ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-184233/18 от 24.07.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

24 июля 2019 года

                            Дело № А40-184233/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2019 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Каменской О.В.,

судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ЗАО «СЭЙДЖ»:  ФИО1 по дов.  от 17.01.2018 г.;

от ответчика (заинтересованного лица) Московской областной таможни: ФИО2 по дов. от 05.12.2018 г.;

рассмотрев 24 июня 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Московской областной таможни

на решение от 15 октября 2018 года

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Дейна Н.В.,

на постановление от 24 декабря 2018 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Свиридовым В.А., Бекетовой И.В., Чеботаревой И.А.,

по делу № А40-184233/2018

по заявлению закрытого акционерного общества «СЭЙДЖ» (ОГРН <***>; 121069, <...>)

к Московской областной таможне (ОГРН <***>; 124498, г. Москва, <...>)

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «СЭЙДЖ» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московской областной таможни (далее таможенный орган), оформленного письмом N 17-20/20541 от 21.05.2018 об отказе в возврате излишне уплаченного НДС, внесенного по ДТ N 10130174/211016/0010235.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2018 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с выводами судов, таможенный орган обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.

До начала судебного разбирательства от общества поступил отзыв на кассационную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела, поскольку представлен в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 279 АПК РФ.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Закрытое акционерное общество «СЭЙДЖ» (далее - Общество) в октябре 2016 ввезло на территорию России и указало в таможенной декларации на товары N 10130174/211016/0010235 (далее - ДТ N 10130174/211016/0010235) Московской областной таможне следующие товары: «изделия медицинского назначения: устройства для кислородной и аэрозольной терапии - мешок дыхательный для вентиляции легких» (товар N 14); «изделия медицинского назначения для анестезиологии: трубка трахеостомическая, трубка интубационная, трубка эндотрахеальная, катетер аспирационный, проводник трубки интубационной (товары N 9, 10, 11, 12, 13).

По данным товарам в ДТ льгота по уплате НДС не была заявлена, и Общество уплатило НДС в бюджет государства по ставке 18%.

На основании имеющегося и представленного таможенному органу вместе с данной ДТ регистрационного удостоверения Федеральной службы но надзору в сфере здравоохранения N ФСЗ 2012/12412 от 29.06.2012, Общество впоследствии посчитало, что в отношении товаров N 9, 10, 11, 12,13, 14 применимы нормы пп. 4 п. 2 ст. 164 и п. 5 ст. 164 НК РФ, устанавливающие ставку НДС в размере 10% с учетом целевого назначения и ограниченной сферы применения данных товаров.

ЗАО «СЭЙДЖ», полагая, что по вышеуказанной ДТ должна быть предоставлена льгота по уплате НДС (по ставке 10%), обратилось в Московскую областную таможню с мотивированным заявлением о возврате НДС (исх. ЗАО «СЭЙДЖ» N 10235 от 17.04.2018 г. - вх. Московской областной таможни N 15177 от 25.04.2018), как излишне уплаченного по ДТ N 10130174/211016/0010235 на сумму 114 071 рублей 67 копеек.

Заявитель требовал в соответствии со ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, на основании документов, подтверждающих право на пониженные ставки НДС, осуществить возврат излишне уплаченных денежных средств, внесенных на счет таможенного органа (Московской областной таможни) следующими платежными документами: п/п N 1395 от 30.09.2016 (на сумму 600 000 рублей), п/п N 1419 (на сумму 300 000 рублей).

Указанное заявление было составлено и подано но форме, установленной приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520. К заявлению были приложены все необходимые документы, перечень которых установлен п. 2 ст. 147 Федеральным законом от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ, в том числе заявление о внесении изменений в ДТ, корректировка деклараций на товары (далее - КДТ) на бумажном и электронном носителях.

Письмом от 21.05.2018 г. N 17-20/20541 Московская областная таможня сообщила Заявителю об отказе возвратить излишне уплаченные денежные средства по следующим причинам:

а) внесение изменений в декларацию (обращение с таким заявлением) должно быть совершено в таможенном органе, в котором зарегистрирована ДТ, а значит - в Львовском таможенном посту;

б) в комплекте документов к заявлению не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания НДС;

в) освобождение от уплаты НДС в отношении принадлежностей к медицинским изделиям, ввозимым отдельно от этих изделий, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные принадлежности, а также включении таких принадлежностей в Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ N 1042 от 30.09.2015.

Не согласившись с указанным решением, выраженным в письме, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

 Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, руководствуясь статьей 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), статьей 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ), статьями 164, 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 18)   пришли к выводу о наличии у заявителя права на льготное обложение НДС  в отношении всех ввозимых компонентов, образующих зарегистрированное медицинское изделие.

