ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-180333/2021 от 21.02.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

проезд Соломенной Сторожки, д.12, Москва, 127994, ГСП-4

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб-сайта: https://9aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-1446/2022

г. Москва Дело № А40-180333/21

24 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи: Л.А. Москвиной,

судей:

В.И. Попова, С.Л. Захарова,

при ведении протокола:

секретарем судебного заседания Э.Э. Яриевым,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу АО «РСК «МиГ»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2021 по делу №А40-180333/21 (140-3494)

по заявлению АО «РСК «МиГ»

к МИ ФНС по КН №4, ФНС России

о признании незаконным решения,

при участии:

от заявителя:

Харламов А.И. по дов. от 20.10.2021;

от ответчика:

Гончаренко Е.Н. по дов. от 11.05.2021;

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Российская самолетостроительная корпорация «МИГ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №4 к Федеральной налоговой службе о признании незаконным решение Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №4 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.03.2021 № 18 и Решение по апелляционной жалобе Федеральной налоговой службы от 21.06.2021 № КЧ-4-9/8662@ в части отказа на возмещение из бюджета налога в сумме 190 979 064 руб.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2021 требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель ответчиков поддержал оспариваемый судебный акт.

Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.

При исследовании материалов дела установлено, что Межрегиональной инспекцией в соответствии со статьей 88 Налогового НК РФ Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации (корректировка № 1) АО «РСК «МиГ» по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года, представленной 09.07.2020.

По результатам камеральной налоговой проверки Межрегиональной инспекцией составлен акт от 14.01.2021 № 7 и вынесено решение от 18.03.2021 № 18, в соответствии с которым налогоплательщику предложено уменьшить заявленный к возмещению из бюджета НДС на 190 979 064 руб., восстановить (доначислить) в бюджет излишне возмещенный налог в размере 17 183 729 рублей.

Налоговым органом вынесено решение от 18.03.2021 № 18/1 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, в соответствии с которым АО «РСК «МиГ» отказано в возмещении НДС в сумме 190 979 064 рублей.

Решением ФНС России от 21.06.2021 № КЧ-4-9/8662@ апелляционная жалоба налогоплательщика на решение от 18.03.2021 № 18 оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

В уточненной (корректировка № 1) налоговой декларации за 3 квартал 2019 года Налогоплательщик заявил к вычету НДС в общей сумме 190 979 064 руб. по счетам- фактурам в связи с приобретением товаров (работ, услуг) общепроизводственного, общехозяйственного назначения, использованных в производстве продукции (работ, услуг) в 3 квартале 2019 года.

В ходе мероприятий налогового контроля установлено, что между Обществом (Продавец) и Министерством обороны Сирийской Арабской Республики (Покупатель) заключен контракт от 16.01.2007 № РСКУ776041110120 (далее - Контракт) на поставку военной техники, в том числе девяти самолетов МиГ-29М и трех самолетов МиГ-29М2.

Общество 02.04.2012 поставило на учет в качестве экспериментальных воздушных судов самолеты МиГ-29М № 7001 (бортовой номер 741) и МиГ-29М2 № 7011 (бортовой номер 747) для последующего облета, доработки и поставки по Контракту.

При этом Общество поясняет, что НДС по товарам не принят к вычету в пределах трехгодичного срока с даты составления счетов-фактур (2010-2014гг.), поскольку изначально товар приобретался для экспортных операций и вычет НДС планировалось произвести на дату отгрузки экспортированных товаров. Вместе с тем, в 2019 году Заявитель изменил свои намерения в отношении двух самолетов и четырех авиадвигателей (№ Т4211001, № Т4211002, №Т4211003, №Т4211004), решив исключить их из состава самолетов и двигателей, предназначенных для поставки по Контракту, и принял на учет в качестве основных средств на основании приказа исполняющего обязанности генерального директора АО «РСК «МиГ» Крючковой Я.В. от 30.08.2019 № 4153-02-388-2019.

Налогоплательщик полагает, что трехлетний срок для заявления налогового вычета по НДС необходимо отсчитывать от даты издания данного приказа, явившегося основанием для принятия ТМЦ на учет в качестве основных средств, что и повлекло за собой представление уточненной (корректировка № 1) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 года.

