ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-59935/2019
г. Москва Дело № А40-182305/19
15 ноября 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей:
ФИО1, Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Кафе "Нагатино"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2019 по делу № А40-182305/19
принятое судьей Вагановой Е.А.
по исковому заявлению ООО Кафе "Нагатино"
к Департаменту торговли и услуг города Москвы
о признании недействительным решение от 04.07.2019 № 23-01-20-451-ПЛ/Р
в присутствии:
от заявителя:
генеральный директор ФИО2, ФИО3 по дов. от 10.09.2019;
от заинтересованного лица:
ФИО4 по дов. от 18.09.2019;
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью Кафе "Нагатино" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту торговли и услуг г. Москвы с требованием признать решение Департамента торговли и услуг города Москвы от 04.07.2019 № 23-01-20-451-ПЛ/Р об отказе в выдаче лицензии розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания незаконным и возложении обязанности на Департамент торговли и услуг города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя.
Решением суда от 13.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, 05 июня 2019 г., в связи с истечение срока действия лицензии, Обществом в адрес Департамента торговли и услуг города Москвы (далее Департамент) было направлено заявление (per. № 451-ГШ) о предоставлении государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции", а именно о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании Обществом услуг общественного питания, с приложением всех необходимых документов, в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
04 июля 2019 г. Департамент торговли и услуг города Москвы вынес Решение за N23- 01-20-451-ПЛ/Р об отказе предоставлении государственной услуги о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по запросу ООО Кафе «Нагатино» от 05.06.2019 г. peг. № 451-ПЛ, далее - Решение об отказе.
В обоснование отказа Департаментом указано несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171- ФЗ (подпункт 1 п.9, п. 17 ст. 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ; п. 2.5.1.3.2.6, п. 2.11.12 приложения к постановлению Правительства Москвы от 21.02.2012 №59-ПП).
Посчитав данное решение незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований ООО Кафе "Нагатино", суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
ООО Кафе "Нагатино" обратилось в Арбитражный суд города Москвы на основании статьи 198 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Предусмотренный законом срок для обжалования бездействия судебного пристава-исполнителя заявителем не пропущен.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 6 Федерального закона № 171-ФЗ и постановления Правительства Москвы от 18.01.2011 № 9-ПП Департамент торговли и услуг г. Москвы на территории города Москвы является лицензирующим органом в области розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Порядок выдачи (продления), основания для отказа в выдаче (продлении), лицензии на розничную продажу алкогольной продукции определены в ст. 19 Федерального закона № 171 -ФЗ, кроме того основания для отказа в предоставлении государственной услуги содержатся в п. 2.11 Административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции» (далее - Административный регламент).
Пунктом 3.2-2 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ установлен перечень документов, представляемых соискателем лицензии для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, одним из которых является копия уведомления о начале предоставления услуг общественного питания, при этом в случае непредставления указанный документ представляется по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3.2-2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 261- ФЗ, ранее действие лицензии выданной Обществу продлялось 16.06.2014, то есть до введения указанного требования ).
05 июня 2019 г. общество, являясь лицензиатом, представило в Департамент заявление № 451-ПЛ о предоставлении государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции» в форме продления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в котором указало в качестве адреса объекта лицензирования: «кафе», расположенное в <...>, этаж 1, пом. I, ком. 1, 9, 13а.
В рамках оказания государственной услуги Департаментом из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по городу Москве был получен ответ, что Уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности «Услуги общественного питания» от ООО кафе «Нагатино» (ИНН <***>, фактический адрес: <...>, этаж 1, пом. I, ком. 1, 9, 13а) в адрес Управления Роспотребнадзора по г. Москве не поступало (письмо Управления Роспотребнадзора по Москве от 10.06.2019 № 34/01-00487- 34).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора). Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона № 294-ФЗ уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами при предоставлении услуг общественного питания организациями общественного питания. При этом, сведения об изменении места фактического осуществления деятельности представляются в уполномоченный орган государственного контроля дополнительно (п. 6 ст. 8. Федерального закона № 294-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» утверждена форма Уведомления, в которой указываются почтовые адреса места нахождения юридического лица, в том числе его филиалов и представительств, места фактического осуществления заявленного вида (видов) деятельности.
В связи с чем заявитель нарушил пп. 5 п. 3.2-2 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ, поскольку не подтвердил наличие зарегистрированного в установленном порядке уведомления о начале предоставления услуг общественного питания в заявленном объекте лицензирования.
Также суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что у заявителя отсутствует обязанность по подаче уведомления в порядке вышеупомянутой ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ.
Согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности - документ, который представляется зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) и посредством которого такое юридическое лицо, такой индивидуальный предприниматель сообщают о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям.
Согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности - документ, который представляется зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) и посредством которого такое юридическое лицо, такой индивидуальный предприниматель сообщают о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям.
Обязательные требования для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания установлены Федеральным законом № 171-ФЗ и несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, И, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона, является основаниями для отказа в выдаче лицензии (пп. 1 и пп. 6 п. 9 ст. 19 Федерального закона №171-ФЗ, п. 2.11.1.2 Административного регламента).
Тем самым, 04.07.2019 (т. е. в установленный Федеральным законом № 171-ФЗ срок) Департаментом принято обжалуемое в рамках настоящего дела решение об отказе в предоставлении государственной услуги. При этом обстоятельства и документы, на которые Общество ссылается в апелляционной жалобе, относятся к порядку функционирования юридического лица в сфере оказания услуг общественного питания и не распространяются на порядок лицензирования и соблюдения лицензиатами / соискателями лицензий обязательных требований, предъявляемых к розничной продажеалкогольной продукции, установленных Федеральным законом № 171-ФЗ, в том числе при оказании услуг общественного питания.
В силу статьи 6 Федерального закона № 171-ФЗ и постановления Правительства Москвы от 18 января 2011 г. № 9-ПП Департамент на территории города Москвы является лицензирующим органом в области розничной продажи алкогольной продукции.
Письмо Роспотребнадзора от 19.02.2010 № 01/2337-0-32, на которое ссылается Общество, издано в целях совершенствования деятельности по приему и учету уведомлений о начале осуществления отдельных видов работ и услуг в сфере предпринимательской деятельности, который в свою очередь служит одним из механизмов, позволяющим территориальным органам Роспотребнадзора обеспечить подготовку планов по контролю и надзору в соответствии с требованиями законодательства и не распространяется на деятельность в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции.
Следовательно, принимая указанное решение, Департамент действовал в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства регулирующего отношения, возникающие между органами исполнительной власти и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования деятельности в области оборота алкогольной продукции, не нарушая срок и порядок рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги, а также норм регулирующих отказ в ее предоставлении.
В связи с вышеизложенным, решение Департамента торговли и услуг города Москвы от 04.07.2019 № 23-01-20-451-ПЛ/Р полностью соответствует нормам законодательства, доводы заявителя не опровергают данный вывод.
Таким образом, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем те, которые суд первой инстанции изложил в своем судебном акте.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2019 по делу № А40-182305/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: О.С. Сумина
Судьи: Д.Е. Лепихин
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.