ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-176985/19 от 10.06.2020 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

18.06.2020                                                                             Дело №А40-176985/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2020

Полный текст постановления изготовлен 18.06.2020

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,

судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от заявителя по делу – Администрации городского округа Балашиха – ФИО1 (представителя по доверенности от 16.01.2020),

от Федеральной антимонопольной службы – ФИО2 (представителя по доверенности от 22.08.2019),

рассмотрев 10.06.2020 в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха

на решение от 14.10.2019

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 30.01.2020

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А40-176985/2019

по заявлению Администрации городского округа Балашиха

к Федеральной антимонопольной службе

об оспаривании решения, предписания,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа Балашиха (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения и предписания Федеральной антимонопольной службы от 19.04.2019 по делу № 1-15-134/00-08-18.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе администрация просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, неполное их исследование, и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

В отзыве на кассационную жалобу Федеральная антимонопольная служба просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Федеральной антимонопольной службы  возражал против ее удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав представителей администрации и службы, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.

Арбитражные суды установили, что на основании приказов ФАС России  от 25.05.2017 № 688/17 «О проведении внеплановой выездной проверки» и от 04.07.2017 № 886/17 «О продлении срока проведения внеплановой выездной проверки, утвержденной приказом ФАС России от 25.05.2017 № 688/17», Федеральной антимонопольной службой в период с 31.05.2017 по 31.08.2017 проведена проверка в отношении администрации на предмет соблюдения администрацией требований антимонопольного законодательства.

По результатам проверки Федеральной антимонопольной службой  принято решение от 19.04.2019 по делу № 1-15-134/00-08-18, согласно которому бездействие администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по осуществлению действий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Балашиха Московской области без действующих разрешений по следующим адресам: <...> км + 250 м справа; ул. Советская, <...>; <...> около <...> около <...> + 850 м, справа; Разинское шоссе, середина д. 69; а/д М-7 «Волга», 28 км + 750 м, слева; Улица Терешковой, напротив д. 13; Щелковское ш-се, 24 км + 420 м, слева; а/д «М-7 Волга», Шоссе энтузиастов, 16 км + 700 м, слева; <...> справа; Носовихинское ш., 3 км + 280 м, справа; ул. Трубецкая, напротив <...> + 850 м, справа признано нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Данным решением также было признано бездействие администрации, выразившееся в не включении в Схему рекламных конструкций, на установку и эксплуатацию которых администрацией выданы разрешения по адресу: ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», конец стр. 90; ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», середина стр. 90.

На основании этого решения Федеральная антимонопольная служба  выдала администрации предписание от 19.04.2019 по делу № 1-15-134/00-08-18 об устранении нарушения, которым указала администрации прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

– в срок до 03.06.2019 обеспечить осуществление демонтажа незаконно установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Балашиха Московской области рекламных конструкций (без соответствующих разрешений), установленных по следующим адресам: <...> км + 850 м, справа; Щелковское ш-се, 24 км + 420 м, слева; а/д «М-7 Волга», Шоссе энтузиастов, 16 км + 700 м, слева; Носовихинское ш., владение 4, справа; Носовихинское ш., 12 км + 850 м, справа;

– в срок до 08.07.2019 включить в Схему рекламные конструкции, на установку и эксплуатацию которых администрацией выданы разрешения, с предварительным согласованием указанной Схемы с уполномоченным органом исполнительной власти и последующим размещением на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», конец стр. 90; ул. Пригородная, напротив ТЦ «Лента», середина стр. 90.

Не согласившись с данными решением и предписанием Федеральной антимонопольной службы, администрация оспорила их в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности оспариваемых актов Федеральной антимонопольной службы, признав доказанным бездействие администрации в нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в неисполнении обязанности по осуществлению действий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения.

При этом суды согласились с Федеральной антимонопольной службой в том, что бездействие администрации, выразившееся в не осуществлении действий, направленных на включение в Схему рекламных конструкций, установленных на территории муниципального района или городского округа на основании выданных разрешений может повлечь за собой необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами - владельцами рекламных конструкций, установленных на территории муниципального района или городского округа и включенных в схему.

Так, владельцы рекламных конструкций, включенных в Схему, в результате указанного бездействия администрации не могут полноценно осуществлять свою хозяйственную деятельность в рыночных условиях, так как не располагают информацией о местах установки рекламных конструкций компаний-конкурентов, не включенных в Схему, установленных на землях на территории муниципального образования, об их количестве на рынке, о проводимых ими рекламных кампаниях, о ценовой политике и др., и, следовательно, не могут спланировать проведение своих рекламных кампаний, вследствие чего несут необоснованные убытки.

Владельцы рекламных конструкций, установленных на землях муниципального образования и не внесенных в Схему, получают необоснованные преимущества для осуществления своей хозяйственной деятельности на рынке.

Владельцы рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых в соответствии с разрешениями на территории муниципального образования и не включенных в Схему, установленные в непосредственной близости от рекламных конструкций компаний, включенных в схему, обладают информацией об их владельцах, о ценах за размещение рекламы на таких конструкциях, что может повлечь за собой недобросовестную ценовую конкуренцию с их стороны.

Оспариваемое предписание Федеральной антимонопольной службы, как указали суды, является исполнимым, содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить администрации; выдано лицу, противоправные бездействие которого повлекли нарушение антимонопольного законодательства, и направлено на устранение выявленных нарушений.

Суды также приняли во внимание, что в связи с наличием в бездействии администрации, выраженном в неисполнении обязанности по осуществлению действий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Федеральная антимонопольная служба  ранее на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции направила администрации предупреждение от 01.12.2017 № АГ/84126/17 о необходимости прекращения данных действий (бездействия) путем обеспечения осуществления демонтажа незаконно установленных и эксплуатируемых на территории городского округа Балашиха Московской области рекламных конструкций (без соответствующих разрешений), которое администрацией исполнено не было.

Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов сторон спора, и сделаны, вопреки мнению администрации, при правильном применении Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» с соблюдением положений АПК РФ,.

Доводы кассационной жалобы администрации о несоблюдении Федеральной антимонопольной службой порядка и сроков принятия решения, не исполнимости предписания в установленные в нем сроки, необходимости привлечения в заинтересованных лиц ГУИП Московской области и собственников рекламных конструкций, отклоняются, поскольку свидетельствуют о несогласии с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ, и не основаны на положениях АПК РФ.

Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу № А40-176985/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий судья                                                             Е.Е. Шевченко

Судьи                                                                                                                      Е.А. Ананьина

                                                                                                      В.В. Кузнецов