В соответствии с пунктом 4 статьи 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем 3 операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пункту 1.1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.05.2016 № 150-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового НК РФ Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 150-ФЗ) в отношении сумм НДС по товарам, используемым в операциях по реализации товаров на экспорт, и принятым на учет до 01.07.2016 применяются положения пунктов 1, 8 и 10 статьи 165, пункта 3 статьи 172 НК РФ, действовавшие до вступления в силу Федерального закона № 150-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 150-ФЗ) вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1-8 статьи 171 Ж РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном статьей 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Ж РФ.

При этом на основании пункта 9 статьи 167 Ж РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.8-1, 2.10, 2.13, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Ж РФ, не собран в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 НК РФ, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ.

На основании пункта 2 статьи 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком- либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Ж РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 27 постановления Пленума от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС» (далее - Постановление № 33) налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из 5 входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов. При этом правило пункта 2 статьи 173 НК РФ о трехлетием сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.

В соответствии с пунктом 28 Постановления № 33 при применении пункта 2 статьи 173 НК РФ суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий.

В связи с этим право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 2428-0, возмещение НДС возможно, в том числе за пределами установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ срока, если реализации права налогоплательщика в течение этого срока препятствовали обстоятельства, связанные, в частности, с невыполнением налоговым органом возложенных на него обязанностей или с невозможностью получить возмещение, несмотря на своевременно предпринятые к тому действия со стороны налогоплательщика.

Разрешение вопроса о правомерности предоставления налогоплательщику права на применение налогового вычета по НДС с учетом предусмотренного законодателем срока на его реализацию осуществляется правоприменительными органами исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, позволяющих установить соответствующий налоговый период, с которым связано начало течения указанного срока, а также обстоятельств, препятствовавших его соблюдению.

09.07.2020 АО «РСК «МиГ» в Налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация (корректировка № 1) по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года, в которой заявлено право на применение налоговых вычетов по НДС в сумме 190 979 064 рубля на основании счетов-фактур, датированных 2010-2014 годами.

В рамках налоговой проверки Обществом представлены письменные пояснения, из которых следует, что указанные счета-фактуры выставлены Заявителю при приобретении ТМЦ для осуществления экспортных поставок в рамках Контракта.

Между Обществом (Продавец) и Министерством обороны Сирийской Арабской Республики (Покупатель) заключен контракт от 16.01.2007 № РСК/776041110120 на поставку военной техники, в том числе девяти самолетов МиГ-29М и трех самолетов МиГ- 29М2. Контракт вступил в силу с 01.08.2008 (на основании письма АО «РСК «МиГ» от 18.07.2018 № 4111-12-2583-2008). Первая поставка планировалась не позднее 01.08.2011.

Дополнительными соглашениями от 18.11.2015 № РСК/7760411120-50110, от 22.08.2016 № РСК/7760411120-60111, от 19.02.2018 № РСК/7760411120-70113 от 23.03.2020 № РСК/7760411120 стороны переносили сроки поставки самолетов. При этом причины изменений сроков поставки в данных дополнительных соглашениях не обозначены.

Ближайшая дата последнего определенного срока исполнения контрактов, исходя из имеющейся у Налогового органа информации (в соответствии с дополнительным соглашением от 23.03.2020 № РСК/7760411120), - октябрь-ноябрь 2021 года для технического обучения летного состава и ИТС Покупателя в стране Продавца, а также декабрь 2021 года для поставки части самолетов в рамках I этапа.

Решением от 24.05.2010 № 158-941С/9.47С-2010 о порядке проведения испытаний экспортных модификаций многофункциональных фронтовых истребителей МиГ-29М и МиГ-29М2 для ВВС Сирийской Арабской Республики (г/п 760) определено, что в рамках выполнения Контракта с г/п 760 опытно-конструкторские работы не оплачиваются Инозаказчиком, а проводятся за счет собственных средств АО «РСК «МиГ».

В 2012 году изготовлено два воздушных судна МиГ-29М (бортовой номер 741) и МиГ-29М2 (бортовой номер 747).

Налогоплательщиком 26.03.2012 поданы заявления № 1175-12-392-2012 и № 1175- 12-393-2012 о государственном учете воздушного судна и выдаче «Свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна».

При этом в адрес Департамента авиационной промышленности Минпромторга России представлена справка от 26.03.2012 № 1175-12-389-2012 о том, что рассматриваемые воздушные суда являются собственностью Заявителя и находятся в незавершенном производстве.

