ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
Дело № А40-181546/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Красновой С.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО " Импорттрейд" - Жафярян С.А. доверенность от 22 октября 2015 года,
от заинтересованного лица: МОТ ЦТУ ФТС – Левина Е.А. доверенность от 28 декабря 2015 года № 03-17/103,
рассмотрев 21 июня 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Московской областной таможни ЦТУ ФТС
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 22 декабря 2015 года,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 16 марта 2016 года,
принятое судьями Бекетовой И.В., Каменецким Д.В., Якутовым Э.В.,
по заявлению ООО " Импорттрейд"
о признании незаконным бездействия МОТ ЦТУ ФТС,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Импорттрейд" (далее - ООО "Импорттрейд", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - МОТ ФТС России, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, обязании МОТ ФТС России возвратить излишне уплаченные таможенные платежи на сумму 75 015 540 рублей 07 копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22декабря 2015 года, оставленным без изменения постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2016 года, вышеуказанные требования удовлетворены , суд обязал таможенный орган в течение десяти дней с даты вступления решения в законную силу рассмотреть по существу заявление Общества от 03 июля 2015 года №53.
Московская областная таможня, не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, принятое судами решение неисполнимо, поскольку таможенный орган не может принять решение без необходимых документов, подтверждающих ) факт излишней уплаты сумм таможенных пошлин. В настоящее время таможенным органом вновь истребованы необходимые документы. Судами не учтено, что возможность непредставления с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин ранее представленных документов установлена только в отношении документов, предусмотренных пунктами 4-7 статьи 122 Федерального закона (копия устава юридического лица, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия свидетельства о государственной регистрации и т.д.). Между тем. Обществом с заявлением от 03 июля 2015 года не были представлены как документы, указанные в пунктах 4-7 статьи 122 Федерального закона, так и платежные документы, документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, подлежащих возврату, документы, подтверждающие факта уплаты денежных средств.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, находит судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Таким образом, для квалификации таможенных платежей, в качестве излишне уплаченных, необходимо установить фактически уплаченную сумму таможенных платежей и сумму таможенных платежей, подлежащую уплате в соответствии с действующим таможенным законодательством за конкретный товар.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-Ф «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
При этом форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (часть 15 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Приказом ФТС России от 22 декабря 2010 года № 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 февраля 2011 года № 19839) в целях реализации статьи 147 Закона о таможенном регулировании утверждена форма упомянутого заявления.
Согласно части 2 статьи 147 Федерального закона, к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: 1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; 4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; 5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; 6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" указано, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Как установлено судами и следует из материалов рассматриваемого дела, в период с 2012 по 2014 гг. во исполнение условий контрактов осуществило ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товар на общую сумму 875 713 371 рублей 74 копеек.
Декларант определил таможенную стоимость ввезенных товаров по 1-му методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами, представив в качестве подтверждения заявленной стоимости следующие документы: контракт, дополнительные соглашения, паспорта сделок, инвойсы, коносаменты и иные документы в соответствии со статьи 183 ТК ТС и Решением Комиссии Таможенного Союза от 20 сентября 2010 года N 376.
Согласно расчету декларанта, исходя из условий поставки и коммерческих документов, таможенная стоимость составила 875 713 371 рублей 74 копеек.
Московской областной таможней, с учетом имеющихся сведений и ценовой информации, признаны представленные декларантом сведения недостоверными и принято решения о корректировке таможенной стоимости. В результате произведенной ответчиком корректировки декларанту были доначислены таможенные платежи в размере 75 015 540 рублей 07 копеек, уплаченные последним в полном объеме за период с 2012 по 2014 гг.
Признавая незаконным бездействие таможенного органа, суды указали, что Обществом к заявлению от 03 июля 2015 года приложены все документы, предусмотренные Федеральным законом.
В то время как, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, общество обратилось 06 мая 2015 года в Московскую областную таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов в размере 75 015 540,07 рублей с приложением комплекта документов .
Письмом от 14 мая 2015 года общество уведомило таможенный орган об отзыве указанного заявления как ошибочно направленного.
