ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-184078/20 от 13.04.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-8410/2021

г. Москва                                                                                             Дело № А40-184078/20

20 апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2021 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                   С.Л. Захарова,

судей:

ФИО1, ФИО2,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве 

на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2020 по делу № А40-184078/20 (122-1229)

по заявлению ООО «ЗемЮрСервис»

к Управлению Росреестра по Москве 

о признании незаконным отказа,

при участии:

от заявителя:

ФИО3 по дов. от 24.09.2020;

от ответчика:

ФИО4 по дов. от 11.01.2021;

У С Т А Н О В И Л :

ООО «ЗемЮрСервис» (далее также – заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее также – ответчик, Управление) о признании незаконным уведомления об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и регистрации прекращения права от 30.06.2020 № 77/011/230/2020-529.

Решением суда от 29.12.2020, принятым по настоящему делу, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.

При этом суд пришел к выводу о том, что оспариваемое уведомление не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества.

Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве в апелляционной жалобе, доводы которой поддержал в судебном заседании, просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.

Представитель заявителя в судебном заседании, возражал против доводов и требований ответчика, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на незаконность оспариваемого уведомления регистрирующего органа.

Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, ООО «ЗемЮрСервис» обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета и регистрации прекращения права в отношении объекта недвижимости - одноэтажного здания площадью 190,6 кв.м., с кадастровым номером 77:05:0009005:1259, расположенного по адресу: г.Москва, промзона Бирюлево, 28 А на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0009005:45 (далее -Здание).

Уведомлением от 14.02.2020 № 77/011/230/2020-529 Управление Росреестра по Москве сообщило Обществу о приостановлении учетно-регистрационных действий со ссылкой на несоблюдение установленной законом процедуры сноса Здания - отсутствие акта обследования кадастрового инженера, подтверждающего прекращение существования Здания с приложением к акту обследования ордера на проведение земляных работ, проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.

Уведомлением от 30.06.2020 № 77/011/230/2020-529 Управление Росреестра по Москве сообщило о принятии решения об отказе в проведении учетно-регистрационных действий по заявлениям № 77/011/230/2020-529, 77-0-1-88/3004/2020-152.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения
ООО «ЗемЮрСервис» в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных ООО «ЗемЮрСервис» требований.

Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также - Закон о государственной регистрации недвижимости).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 7 Закона о государственной регистрации недвижимости Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).

В силу п. 7 ч. 4 ст. 8 указанного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.

На основании пп. 3 п. 3 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав предоставляются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пп. 3 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пп. 2 п. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Согласно положениям п. 5 ст. 18 Закона о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

На основании п. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии со ст. 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Как усматривается из материалов дела, в целях приведения в соответствие содержащихся в ЕГРН сведений с фактическими данными Общество обратилось в Управление с заявлением о снятии вышеуказанного здания с кадастрового учета и прекращении права собственности.

Документом, на основании которого в рассматриваемом случае осуществляется кадастровый учет, является подготовленный в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ Акт обследования, которым подтверждается факт прекращения существования спорного объекта в связи со сносом.

Таким образом, кадастровый учет не может быть сохранен по причине его недостоверности.

Статьей 23 Закона о государственной регистрации недвижимости и принятым в соответствии с данной статьей Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" установлено, что акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение было расположено.

Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту (п. 3 Требований к подготовке акта обследования, утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861).

Вместе с тем, означенным Приказом не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.

При этом Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 допускает составление Акта обследования без приложения каких-либо документов (абз. 2 п. 3 Требований к подготовке акта обследования).

Из материалов дела следует, что Общество вместе с заявлением о снятии с кадастрового учета спорного объекта предоставило Акт обследования, выполненный кадастровым инженером ФИО5 (рег. № 22600), в состав которого были включены все имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существования здания, в том числе акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 28.03.2016 № 9050653/2; рапорт о результатах планового (рейдового) обследования Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 29.08.2017 № 9058716; акт о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 07.09.2018 № 9058804., Акт обследования б/н от 18.01.2020.

При таких данных Акт обследования содержит все имеющиеся у заявителя документы, подтверждающие факт прекращения существования объекта недвижимости - здания по адресу: г.Москва, промзона Бирюлево, 28 А.

Изложенные в обоснование позиции ответчика доводы о том, что Обществом не представлены (не включены в состав Акта обследования) документы о законном порядке сноса и уведомления органа местного самоуправления о сносе, гибели или уничтожения означенного объекта недвижимости, правомерно отклонены судом как основанные на неправильном толковании норм права.

Отказ в снятии несуществующего здания с кадастрового учета приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН.

Из системного толкования положений законодательства Российской Федерации следует, что в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.

Наличие в кадастре недвижимости сведений о спорном объекте препятствует заявителю в реализации его прав на земельный участок и, как следствие, ущемляет его имущественные интересы.

При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа Обществу в осуществлении регистрационных действий.

Таким образом, оспариваемое в рамках настоящего дела уведомление Управления Росреестра по Москве от 30.06.2020 об отказе в проведении учетно-регистрационных действий не соответствует положениям Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ЗемЮрСервис» осуществления учетно-регистрационных действий по заявлениям № 77/011/230/2020-529, 77-0-1-88/3004/2020-152.

Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2020 по делу № А40-184078/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья                                                      С.Л. Захаров

Судьи                                                                                               И.В. ФИО1

ФИО2