На основании представленных заявлений выданы свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна: от 02.04.2012 № 446 (МиГ-29М2, бортовой номер 747, серийный номер 7011); от 02.04.2012 № 447 (МиГ-29М2, бортовой номер 741, серийный номер 7001).

Кроме того, выданы Удостоверения о годности к полетам экспериментального воздушного судна: от 02.04.2012 № 29/13-445 (МиГ-29М2, бортовой номер 741, серийный номер 7001); от 02.04.2012 № 29/13-444 (МиГ-29М2, бортовой номер 747, серийный номер 7011).

Таким образом, 02.04.2012 данные воздушные суда поставлены на государственный учет, о чем говорит выдача вышеупомянутых Свидетельств о государственном учете экспериментальных воздушных судов.

В бухгалтерском учете затраты, связанные с производством продукции, отражают по дебету счета 20. По кредиту этого счета показывают выпуск готовой продукции: Д 43 - К 20.

АО «РСК «МиГ» представило выписки по балансовому счету 20 «Основное производство»: счет 20410 - изделие 9.41 (МиГ29к, бортовой номер 741, заводской номер 7001); счет 20460 - изделие МиГ-29КУБ.

Следовательно, для постановки на учет воздушные суда должны являться готовой продукцией.

Как указывает в апелляционной жалобе Заявитель, свидетельства о государственном учете экспериментальных воздушных судов выданы для целей учета и осуществления облетов (экспериментальных полетов) данных самолетов и не являются документами, удостоверяющими право собственности на них, а также не подтверждают факт завершения производства воздушных судов.

Названное противоречит материалам камеральной налоговой проверки и судебного дела, поскольку в свидетельствах от 02.04.2012 № 447 и № 446 собственником и эксплуатантом рассматриваемых истребителей поименовано ОАО «РСК «МиГ». Более того, Общество самостоятельно сообщило об этом в Департамент авиационной промышленности Минпромторга России (справка от 26.03.2012 № 1175-12-389-2012).

Рабочим протоколом от 03.04.2012 указано, что в период с 28 марта по 03 апреля 2012 года делегация ВВС Сирийской Арабской Республики (далее - Сирийская сторона) посетила АО «РСК «МиГ» с целью проведения технической инспекции во исполнение положений статьи 22 Контракта на поставку самолетов МиГ-29М/М2.

Пункт 22.1 статьи 22 Контракта гласит: «Продавец (АО «РСК «МиГ») организует, а Покупатель (Сирийская сторона) проведет в стране Продавца Техническую инспекцию, которая включает до трех тестовых полетов с участием летного состава Покупателя и ознакомление инженерно-технического состава Покупателя с Самолетом».

Согласно данном протоколу, Сирийская сторона провела Техническую инспекцию, которая включала в себя два тестовых полета на самолете МиГ-29М2. Замечания к техническим характеристикам бортового радиоэлектронного оборудования самолета у Сирийской стороны отсутствуют.

Кроме того, Российская сторона проинформировала Сирийскую сторону об отсутствии возможности поставки самолетов МиГ-29М/М2 с импортными комплектующими в связи с принятыми против Сирии экономическими санкциями, также Налогоплательщиком представлен откорректированный технический облик самолетов МиГ-29М/М2, поскольку произведена замена импортных комплектующих на российские.

Иные замечания по данному контракту в Протоколе не изложены. При этом в Протоколе от 03.04.2012 отсутствует информация о создании экспериментальных судов, а также информация о смене намерений АО «РСК «МиГ» в отношении этих судов (отказ от поставки их на экспорт). Вместе с тем, в рассматриваемый момент АО «РСК «Миг» данные самолеты уже поставлены на учет в качестве экспериментальных.

После технической инспекции сторонами подписано дополнительное соглашение от 30.06.2012 №РСК/7760411120-20109 к Контракту с внесением изменений в технические лица самолетов МиГ-29М/М2. Информация о поставке, в которой два самолета (созданные экспериментальные суда: МиГ-29М и МиГ-29М2) будут с импортными комплектующими, а остальные самолеты с российскими комплектующими, в Дополнительном соглашении не описывалась.

При этом дополнительное соглашение такого содержания не заключено по настоящее время.