Московская областная таможня письмом от 29 мая 2015 года № 38068 возвратила комплект документов в адрес заявителя.
Впоследствии Общество письмом от 03 июля 2015 года № 53 направило в Московскую областную таможню заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в размере 75 015 540,07 рублей (без приложения документов, указанных в заявлении), указав в сопроводительном письме, что документы указанные в заявлении были получены таможенным органом ранее, при этом общество сослалось на входящий номер таможни от 13 мая 2015 года № 17332.
В связи с отсутствием указанных документов, таможенный орган письмом от 10 июля 2015 года № 45083 проинформировал заявителя о том, что комплекты документов были ранее возвращены обществу письмом от 29 мая 2015 года № 38068. Данное письмо получено Обществом 11 августа 2015 года (что подтверждается распечаткой с официального сайта ФГУП «Почта России»).
Таможенный орган в силу положений статьи 147 Закона о таможенном регулировании не имел правовых оснований для рассмотрения по существу указанного заявления Общества, в связи с отсутствием подтверждающих документов.
Кроме того, судами не учтено, что возможность непредставления с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин ранее представленных документов установлена только в отношении документов, предусмотренных пунктами 4-7 статьи 122 Закона о таможенном регулировании (копия устава юридического лица, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия свидетельства о государственной регистрации и т.д.). Между тем, Обществом с заявлением от 03 июля 2015 не были представлены как документы, указанные в пунктах 4-7 статьи 122 Закона о таможенном регулировании, так и платежные документы, документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, подлежащих возврату, документы, подтверждающие факта уплаты денежных средств.
Как следует из содержания статьи 147 Закона о таможенном регулировании, на плательщике лежит обязанность документально подтвердить таможенному органу необходимость возврата таможенных платежей (в данном случае бремя доказывания факта излишней уплаты возложено на плательщика). Плательщик, требуя возврата таможенных платежей, обязан документально подтвердить, что таможенные платежи, указанные в декларации на товары, исчислены неправильно, то есть с нарушением действующего законодательства. Если такие документы декларантом приложены, то таможенный орган, основываясь на результатах таможенного контроля и представленных декларантом документах, принимает решение о квалификации платежей как излишне уплаченных (взысканных) и их возврате, либо отказывает в возврате.
Таможенный орган рассматривает поступившее заявление исходя из конкретных указанных в нем документально подтвержденных сведений.
При этом непредставление таких документов плательщиком свидетельствует об отсутствии оснований для рассмотрения заявления о возврате по существу.
Решение о возврате денежных средств в размере 75 015 540,07 рублей Московской областной таможней не принималось, поскольку заявителем не был представлен комплект документов, позволяющий осуществить необходимые действия по проверке правильности заявленной к возврату денежной суммы, а также наличия (отсутствия) оснований для возврата.
Исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм и обстоятельств настоящего дела, у судов отсутствовали правовые основания для признания незаконным обжалуемого бездействия таможни, поскольку как таковое бездействие со стороны таможенного органа отсутствовало.
Принимаемое арбитражным судом решение, исходя из системного анализа положений действующего законодательства, в том числе статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статей 16, 170, 174 и 182, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт должен быть законным, обоснованным, исполнимым и направлен на восстановление нарушенных прав заявителя. При этом суд должен сформулировать резолютивную часть решения (постановления) таким образом, чтобы решение (постановление) было исполнимо в принудительном порядке.
Признавая незаконным бездействие Московской областной таможни незаконным суд обязал таможенный орган в десятидневный срок рассмотреть заявление ООО " Импорттрейд" от 3 июля 2015 года. В то время как для рассмотрения указанного заявления необходимы подтверждающие документы, которые у таможенного органа отсутствуют, что исключает возможность исполнения решения суда и не приводит к восстановлению нарушенного права заявителя.
При указанных обстоятельствах судебные акты подлежат отмене. Поскольку фактические по делу на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2016 года по делу № А40-181546/2015 отменить. В удовлетворении заявленных требований ООО " Импорттрейд" – отказать.
Председательствующий-
судья Р.Р. Латыпова
судья С.В. Краснова
судья В.В. Кузнецов