ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-180706/18 от 02.04.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-9569/2019

г. Москва Дело № А40-180706/18

04 апреля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кочешковой М.В.,

судей:

Марковой Т.Т., ФИО1,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2018г. по делу № А40-180706/18

принятое судьей Уточкиным И.Н.,

по заявлению АО «НПЦ «Эльфа»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,

третье лицо: ГБУ МосгорБТИ

о признании незаконным решения от 04.07.2018г. № 77/999/001/2018-137983 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на объект недвижимого имущества,

в присутствии:

от заявителя:

ФИО2 по дов. от 16.10.2017;

от заинтересованного лица:

ФИО3 по дов. от 26.12.2018;

от третьего лица:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Научно-производственный центр «Эльфа» (далее – Заявитель, АО «НПЦ «Эльфа», Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по г. Москве) о признании незаконным решения Управление Росреестра по г. Москве от 04.07.2018г. № 77/999/001/2018-137983 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на объект недвижимого имущества.

К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУ МосгорБТИ.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2018г. заявление АО «НПЦ «Эльфа» удовлетворено.

Управление Росреестра по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по г. Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель АО «НПЦ «Эльфа» с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.

Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.

Судом первой инстанции установлено, что АО «НПЦ «Эльфа» принадлежит на праве собственности нежилое здание по адресу: <...> (кадастровый номер 77:04:0003003:1132).

Право собственности на данный объект недвижимости зарегистрировано в 2010 году, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 77АМ № 681306 от 24.08.2010г.

Площадь здания согласно свидетельству о государственной регистрации составляет 2 960,8 кв.м.

При этом согласно сведениям технического плана Государственного бюджетного учреждения города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (МосгорБТИ) по состоянию на 21.03.2005г. составляет 2 938,9 кв. м.

Изменение площади здания произошло в 2005 году в результате учета изменений при проведении технической инвентаризации.

Согласно сведениям Государственного кадастра по объектам недвижимости площадь здания по состоянию на 25.05.2012 составляет 2 938,9 кв. м. Сведения в кадастровый паспорт внесены на основании данных МосгорБТИ.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ (ред. от 01.07.2018г.) «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015г. № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Руководствуясь данной нормой, учитывая расхождения в площади объекта недвижимости 30.03.2018г. АО «НПЦ «Эльфа» подало заявление в Управление Росреестра по Москве на государственную регистрацию внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в отношении принадлежащего ему на праве собственности объекта, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер 77:04:0003003:1132).

Основанием для внесения изменений является привидение в соответствие данных Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и данных ЕГРП на недвижимое имущество относительно сведений о площади объекта недвижимости - уменьшение общей площади здания с 2 960 кв.м на 2 938,9 кв.м.

Подача данного заявления основана на пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ, согласно которому ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме и включает в себя, в том числе кадастр недвижимости и реестр прав на недвижимость.

04.04.2018г. государственным регистратором прав ФИО4 направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации внесения изменений по делу № 77/999/001/2018-137983.

04.07.2018г. Управлением Росреестра по Москве было отказано в государственной регистрации внесения изменений в объект, расположенный по адресу: <...> (уведомление № 77/999/001/2018-137983).

Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.

Согласно пункту 6 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Для внесения изменений в ЕГРП относительно площади объекта недвижимости в связи с противоречием сведений ЕГРП и ГКН при подтверждении органа ТБТИ данных о новой площади объекта, никаких дополнительных документов заявителем в регистрирующий орган не предоставляется.

Актуальные сведения о площади здания, необходимые для регистрации изменений в ЕГРП, уже имеются в ГКН, а также в МосгорБТИ, являющимся подведомственным учреждением Управления Росреестра по Москве, и участником отношений, возникающих при осуществлении государственной регистрации права.

Все документы, необходимые для подтверждения сведений Заявителя запрашиваются регистрирующим органом в порядке межведомственного взаимодействия на основании Постановления Правительства № 697 от 08.09.2010г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

04.04.2018г. государственным регистратором прав ФИО4 направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации внесения изменений по делу № 77/999/001/2018-137983.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ предусмотрены основания для приостановления в государственной регистрации. Перечень этих оснований является исчерпывающим.

При этом, как правильно установил суд первой инстанции, Управлением Росреестра по Москве не сделано ссылки на конкретный пункт части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ, которым он руководствовался при принятии решения о приостановлении регистрационных действий.

В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Вместе с тем часть 6 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Руководствуясь вышеуказанными положениями закона, в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, 11.05.2018г. АО «НПЦ «Эльфа» был получен ответ из МосгорБТИ о том, что изменение площади здания произошло в результате учета изменений при проведении технической инвентаризации.

При регистрации права собственности данные о площади здания были внесены на основании данных технического учета по состоянию на 19.08.1999г.

Согласно материалам инвентарного дела по состоянию на 21.03.2005г. площадь здания составляет 2 938,9 кв.м.

Обществом данный документ был сдан в Управление Россреестра по Москве.

04.07.2018г. Управлением Росреестра по Москве было отказано в государственной регистрации внесения изменений в объект, расположенный по адресу: <...> (уведомление № 77/999/001/2018-137983).

Причиной отказа является отсутствие документов, подтверждающих возникновение права собственности на объект площадью 2 938,9 кв.м.

Суд первой инстанции пришел к правильному вводу, что у регистрирующего органа было достаточно сведений и документов для осуществления испрашиваемых Заявителем действий в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ.

Исходя из положений пункта 3 части 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно статье 8 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе о площади, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.

Таким образом, все сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним взаимосвязаны и изменение сведений об объекте недвижимости влечет изменение сведений о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости.

Суд первой инстанции верно счёл, что Заявителем документально подтверждено, что изменение (уменьшение) в площади здания произошло в результате изменения порядка определения площади объекта недвижимости органом технического учета БТИ.

Учитывая вышеизложенное, Заявитель, как собственник здания, не обязан подтверждать сведения, ранее находившиеся в ГКН и в МосгорБТИ, в том числе путем предоставления дополнительных документов в соответствии с пунктом 6 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решение Управление Росреестра по г. Москве от 04.07.2018г. № 77/999/001/2018-137983 является незаконным.

Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2018 по делу № А40-180706/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: М.В. Кочешкова

Судьи: Т.Т. Маркова

ФИО1