется на основании Соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.7 Правил №61).
Перечисление средств субсидии в бюджет субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о перечислении субсидии (п.21 Приложения №8 к ФЦП №61).
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения получателем субсидии условий, установленных Правилами №61, а также условий и обязательств, предусмотренных соглашением, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (п.25 Правил №61).
Пунктом 24 Правил №61 установлено, что порядок и условия возврата средств субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушений обязательств, предусмотренных соглашением, и их последующего использования определены в соответствии с пунктами 16-20 и 23 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 30.09.2014 №999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее также – Правила №999).
Вместе с тем Правила №999 являются общими при распределении и предоставлении всех видов субсидии, определяемых их целевым назначением (п.3 и п.4 Правил №999).
При этом положения Правил №999 необходимо учитывать при оценке действий государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по эффективному (неэффективному) использованию средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета).
Правила №999 предусматривают, в том числе порядок предоставления субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, и в этой связи также должны приниматься во внимание (п.6 Правил №999).
Пунктом 22 Правил №999 предусмотрено применение мер бюджетного принуждения, установленных бюджетным законодательством в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Таким образом, условия Правил №№61, 999 обязательны для всех, в том числе для участников межбюджетных отношений, связанных с предоставлением субсидий из федерального бюджета.
В целях реализации мероприятий Федеральной целевой программы между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Ярославской области заключено Соглашение от 29.07.2015 №06.600.24.0039 о предоставлении субсидии из федерального бюджета субсидии бюджету Ярославской области на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 года (далее также – Соглашение №06.600.24.0039).
Предметом указанного Соглашения является предоставление в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ярославской области на финансовое обеспечение мероприятий Программы государственной программы Российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №295, используемой на софинансирование мероприятий региональных программ развития образования и государственных программ субъекта Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъекта Российской Федерации) в сфере образования по следующим направлениям: разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации, предусмотренное по разделу 07 «Образование», подразделу 04 «Среднее профессиональное образование», 05 «Профессиональная подготовка и повышение квалификации», подразделу 09 «Другие вопросы» целевой статье 0265026 «Субсидия на финансовое обеспечение мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, виды расходов 521 «Субсидия, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, КОСГУ 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», коду главного распорядителя средств федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации 074 и на основании Закона Ярославской области от 25.12.2014 № 85-з «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы» и постановления Правительства Ярославской области от 29.12.2012 № 1567-п «Об утверждении областной целевой программы «Модернизация профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики Ярославской области» на 2013-2015 годы».
Согласно п.1.3 Соглашения №06.600.24.0039 размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Ярославской области по Соглашению, составляет 25 108 700 рублей, из них: по подразделу 04 «Среднее профессиональное образование» 23 558 700 руб.; по подразделу 05 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» 1 250 000 руб.; по подразделу 09 «Другие вопросы в области образования» 300 000 руб.
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Ярославской области и (или) в муниципальных бюджетах, по Соглашению составляет 30 000 000 руб.
При этом средства субсидии за счет средств федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий ФЦП №61 предусмотрены бюджету Ярославской области в сумме 25 108 700 руб. и доведены до Ярославской области уведомлением по расчетам между бюджетами по бюджетным трансфертам ф.0504817 от 20.08.2015.
В силу п.1.2. Соглашения №06.600.24.0039 одним из условий предоставления и расходования субсидии является наличие бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Ярославской области на исполнение расходного обязательства Субъекта, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета по реализации региональной программы с учетом установленного уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета.
В Законе Ярославской области от 25.12.2014 №85-з отражено софинансирование по Соглашению №06.600.24.0039 ОЦП-1567-п в сумме 25 108 700 руб.
Пунктом 2.1. данного Соглашения предусмотрено, что Министерство образования и науки Российской Федерации обязуется довести до Ярославской области лимиты бюджетных обязательств и в соответствии с заявкой предоставить Ярославской области субсидию при условии выполнения им условий, предусмотренных Соглашением.
Ярославская область в свою очередь обязуется: соблюдать условия, установленные при предоставлении субсидии, в соответствии с нормативным правовым актом, указанным в п.1.1 Соглашения, в том числе указанные в заявке на участие в конкурсном отборе региональных программ развития образования (подп.2.3.1 п.2.3 Соглашения); осуществлять софинансирование на основании нормативного правового акта, указанного в п.1.1 Соглашения (подп.2.3.1 п.2.3 Соглашения).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения (п.5.1 Соглашения).
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (п.3.2 Соглашения.)
При этом с учетом изложенных пунктов Соглашения №06.600.24.0039 заявителю при заключении Соглашения было известно об условиях предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета, а также о мерах, подлежащих применению в соответствии с бюджетным законодательством за нарушение указанных условий Соглашения, однако нарушения указанных условий были допущены заявителем.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также – БК РФ) установлено, что расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
В силу пунктов 1, 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно ст.132 БК РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Расходное обязательство, возникающее при разработке и внедрении программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации, в соответствии с условиями Соглашения №06.600.24.0039 является расходным обязательством субъекта Российской Федерации – Ярославской области.
При этом Российская Федерация осуществляет софинансирование данного расходного обязательства путем предоставления субсидии бюджету Ярославской области (п.1 ст.132 БК РФ).