Суд кассационной инстанции находит выводы судов двух инстанций не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Судами установлено, что по декларации на товары № N 10130174/211016/0010235 обществом на территорию Российской Федерации были ввезены следующие товары: «изделия медицинского назначения: устройства для кислородной и аэрозольной терапии - мешок дыхательный для вентиляции легких» (товар N 14); «изделия медицинского назначения для анестезиологии: трубка трахеостомическая, трубка интубационная, трубка эндотрахеальная, катетер аспирационный, проводник трубки интубационной (товары N 9, 10, 11, 12, 13).

Установив, что в соответствии с регистрационными удостоверениями Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения N ФСЗ 2012/12412 от 29.06.2012, Общество впоследствии посчитало, что в отношении товаров N 9, 10, 11, 12,13, 14 применимы нормы пп. 4 п. 2 ст. 164 и п. 5 ст. 164 НК РФ, устанавливающие ставку НДС в размере 10% с учетом целевого назначения и ограниченной сферы применения данных товаров.

Полагая, что по вышеуказанной ДТ должна быть предоставлена льгота по уплате НДС (по ставке 10%), обратилось в Московскую областную таможню с мотивированным заявлением о возврате НДС, как излишне уплаченного на сумму 114 071 рублей 67 копеек.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 67 ТК ЕАЭС подлежат возврату (зачету) таможенные пошлины, налоги, являющиеся излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса.

Излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов (статья 66 ТК ЕАЭС).

В соответствии частью 2 статьи 67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.

На основании подпункта 4 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса в случае реализации или ввоза на территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, включая медицинские изделия, применяется налоговая ставка НДС в размере 10 процентов.

В последнем абзаце пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса указано, что коды видов продукции, в отношении которых применяется налоговая ставка 10 процентов, в соответствии с ОКП, а также ТН ВЭД определяются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, для целей применения пониженной ставки НДС в размере 10 процентов имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса, в частности, к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП, установленным Правительством Российской Федерации.

Утверждение Правительством Российской Федерации отдельного Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, предопределено фактом взимания НДС при ввозе товаров на таможенную территорию и служит цели обеспечения определенности налогообложения, имея в виду, что декларирование налогоплательщиками ввозимых товаров и осуществление таможенными органами контроля за правильностью уплаты налога производятся исходя из той классификации товаров, которая предусмотрена для таможенных целей.

Следовательно, в тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса, по общему правилу, применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.

Судами установлено, что ввезенные товары по коду ОКП (товары № 9, 10, 11, 12,13, 14) входят в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 года № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов».

В то же время, перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 года № 688 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 655, действующей с 11 июля 2015 года) более не содержит упоминания о коде 93 9800.

Указанные обстоятельства не были исследованы судами, равно как и не был исследован вопрос о возможности применения к спорным правоотношениям разъяснений, данных в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 года № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» с учетом того, что указанная позиция применялась когда классификация товара в ОКП отличалась от классификации того же товара в ТН ВЭД, то есть имели место отдельные противоречия в отнесении ввозимого товара к соответствующей группе товаров (отдельные несовпадения в наименовании, различия в описании одного и того же товара), порождавшие произвольность в налогообложении и неустранимые неясности в определении условий применения налоговой ставки, установленной пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса (определение Верховного суда Российской Федерации от 14 марта 2019 года № 305-КГ18-19119).

Кроме того, судами не проверено соотношение кодов ОКП ввезенных товаров кодам ТН ВЭД, ОКПД2, ввиду того, что Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 года № 301, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Размер заявленной к возврату суммы таможенных платежей исчислен заявителем путем вычитания из общей суммы таможенных платежей излишне уплаченного НДС в отношении товаров, входящих в перечни от 15 сентября 2008 года № 688 и от 30 сентября 2015 года № 1042. В то же время, в рамках настоящего дела рассматривалось решение об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в отношении 17 товаров, и судам надлежало исследовать вопрос о применении налоговой льготы в отношении каждого из указанных товаров.

Вопрос проверки расчета и правильности исчисления налоговой льготы не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, а суды первой и апелляционной инстанции указанный вопрос не исследовали, расчет заявителя не проверили.

В связи с тем, что для правильного рассмотрения настоящего спора требуется установить, имеет ли общества право на предоставление таможенной льготы, определить, какие товары, ввезенные на территорию РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, как входящие в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2015 года № 1042 «Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость», а какие товары входят в актуальный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 года № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов», суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, исходя из подлежащих применению норм материального права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, установить возможность применения к спорным товарам льготы, правильно применив нормы материального права принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 15 октября 2018 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2018 года по делу № А40-184233/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий-судья

 ФИО3

Судьи           

 В.В. Кузнецов

 Е.Е. Шевченко