Как было указано выше, срок поставки самолетов - декабрь 2021 года, то есть экспортный контракт не прекращен и не приостановлен. На момент подачи апелляционной жалобы (конец декабря 2021 года) сведения об исполнении либо расторжении Контракта Заявителем также не представлены.

Таким образом, по состоянию на 30.06.2012 у самолетов МиГ-29М/М2 изменено техническое лицо.

Следовательно, изготовленные экспериментальные суда не подходили к требованиям Контракта с внесенными в него изменениями от 30.06.2012.

Техническое лицо (технический облик) авиационного комплекса - это совокупность количественно-качественных показателей (характеристик, параметров, свойств), определяющих конструктивно-аэродинамическую схему авиационного комплекса, состав и технические характеристики его силовой установки, бортового оборудования и вооружения. Названное свидетельствует о том, что техническое лицо самолета является определяющей его характеристикой, и Налогоплательщик в момент внесения указанных изменений в 2012 году очевидно знал, что спорные самолеты уже не смогут быть поставлены в рамках Контракта, поскольку, как минимум, это не предусмотрено его условиями.

Вместе с тем, только спустя семь лет, Приказом от 30.08.2019 № 4153-02-388-2019 исключены из состава, предназначенного для поставки по Контракту, самолеты № 7001 (б/н 741), № 7011 (б/н 747) и авиадвигатели № Т4211001, № Т4211002, № Т4211003, №Т4211004, поскольку они приняты на учет в качестве основных средств Налогоплательщика.

Так, на основании представленного в ходе налоговой проверки приказа исполняющего обязанности генерального директора АО «РСК «МиГ» от 30.08.2019 №4153-02-388-2019 и актов о приеме-передаче объектов основных средств от 30.08.2019 № 1, № 2 самолеты: МиГ-29М № 7001 (бортовой номер 741) и МиГ- 29М2 № 7011 (бортовой номер 747), а также авиадвигатели (№ Т4211001, № Т4211002, № Т4211003, № Т4211004) приняты на учет в качестве основных средств Общества с 30.08.2019.

К протоколу заседания инвентаризационной комиссии АО «РСК «МиГ» от 27.01.2020 № 4153-06-3-2020 приложены Акты технического состояния объекта основных средств от 05.12.2019, согласно которым рассматриваемые самолеты изготовлены в 2012 году, поставлены на учет и, начиная с апреля 2012 года, эксплуатируются, а двигатели, начиная с апреля 2012 года, эксплуатируются в составе самолетов.

При этом бухгалтерская справка от 31.12.2019, которая составлена в соответствии с протоколом инвентаризации и актами технического состояния от 05.12.2019 по самолетам МиГ-29М (бортовой номер 741, заводской номер 7001) и МиГ-29М2 (бортовой номер 747, заводской номер 7011) и четырем двигателям РД-ЗЗМК (заводские номера Т4211001, Т4211002, Т4211003, Т4211004), указывает следующее: «Установлено, что имущество изготовлено в 2012 году и поставлено на гос.учет, согласно свидетельствам о государственном учете экспериментального воздушного судна - № 446, № 447 от 02.04.2012, т.е. имущество являлось готовой продукцией».

Также Обществом представлены Инвентаризационные описи по незавершенному производству ЛИЦ им. А.В. Федотова за 2014-2017 годы.

Согласно данным документам, самолеты МиГ-29М2 (бортовой номер 747, заводской номер 7011) и МиГ-29М (бортовой номер 741, заводской номер 7001) по итогам инвентаризационной описи за 2014-2017 годы отнесены к основным средствам «Самолеты в незавершенном производстве».

При этом незавершенное производство - продукция, непрошедшая всех стадий технологического процесса, или незаконченные работы (п. 63 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 № 1598).

Кроме того, АО «РСК «МиГ» представлена служебная записка от 17.12.2020 №0004-15-991-2020, подписанная Заместителем начальника ЛИЦ им. А.В. Федотова Б.С. Лосевым: «1. Самолет МиГ-29М б/н 741: В настоящее время базируется в ЛИК-1, исправен. 2. Самолет МиГ-29М2 б/н 747: В настоящее время базируется в ЛИК-1, неисправен.»

Также, согласно служебной записке от 21.12.2020 № 0004-15-996-2020: «На самолете МиГ-29М2 б/н 747 срок действия удостоверения о годности к полетам экспериментального воздушного судна не продлевался по причине разукомплектованности данного самолета».

