ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-49162/2022
г. Москва Дело № А40-184146/2021
29 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей:
Никифоровой Г.М., ФИО1,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Аграровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО «Янтарь» на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.06.2022 по делу № А40-184146/2021
по заявлению: акционерного общества «Янтарь»
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве,
третьи лица: 1)ТУ ФАУГИ в <...>) Департамент ГОЧСиПБ г. Москвы
о признании, исключении,
при участии:
от заявителя:
ФИО2 по доверенности от 01.06.2021;
от заинтересованного лица:
не явился, извещен;
от третьих лиц:
1. не явился, извещен; 2. ФИО3 по доверенности от 01.03.2022
У С Т А Н О В И Л:
решением Арбитражного суда города Москвы от 02.06.2022, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований акционерного общества «Янтарь» (заявитель, Общество) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Москве (заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по Москве) о признании недействительным паспорта защитного средства гражданской обороны № 77/012706-77 от 19.01.2021, исключении из реестра защитных сооружений гражданской обороны убежища с инвентарным номером 012706-77, отказано в полном объеме.
В деле участвуют третьи лица – ТУ ФАУГИ в г. Москве, Департамент ГОЧСиПБ г.Москвы.
Не согласившись с принятым судом решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить, требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание не явились представители ГУ МЧС России по Москве и ТУ ФАУГИ в г. Москве, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы, считая, что суд не верно истолковал требования истца и применил закон, не подлежащий применению.
Представитель Департамента ГОЧСиПБ г.Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Повторно исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции признает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене в силу следующего.
Как следует из фактических материалов дела, АО «Янтарь» является соарендатором земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на основании договора долгосрочной аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора № М-03-021786 от 31.03.2004.
26.04.1991 между Министерством радиопромышленности СССР (арендодатель) и организацией арендаторов Московского завода телевизионных блоков «Янтарь» (арендатор) в целях повышения взаимной ответственности и экономической заинтересованности заключен договор аренды, согласно которому арендодатель от имени государства передает, а арендатор принимает в аренду имущество государственного предприятия на срок 10 лет по балансу на 1 января 1991 года.
Согласно государственному акту купли-продажи 10.09.1991 платежными поручениями № 551, 552, 553 и 554 произведен выкуп имущества завода в собственность арендного предприятия, а также арендное предприятие Московский завод телевизионных блоков «Янтарь» с 10 сентября 1991 года является собственником имущества бывшего государственного предприятия МЗТБ «Янтарь».
11.11.1991 трудовым коллективом арендного предприятия МЗТБ «Янтарь» полученосвидетельствоособственностина приватизированное предприятие, расположенное по адресу: <...> (регистрационный № 17, выдавший орган: Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом).
Заявитель является правопреемником приватизированного предприятия, расположенного по адресу, <...>.
23.02.1998 ЗАО «Янтарь» получено свидетельство серии Б № 006825 о внесении в реестр собственности на территории города Москвы на здание, расположенное на территории общего имущественного комплекса, по адресу: <...>, общей площадью 3961,60 кв.м. (далее - здание). При этом в площадь 3961,60 кв.м. вошло все здание целиком, включая подвал.
19.01.2021 в отношении подвала, расположенного в здании, оформлен паспорт ЗС ГО № 77/012706-77, согласно которому ЗС ГО имеет следующие технические характеристики: назначение - убежище для укрытия работающей смены АО «Янтарь», вместимость 800 человек, общая площадь 659 кв.м., общий объем 1829 м.куб., количество входов 2, количество аварийных выходов 1, класс ЗС ГО отсутствует, системы вентиляции, отопления, энергоснабжения, водоснабжения, канализации, герметизация не работают.
Согласно выписке из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Главного управления МЧС России по Москве по состоянию на 18 марта 2021 года убежищу присвоен инвентарный номер 012706-77, тип убежища ВУ, класс убежища А-II.
Заявитель полагает, что в журнал учета защитных сооружений гражданской обороны подвал попал ошибочно, что послужило обращением АО «Янтарь» в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции с учетом положений статьи 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне), пункта 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, пришел к выводу о том, что постановка на учет в качестве защитного сооружения гражданской обороны подземного сооружения (подвал), расположенного по адресу: <...> проведена компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
При разграничении государственной собственности объекты гражданской обороны были переданы в федеральную собственность в силу пунктов 1 и 2 раздела 3 приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее – постановление № 3020-1).
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется МЧС России и его территориальными органами, в целях проверки выполнения федеральными органами власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований в области гражданской обороны (пункты 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны" (далее - Положение № 305).
Согласно статье 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 (далее - Постановление № 1309) создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляетсянаоснованиипланов,разрабатываемыхфедеральнымиорганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Организация создания объектов гражданской обороны, контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны отнесены Постановлением № 1309 к полномочиям как федеральных органов исполнительной власти, так и к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 14 Постановления № 1309) принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны; организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (зарегистрированы в Минюсте России 25.03.2003 № 4317).
Согласно Правил, утвержденных приказом МЧС России N 583 (далее - Приказ № 583) статус защитного сооружения (далее - ЗС ГО) как объекта гражданской обороны (далее - ГО) определяется наличием паспорта ЗС ГО (пункт 1.2).
Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении № 5 (пункт 2.1).
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного ЗС ГО в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2).
Сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с устанавливаемым порядком (пункт 2.3).
Инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.
Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений (пункт 2.4).
Заявитель полагает, что спорный паспорт убежища не может быть принят в качестве доказательства существования защитного сооружения, в том числе потому, что оформлен не после ввода здания в эксплуатацию, а только в 2021 году, не содержит обязательных приложений - копий поэтажных планов и экспликаций помещений защитного сооружения, заверенных органом технической инвентаризации, что делает невозможным идентификацию защитного сооружения.
Также, учитывая перечисленные фактические обстоятельства, заявитель считает, что статус ЗС ГО на подвал отсутствовал как на момент принятия на учет, так и в настоящее время; документы, подтверждающие наличие прав ТУ Росимущества на спорные объекты не представлены. Заявитель указывает, что все вышеизложенные обстоятельства подтверждают, что подвал не отвечает требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям.
Сведения, указанные в договоре аренды земельного участка от 26 апреля 1991 года и государственном акте купли-продажи, свидетельствуют о действительной воле предыдущего собственника, на отчуждение имущества в собственность юридического лица. Из указанных документов также не следует, что на момент выкупа в составе имущества имелись защитные сооружения гражданской обороны.
Оспаривая решение суда, заявитель указывает, что наличие паспорта ЗС ГО и включение подвала в журнал учета защитных сооружений гражданской обороны порождают для истца негативные последствия, связанные с признанием незаконным бездействие генерального директора АО «Янтарь» по приведению ЗСГО в исправное состояние, а также в виде обязанности провести капитальный ремонт защитного сооружения и оснащение его инженерно-техническими и материальными средствами гражданской обороны, что повлечет за собой серьезное ухудшение экономического положения предприятия, вплоть до остановки хозяйственной деятельности.
Между тем, АО «Янтарь» не учтено следующее.
В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила), статус защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) как объекта гражданской обороны (далее - ГО) определяется наличием паспорта ЗС ГО, который согласно п. 2.2 Правил является документальным основанием для ведения учета ЗС ГО.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию организацией - балансодержателем защитного сооружения гражданской обороны. Для присвоения инвентарного номера и внесения в журнал учета ЗС ГО организации представляют в Главное управление МЧС России по г. Москве данные о месте расположения ЗС ГО и копию паспорта сооружения (п. 2.2 - 2.4 Правил).
Согласно имеющемуся паспорту ЗС ГО по адресу: <...>, (в рамках проведения инвентаризаций ЗС ГО адрес уточнен на адрес: <...>) числится ЗС ГО инв. № 012706-77, эксплуатирующая организация - МЗТБ «Янтарь».
В 2018 году в соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 20.04.2018 № 739с об организации работы по повышению готовности гражданской обороны Российской Федерации по направлениям, изложенным в общих выводах доклада о состоянии гражданской обороны Российской Федерации в 2017 и на основании требований приказа Руководителя гражданской обороны города Москвы от 05.07.2018 № 1-РГО «Об организации и проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы» и положений Методических рекомендаций по проведению в 2018 году инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы, утвержденных заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы ФИО4 от 03.07.2018, проводились мероприятия по инвентаризации ЗС ГО на территории города Москвы.
В рамках проведения инвентаризации был оформлен акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежище) инв. № 012706-77 (приложение 1), согласно которому указанное ЗС ГО находятся по адресу: <...> и эксплуатируется ЗАО «Янтарь». Сведения в данном акте заполнены по результатам инвентаризации ЗС ГО, проведенного в 2013-2014 годах, сведения которых взяты с инвентаризации ЗС ГО в 2006 году.
При этом, основанием для учета ЗС ГО может являться проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО (п. 2.2 Правил).
Согласно осмотру ЗС ГО по рассматриваемому адресу, проведенного представителями АО «Янтарь», ГУ МЧС России по Москве и Департаментом ГОЧСиПБ г.Москвы 27.04.2022, имеются элементы ЗС ГО, а также согласно объемно-планировочным, конструктивным решениям и поэтажному плану Восточного ТБТИ и экспликации, в котором указаны помещения специального сооружения (тамбуры, узел связи, пункт управления, помещения дизельной электростанции и т.д.) имеются помещения, относящиеся к ЗС ГО.
Таким образом, подтверждено наличие ЗС ГО по указанному адресу.
Департамент ГОЧСиПБ в соответствии с п. 4.10 Положения о Департаменте по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 23.06.2020 № 850-ПП, ведет учет только объектов гражданской обороны, эксплуатируемых подведомственными Департаменту ГОЧСиПБ организациями.
Согласно п. 2.1 Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
По вопросу ввода ЗС ГО в эксплуатацию судом правомерно указано, что документы по приемке ЗС ГО в эксплуатацию, проектная и иная техническая документация в Департаменте ГОЧСиПБ не хранятся и не обязана хранится.
Учитывая вышесказанное, отсутствие акта ввода (приемки) в эксплуатацию ЗС ГО не требуется для подтверждения наличия ЗС ГО.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении суда, которую поддерживает апелляционный суд.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.06.2022 по делу № А40-184146/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: С.М. Мухин
Судьи: Г.М. Никифорова
ФИО1