На основании ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, а так же путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Таким образом, при разработке и внедрении программ модернизации систем профессионального образования в Ярославской области получатель субсидии должен был обеспечить уровень софинансирования, то есть процентного соотношения средств федерального и регионального бюджета, установленного «Заявкой Ярославской области» к Соглашению, а именно: из федерального бюджета 1 250 000 руб., из регионального бюджета и местных бюджетов 2 800 000 руб. (приказ №219); из федерального бюджета 300 000 руб., из регионального бюджета и местных бюджетов 2 050 00 руб. (приказ №220); из федерального бюджета 23 558 700 руб., из регионального бюджета и местных бюджетов 25 150 00 руб. (приказ №221).
Вместе с тем, как усматривается из акта проверки от 24.01.2018 (стр.3-14 акта), перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 196 769, 49 руб. (23 558 700 – 23 361 930, 51) (приказ №221); 580 555, 56 руб. (1 250 000 – 669 444, 44) (приказ №219) и 170 152, 47 руб. (300 000 – 129 847, 53) (приказ №220).
При таких обстоятельствах УФК по Ярославской области пришло к правомерному выводу о совершении Департаментом образования Ярославской области в 2015г. бюджетного нарушения, которое выразилось в несоблюдении условий предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета на финансирование мероприятий в рамках ФЦП №61.
Согласно п.3.2 Соглашения №06.600.24.0039 за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения Стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 3.1 Соглашения №06.600.24.0039 предусмотрено, что в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Допущенные Департаментом бюджетные нарушения зафиксированы УФК по Ярославской области в акте проверки от 24.01.2018.
Понятие бюджетного нарушения, а также основания применения бюджетной меры принуждения предусмотрены ст.ст.306.1 и 306.2 БК РФ.
Бюджетным нарушением согласно п.1 ст.306.1 БК РФ признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля (п.1 ст.306.2 БК РФ).
К бюджетным мерам принуждения, в том числе отнесено бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (п.2 ст.306.2 БК РФ).
В соответствии с п.5 ст.306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Согласно ст.ст.306.2, 306.3 БК РФ финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса. Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 БК РФ, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления.
В силу п.10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.
Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом (п.4 ст.306.2 БК РФ).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 №74н утвержден Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств).
Пунктом 2 означенного Порядка предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.
В силу ст.306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Бюджетная мера принуждения является способом принудительного возврата (восстановления) бюджетных средств в тот бюджет, из которого они были предоставлены другому бюджету, в связи с совершением бюджетного нарушения властями публично-правового образования – субъекта Российской Федерации, бюджету которого были предоставлены средства субсидии из федерального бюджета.
Федеральным казначейством с учетом вышеуказанных норм бюджетного законодательства в Минфин России было направлено уведомление от 15.03.2018 №07-04-04/09-4150 о применении к Правительству Ярославской области (Департаменту образования Ярославской области) бюджетных мер принуждения, в котором указана общая сумма бюджетного нарушения 947 477, 52 руб.
Пунктом 1.3 Соглашения установлен размер субсидии из федерального бюджета (25 108 700 руб.) и объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Ярославской области (местных бюджетах) на исполнение расходных обязательств Ярославской области по Соглашению №06.600.24.0039 (30 000 000 руб.).
Согласно п.17 Правил №61 уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95% расходного обязательства.
При этом объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования, но не менее чем в объеме, необходимом для обеспечения установленного для субъекта уровня софинансирования (п.18 Правил №61).
Сроки выполнения обязательств Ярославской области по финансированию расходного обязательства определены п.1.2 Соглашения №06.600.24.0039, в соответствии с которым условием предоставления и расходования субсидии является наличие в бюджете Ярославской области бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Ярославской области по реализации мероприятий региональных программ, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме не менее установленного п.1.3 Соглашения №06.600.24.0039 (то есть не менее 30 000 000 руб.).
Таким образом, бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства по Соглашению №06.600.24.0039 были направлены из бюджета Ярославской области в меньшем объеме, чем это было предусмотрено п.1.3 Соглашения №06.600.24.0039 (26 379 309 руб. вместо 30 000 000 руб.).
Из изложенного следует, что Правительством Ярославской области (Департаментом образования Ярославской области) нарушено условие предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета, предусмотренное Заявкой Ярославской области к Соглашению №06.600.24.0039, что образует состав бюджетного нарушения, предусмотренного ст.306.8 БК РФ.
Принцип софинансирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации заключается в одновременном расходовании переданных из федерального бюджета средств субсидии и средств бюджета субъекта Российской Федерации в установленной и согласованной между такими средствами пропорции на предусмотренные программные мероприятия (целевое использование), а не в получении экономии средств бюджета субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах нарушение заявителем условий софинансирования привело к необоснованной экономии бюджетных средств Ярославской области за счет расходования средств федерального бюджета (субсидии), а также к необоснованному финансированию за счет средств федерального бюджета дефицита бюджета Ярославской области, то есть к неосновательному обогащению бюджета Ярославской области за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и руководствуясь положениями бюджетного законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые приказы изданы Минфином России при наличии к тому предусмотренных действующим законодательством оснований в пределах срока, установленного п.6 ст.306.2 БК РФ и Порядком №74н, подписаны уполномоченным должностным лицом, прав и законных интересов заявителя не нарушают.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными приказов Минфина России от 12.04.2018 №№219, 220, 221 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета», а также о взыскании средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Ярославской области в размере 740 646, 20 руб. правомерен.
Доводы, изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом первой инстанции и им дана правильная оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводынесостоятельны и не могут быть положены в основу вывода о необходимости отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение в обжалуемой части, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2018 по делу №А40-174276/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: Е.В.Пронникова
Судьи: Л.А.Москивна
ФИО2
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.