При этом в Формуляре 5.47.0000.0000.20 ФО на самолет МиГ-29М2 (изд.9.47С) №7011 б/н 747 (начало эксплуатации - 21.02.2012) в разделе 10 «Учет работы» за 30.08.2019 зарегистрирован тренировочный полет длительностью 0 часов 07 минут. После данной записи иные отметки о полетах не регистрировались, а по состоянию на 17.12.2020 самолет уже отмечен как неисправный.

Указанное свидетельствует, что на дату постановки на учет в качестве основного средства самолет МиГ-29М2 б/н 747 находился в неисправном состоянии. Таким образом, Общество в уточненной (корректировка № 1) декларации по НДС за 3 квартал 2019 года заявило право на вычет по НДС по вышедшему из строя самолету МиГ-29М2.

На основании статьи 20 Воздушного кодекса РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. При этом, как установлено пунктом 3 статьи 33 Воздушного кодекса РФ, экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Согласно всем пояснениям АО «РСК «МиГ» и представленным документам, экспериментальные воздушные суда поставлены на учет в 2012 году, поскольку в указанный период на них выданы Удостоверения о годности к полетам и Свидетельства о постановке на учет, как это и предусмотрено законодательством. Следовательно, с 2012 года воздушные суда фактически были готовы и могли быть введены в эксплуатацию и поставлены на учет в качестве основного средства, поскольку Воздушный кодекс РФ определяет экспериментальную авиацию как самостоятельный вид.

При этом никаких документальных и фактических изменений рассматриваемые самолеты с 2012 по 2019 год (момент постановки на учет) не претерпели, их статус с точки зрения определяемых законом видов авиации на гражданскую либо государственную не изменен, что могло бы стать основанием для иного способа их регистрации, эксплуатации и, как следствие, для оформления права собственности и постановки на учет в качестве основного средства. Указанное говорит о том, что они должны были быть поставлены на учет в качестве основных средств во 2 квартале 2012 года. Избранный же Налогоплательщиком подход позволил ему безосновательно искусственно манипулировать сроками, предусмотренными для реализации права на вычет по НДС, заявив его в 2019 году на основании счетов-фактур 2010-2014 годов.

Кроме того, в отношении готовой продукции под экспортный контракт реализовать право на вычет по НДС можно только под подтвержденный экспорт (которого у Общества нет), либо оно реализуется в общеустановленном порядке в течение трех лет с момента оприходования (ввода в эксплуатацию), то есть с 2012 года, в связи с чем срок заявления вычетов также очевидно истек.

Как было указано выше, согласно условиям Контракта, предметом поставки являются истребители: 9 самолетов МиГ-29М и 3 самолета МиГ-29М2, а не экспериментальные воздушные суда. Следовательно, Общество в 2012 году (момент выдачи свидетельств о постановки на учет экспериментальных воздушных судов) знало, что вычеты по данным самолетам не будут относиться к экспортной поставке.

С иной стороны, при экспорте несырьевых товаров вычеты по НДС можно заявить после того, как выполнены все нижеуказанные обязательные условия, установленные законодательством, но не позднее трех лет с даты принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1, п. 1.1, п. 3 ст. 172 НК РФ): налогоплательщик является плательщиком НДС и не применяет освобождение от этого налога; товары (работы, услуги) и имущественные права предназначены для деятельности, облагаемой НДС; товары (работы, услуги) и имущественные права приняты к учету (оприходованы).

При руководстве указанными нормами можно прийти к следующему выводу: с даты подписания дополнительного соглашения от 30.06.2012 Общество знало (должно было знать), что изготовленные экспериментальные суда не соответствуют требованиям Контракта (в редакции дополнительного соглашения от 30.06.2012) и спорные самолеты не будут экспортированы по Контракту. Соответственно, в отношении товаров, приобретенных для их изготовления, необходимо применять общеустановленный порядок заявления вычетов по НДС.

В рассматриваемой ситуации условия для счетов-фактур, заявленных к вычету, выполняются, но право на данные вычеты у Общества возникло либо в момент постановки на учет экспериментальных воздушных судов (02.04.2012), либо в момент подписания дополнительного соглашения от 30.06.2012 №РСК/7760411120-2019 к Контракту с внесением изменений в технические лица самолетов МиГ-29М/М2 (замена импортных комплектующих на российские).

