ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-180338/20 от 05.04.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной Сторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб-сайта: https://9aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-13590/2021

г. Москва                                                                                Дело № А40-180338/20

  апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2021 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи      Л.А. Москвиной,

судей:

ФИО1, ФИО2,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 13 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2021 по делу                          №А40-180338/20 (20-1175)

по заявлению Департамента городского имущества города Москвы

к Управлению Росреестра по Москве

третье лицо: ГУП «Московское ПТО ГХ»

о признании незаконным решения,

при участии:

от заявителя:

ФИО3 по дов. от 08.12.2020;

от ответчика:

не явился, извещен;

от третьего лица:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

Департамент городского имущества г. Москвы (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее – ответчик) о признании незаконным решения № 77-0-1-88/3007/2020-351, 77/017/254/2020-2667 от 30.06.2020.

Решением Арбитражный суд г. Москвы от 26.01.2021 в удовлетворении заявленных требований полностью отказано ввиду отсутствия совокупности необходимых условий, предусмотренных ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Управление Росреестра по Москве и ГУП «Московское ПТО ГХ», будучи уведомленными надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителей указанных лиц.

Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Девятого арбитражного апелляционного суда по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/ и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Как усматривается из фактических обстоятельств и материалов дела, ГУП «Московское ПТО ГХ» на основании доверенности от 30.01.2020 № 33-Д- 293/20, выданной Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент), обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости - Сети теплоснабжения, по каналу (инв. № 55002029), расположенные по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское.

Уведомлением от 30.06.2020 № 77-0-1-88/3007/2020-351, 77/017/254/2020- 2667 Управлением Росреестра по Москве сообщено об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении объекта на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ), ссылаясь на непредоставление в полном объеме документов, необходимых для осуществления учетно-регистрационных действий.

С приведённым отказом Департамент не согласился и обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Росреестра 23.01.2017 № П/0027, и в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости) и иными нормативно-правовыми актами.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закон о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как следует из материалов дела, 04.02.2020 заявитель обратился в Управление с заявлениями об одновременной постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости сооружения - наружные сети теплотрассы. Заявления были поданы в рамках единой учетно-регистрационной процедуры, предусматривающей одновременную постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности вновь созданного объекта в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 14 Закона о недвижимости.

Согласно представленным документам к постановке на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности города Москвы заявлено сооружение - Теплосеть, по каналу; назначение - сооружения трубопроводного транспорта; протяженностью 1017 м, расположенное по адресу: г. Москва, п. Воскресенское; год ввода в эксплуатацию 2004, инвентарный номер -55002029.

В учетно-регистрационное дело были помещены соответствующие заявления, доверенность, технический план.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Статьей 218 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) предусмотрены основания возникновения права собственности на недвижимое имущество.

Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации предусмотрен также пунктом 2 ст. 14 Закона о недвижимости, в частности установлено, что такими основаниями являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Как верно отметил суд первой инстанции, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 26 Закона лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в Управление обратилось ненадлежащее лицо.

Согласно ч. 10 ст. 40 Закона о недвижимости, государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о недвижимости основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В силу ст. 24 Закона о недвижимости технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Требования к техническому плану установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Требования).

Судом первой инстанции верно отмечено, что в нарушение п. 20 Требований, в составе представленного технического плана отсутствуют документы, необходимые для его подготовки.

В нарушение пункта 20 Требования, в составе технического плана не представлена проектная документация (Сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.

В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта)).

Однако документы, являющиеся основаниями для составления технического плана в Управление не представлены.

Так в разделе Исходные данные - в перечне документов, использованных при подготовке технического плана сооружения, под номером 2 указан кадастровый план территории. Однако указанный документ отсутствует в составе приложения технического плана.

В разделе технического плана Характеристики сооружения отсутствуют сведения о земельном участке (земельных участках), в границах которого (которых) расположен заявленный объект недвижимости. Какие - либо документы, свидетельствующие об этом, также отсутствуют.

Соответственно и отсутствуют сведения о регистрации права собственности Московской области и (или) города Москвы в отношении земельного участка, на котором располагается спорный объект недвижимости.

В соответствии с п. 8 ч. 4 ст. 8 Закона о недвижимости в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположено сооружение.

Если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о степени его готовности, указываются в техническом плане в соответствии с п. 20 Требований - на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.

Соответствующий технический паспорт, который вполне мог быть использован заявителем при подготовке технического плана, также не был представлен и отсутствует в распоряжении Управления.

В представленном техническом плане отсутствует проектная документация, а также документ, подтверждающий завершение строительства объекта недвижимости и вводе его в эксплуатацию.

Если характеристики объекта соответствуют п. 1.3 ч, 1 Постановления от 27.08.2012 №432-1111 «О видах, параметрах и характеристиках объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, и видах работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство», и разрешение на строительства не требуется, то в соответствии с п. 4 ст. 71 Закона о недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте (за исключением сведений о местоположении здания, сооружения на земельном участке и об их площади, о площади застройки, сведений о площади и местоположении помещения, мащино-места в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения) указываются в техническом плане также на основании утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующих объектов. В противном случае, как уже было отмечено выше, согласно п. 10 ст. 40 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Представленный в Управление заявителем технический план не содержит вышеперечисленных необходимых документов и таким образом подготовлен с нарушением п. 20 Требований, предъявляемых при подготовке к техническому плану.

Об отсутствии разрешительной и проектной документации сообщает и кадастровый инженер, подготовивший технический план.

