ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-79322/2020
г. Москва Дело № А40-181004/20
11 марта 2021 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "ЖД-ЛОГИСТИКА" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 декабря 2020 года, принятое судьей Хайло Е.А., в порядке упрощенного производства по делу № А40-181004/20, по исковому заявлению ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" к ООО "ЖД-ЛОГИСТИКА" о взыскании,
без вызова сторон
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "ЖД-ЛОГИСТИКА" о взыскании штрафа в размере 387 970 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11 декабря 2020 годавзыскано с ООО "ЖД-ЛОГИСТИКА" в пользу ОАО «РЖД» 271 579 руб. 00 коп. штрафа за искажение в железнодорожной накладной наименования груза, а также 10 759 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины по иску, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции изменить, взыскать с ООО «ЖД-Логистика» в пользу ОАО «РЖД» штраф в размере однократной платы провозных платежей за фактически перевезенный груз - 77 594 рублей, в остальной части иска отказать.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между ОАО «РЖД» (далее - Истец) и ООО «ЖД-Логистика» (далее -Ответчик) на основании ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) заключен договор на перевозку груза в вагоне № 29136678, что подтверждается транспортной железнодорожной накладной № ЭЖ276361.
В силу пункта 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 39 (далее - Правила № 39), сведения о наименовании груза в накладной заполняются грузоотправителем.
В соответствии с данной накладной № ЭЖ276361 ОАО «РЖД» (перевозчик) обязался доставить вверенный ему ООО «ЖД-Логистика» (грузоотправителем) груз второго тарифного класса - хлопья кукурузные, толокно, альбомы, атласы, отходы хлопковые, воды парфюмерные, с железнодорожной станции Перово Московской железной дороги (станция отправления) до железнодорожной станции Томск 2 Западно - Сибирской железной дороги (станция назначения), с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю.
Тариф за перевозку (провозная плата) поименованного в транспортной железнодорожной накладной № ЭЖ276361 груза, перевозимого в вагоне №. 29136678, составил 77 594,00,00 руб.
Статьей 27 Устава установлено право перевозчика проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Данное право было реализовано ОАО «РЖД» 06.07.2020 на станции Томск 2 Западно - Сибирской железной дороги путем проверки груза, находящегося в вагоне № 29136678, следовавшего по отправке № ЭЖ276361.
В ходе комиссионной проверки соответствия наименования груза, указанного в перевозочном документе фактически загруженному в контейнер, было установлено, что фактически в вышеуказанный контейнер грузоотправителем был погружен иной груз, а именно: хлопья кукурузные, толокно, альбомы, атласы, отходы хлопковые, воды парфюмерные, кофе быстрорастворимый.
То есть было выявлено несоответствие наименования груза, указанного в перевозочном документе (транспортной железнодорожной накладной № ЭЖ276361), фактически находящемуся в контейнере.
Согласно ст. 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Вышеуказанные обстоятельства были подтверждены коммерческим актом ЖЗСБ2002579/5 от 05.07.2020, актом общей формы № 2/4365 от 06.07.2020.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 04.03.2019 г. № 70 «Об утверждении Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и перечня грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования» груз - напитки кофейные (код ЕТСНГ 516319), относится к грузу, требующего обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования. На основании сведений, полученных от грузоотправителя, в графе «Место для особых отметок и штемпелей» перевозчиком проставляется штемпель «Охрана» с указанием кода железнодорожной станции в случае сопровождения груза на всем пути следования сменными проводниками ведомственной охраны.
В соответствие с пунктом 2 вышеуказанных Правил, при перевозке груза между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации постоянное и сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема грузов к перевозке до момента их выдачи грузополучателю в порядке, установленном правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
На основании изложенного, без указанного сопровождения вагоны с такими грузами не принимаются станцией отправления.
В соответствие со статьей 17 Устава охрана таких грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.
Согласно статье 18 Устава грузоотправители обязаны подготавливать грузы в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции. Сохранность грузов, вагонов, контейнеров, пожарную и экологическую безопасность.
Нарушение грузоотправителем Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, а именно: внесение недостоверных сведений о наименовании груза, невнесение сведений о юридическом лице, которое осуществляет охрану груза и номере договора на охрану, повлекло отправление груза без сопровождения и охраны, который в обязательном порядке должен следовать под охраной, что повлекло снижение стоимости перевозки по накладной № ЭЖ276361 без учета НДС на 9 735,00 руб. Более того, груз, который обязательно должен следовать под охраной, запрещен к перевозке железнодорожным транспортом без таковой.
Согласно ст. 98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Провозная плата рассчитывается в соответствии с Прейскурантом № 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами» (Постановление Федеральной Энергетической Комиссии России от 17.06.2003г. № 47-т/5).
Сумма штрафа в соответствии со ст.98 УЖТ РФ равна пятикратной провозной плате за перевозку фактически перевозимого груза и составляет по железнодорожной накладной № ЭЖ276361 77 594,00*5 = 387 970,00 руб.
В рамках процедуры досудебного урегулирования вопроса об оплате грузоотправителем данного штрафа и добора, Перевозчиком в адрес ООО «ЖД-Логистика» была направлена претензия № 8847/ МСК ТЦФТО от 27.04.2020 г.
Однако денежные средства до настоящего времени в счет вышеуказанного платежа Истцу не поступили.
В соответствии со ст.ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Ответчик просил суд снизить размер пени в порядке ст. 333 ГК РФ.
Из пункта 77 Постановления Пленума ВС РФ № 7 следует, что снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства ГК РФ предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является правом суда, принимающего решение.
При этом в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения санкций с учетом конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон.
Суд первой инстанции, с учетом изложенных ответчиком возражений относительно заявленных требований, правомерно применил статью 333 ГК РФ и снизил размер взыскиваемой неустойки.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку ст.333 ГК РФ была применена судом первой инстанции.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований частично.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2020 года по делу № А40-181004/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с ООО "ЖД-ЛОГИСТИКА" в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья В.Р. Валиев