Вместе с тем, информация о стоимости каждого экспериментального самолета, а также расшифровка этой стоимости по счетам-фактурам на работы и товары Налогоплательщиком не представлена.

На основании изложенного, с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 2428-0, в отношении товаров, при приобретении которых налогоплательщику выставлены счета-фактуры, датированные до 30.06.2012, условия для применения налогового вычета по НДС соблюдены и право на применение налогового вычета по НДС возникло во 2 квартале 2012 года. Следовательно, трехгодичный срок для заявления указанных вычетов истек 30.06.2015.

Таким образом, Налоговым органом не ставится под сомнение само право на спорные вычеты. В данной ситуации установлена лишь несвоевременность его реализации.

Указанное свидетельствует о том, что с учетом истечения законодательно установленного срока, Обществом завышена сумма налога к возмещению из бюджета за 3 квартал 2019 года в размере 190 979 064 рубля.

Кроме того, в отношении суммы заявленных вычетов в размере 35 394 698,12 руб. (из состава общей оспариваемой суммы в размере 190 979 064 руб.) необходимо отметить следующее.

Согласно пояснениям Налогоплательщика, суммы НДС по спорным счетам- фактурам предъявлены Обществу поставщиками до 01.07.2016 при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления экспортных поставок в рамках Контракта с Министерством Обороны Сирийской Арабской Республики. Общая сумма НДС заявленных к вычету счетов-фактур составляет 190 979 064 рубля.

В рассматриваемой декларации Заявитель предъявляет к вычету счета-фактуры под шесть объектов основных средств (два самолета и четыре двигателя). Как уже упоминалось выше, дата изготовления и ввод в эксплуатацию самолетов - 02.04.2012.

Таким образом, право на вычет по счетам-фактурам возникает 02.04.2012 (2 квартал 2012 года) и, как объясняется ранее, истекает 30.06.2015.

Однако, часть счетов-фактур датирована позднее 02.04.2012 (дата изготовления самолетов), следовательно, они не могут учитываться в составе изготовленных самолетов (в составе основных средств).

Спорные счета-фактуры датированы 4 кварталом 2014 года и ранее, что говорит о возникновении у Общества права на данные вычеты в сумме 35 394 698,12 руб. в 4 квартале 2014 года (и ранее) и истечении этого права 31.12.2017 (и ранее).

Таким образом, правомерность принятия к вычету суммы НДС по строке 120 раздела 3 и строке 120 раздела 4 в нарушение пп. 1.1 п. 1, п. 3 ст. 172 НК РФ не подтверждена в общем размере 190 979 064 рубля.

Фактически декларация, в которой заявлены спорные налоговые вычеты по НДС, представлена Обществом в налоговый орган 09.07.2020, то есть по истечении трехгодичного срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ.

При всех вышеуказанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно поддержал и признал соответствующим законодательству Российской Федерации о налогах и сборах вывод Межрегиональной инспекции о неправомерном заявлении Обществом налоговых вычетов по НДС по истечении трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ.

Вместе с тем, апелляционная жалоба АО «РСК «МиГ» не содержит ссылок на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального или процессуального права, что свидетельствует об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Кроме того, заявитель предъявляет к Межрайонной инспекции требования о признании незаконным решения от 18.03.2021 № 18 в части отказа на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 190 979 064 руб., а также об обязании возместить из бюджета налог в сумме 190 979 064 рубля.

Вместе с тем, в налоговой декларации (корректировка № 1) АО «РСК «МиГ» по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года Налогоплательщик заявил право на возмещении из бюджета суммы налога в размере 1 017 057 679 рублей. По итогам проверки ему возмещено 826 078 615 руб., а также отказано в праве на возмещение в размере 190 979 064 рубля. При этом ранее по первичной налоговой декларации АО «РСК «МиГ» по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года Заявителю возмещено 843 262 344 рубля.

Таким образом, сумма излишне возмещенного налога в размере 17 183 729 руб. (843 262 344 руб. - 826 078 615 руб.) подлежит восстановлению в бюджет, то есть доначислению. На данные обстоятельства имеется ссылка на стр. 20 решения от 18.03.2021 №18. Таким образом, АО «РСК «МиГ» некорректно сформулированы требования.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.

Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2021 по делу №А40-180333/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: Л.А. Москвина

Судьи: С.Л. Захаров

В.И. Попов