Так в разделе технического плана «Заключение кадастрового инженера» говорится о том, что разрешительная и (или) проектная документация безвозвратно утеряна, о чем свидетельствуют ответы Администрации Ленинского района Московской области и БТИ Ленинского района Московской области.

Ссылки кадастрового инженера на письмо Министерства экономического развития РФ от 12.09.2014 № Д23и3189 и письмо ФГБУ ФКП «Росреестра» от 19.09.2014 № 10-3130-КЛ, в соответствии с которыми подготовка технических планов возможна на основании декларации об объекте недвижимого имущества при отсутствии разрешительной и проектной документации, не может быть принята во внимание, так как указанные письма были подготовлены в контексте действующей тогда еще редакции ч. 8 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", которая утратила силу с 01.01.2017 в связи с вступлением в силу Закона о недвижимости.

Ссылка кадастрового инженера на Постановление Правительства Москвы от 22.03.2016 № 108-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы», в соответствии с которым не требуется получение разрешения на строительство на объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения также не может принята во внимание, так как спорный объект был построен в 1997 году и ранее располагался на территории Московской области, ввиду чего указанный нормативный акт к нему не может применен.

В представленный в Управление заявителем технический план составлен лишь на основе: Декларации об объекте недвижимости б/н от 17.12.2019г.; Акта о приеме-передаче (сооружения) 28.11.2008; Распоряжения города Москвы от 24 апреля 2013 года 215-РП «О принятии муниципального унитарного Предприятия Ленинского муниципального района Московской области «Московское производственно-технического объединения городского хозяйства» в собственность города Москвы; Акта приема-передачи субъектами РФ МУП «Московское ПТО ГХ», а также его имущественного комплекса от 24.05.2013; Решения Совета Депутатов Ленинского Муниципального района Московской области от 27.06.2012 №10/76 «О передаче муниципального района Московской области «Московское производственно-технического объединения городского хозяйства» в собственность города Москвы; Постановления Администрации Ленинского муниципального района Московской области № 1083 от 19.03.2012 «О реорганизации МП «Видновское ПТО ГХ»; Постановления Администрации Ленинского муниципального района Московской области №3443 «Об утверждении разделительного баланса МП «Видновское ПТО ГХ»; Разделительного бухгалтерского баланса на 01.06.2012 Муниципального предприятия «Видновское ПТО ГХ», Архивная копия от 21.12.2018 №3814/1-21, Распоряжение от 15.10.2008, Распоряжение от 07.10.2008.

Таким образом, включенные в состав технического плана, документы не только не подтверждают законность возведения спорного сооружения, но и не подтверждают возникновение права собственности и (или) не свидетельствуют об уже ранее зарегистрированном праве собственности Ленинского района Московской области, а также не свидетельствуют о том, что заявленный к государственной регистрации объект недвижимости подлежит передаче в собственность города Москвы.

Указанные выше документы говорят лишь о проводимой ранее хозяйственной деятельности и о прежнем нахождении на балансе МП «Видновского ПТО ГХ» спорного сооружения.

Регулирование градостроительных норм в 2001 году осуществлялось также в соответствии со Строительными нормами и правилами. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения (СНиП 3.01.04-87), утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 № 84 (далее - СНиП 3.01.04-87).

Пунктом 1.1 СНиП 3.01.04-87 было установлено, что настоящие нормы и правила устанавливают порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, расширением) объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений).

Пунктом 4.4 СНиП 3.01.04-87 было установлено, что приемка в эксплуатацию водохозяйственных сооружений, оросительных и осушительных систем, объектов, необходимых для нормальной эксплуатации этих систем, использования земель, а также для новых совхозов на этих землях, сметной стоимостью 4 млн. руб. и выше производится государственными приемочными комиссиями.

В п. 4.14 и в Разделе 7 СНиП 3.01.04-87 были определены условия приемки в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения, осуществляемого государственной приемкой, в соответствии с которыми законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения до предъявления их Государственной приемке принимаются приемочными комиссиями, назначаемыми органами местного самоуправления, в состав которого обязательно включается представить инспекции государственного архитектурно-строительного надзора (далее - ИГАСН).

Приемка объектов приемочными комиссиями производится при их полной готовности в соответствии с утвержденными проектами.

Акты о приемке зданий, сооружений, смонтированного оборудования и сводные материалы о готовности объекта составляются приемочными комиссиями.

Приемка объектов приемочными комиссиями оформляется актом, составленным по форме, приведенной в приложении и утверждается Распоряжением ОМСУ (Префекта).

Согласно п. 7.7 СНиП 3.01.04-87 датой ввода в эксплуатацию объекта, принимаемого Государственной приемкой, считается дата утверждения акта органом МСУ.

Приемка объектов приемочными комиссиями оформляется актом, составленным по форме, приведенной в приложении.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о возникновении права собственности на заявленный объект недвижимости Администрации Ленинского района Московской области, а также документы, свидетельствующие о характеристиках данного сооружения.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу п. 1 и 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли- продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с положениями ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Таким образом, документы, подтверждающие правомерное приобретение или фактическую принадлежность на законных основаниях спорного сооружения заявителю, в связи с чем он отнесен к собственности города Москвы, в Управление не представлены.

Данные обстоятельства препятствовали проведению заявленных регистрационных действий.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, с чем соглашается апелляционная коллегия.

Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта Арбитражного суда города Москвы.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2021 по делу №А40-180338/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья                                                   Л.А. Москвина

Судьи                                                                                                          С.Л. ФИО1

ФИО2