ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
13 января 2017 года
Дело № А40-186245/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "XXII ВЕК ОФИС" – ФИО1 доверенность от 09 января 2017 года,
от заинтересованного лица: ГУ МЧС России по г. Москве – извещено, представитель не явился,
рассмотрев 10 января 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "XXII ВЕК ОФИС"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 11 февраля 2016 года,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 27 июля 2016 года,
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б.,
по заявлению ООО "XXII ВЕК ОФИС" (ОГРН <***>)
о признании незаконным пунктов предписания Главного управления МЧС России по г. Москве
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований ООО "XXII ВЕК ОФИС" (далее - общество) о признании незаконными пунктов 1, 2, 3 предписания Главного управления МЧС России по г. Москве (далее - ГУ МЧС по Москве) от 11 июня 2015 года № 47/4/1, отказано.
Обществом был заявлен отказ от заявленных требований в части признания незаконными пунктов 1, 2 предписания ГУ МЧС по Москве от 11 июня 2015 года № 47/4/1, который принят судом.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований общества в части признания незаконным пункта 3 оспариваемого предписания, отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование приводит доводы о незаконности оспариваемого предписания в указанной части.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
ГУ МЧС России по г. Москве, извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, на основании акта проверки ГУ МЧС по Москве выдано предписание об устранении нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 11 июня 2005 года № 47/4/1, пунктом 3 которого на общество возложена обязанность устранения выявленного нарушения - обеспечить оповещение работников организации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций с использованием основного способа оповещения - доведения информации и сигналов оповещения работников организации от органа повседневного управления РСЧС в городе Москве - Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по городу Москве по сетям связи для распространения программ радиовещания.
Полагая, что указанное предписание вынесено незаконно и без достаточных на то оснований, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон № 68-ФЗ), пришел к выводу о соответствии оспариваемого пункта № предписания нормам законодательства.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
На основании пункта "з" статьи 14 Закона № 68-ФЗ организации обязаны предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Приказом МЧС России № 422, Мининформсвязи России № 90, Минкультуры России № 376 от 25 июля 2006 года утверждено Положение о системах оповещения населения (далее - Положение).
Согласно Положению система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения (пункт 3). На муниципальном уровне создается местная система оповещения (на территории муниципального образования) (пункт 4). Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 6). Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования (пункт 10).
В пункте 12 Положения установлено, что основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного и радиовещания.
Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.
Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.
По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.
Пунктом 3.10 Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01 декабря 2015 года № 795-ПП "Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях", установлено, что при проведении оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях задействуются, в том числе радиотрансляционная сеть города Москвы (сеть проводного радиовещания).
Приказом Минрегиона России от 05 апреля 2012 года № 159 утвержден "Свод правил. Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования" (СП 133.13330.2012).
В соответствии с пунктом 3.10 Свода правил оконечное многофункциональное устройство: неотключаемое техническое устройство, служащее для гарантированного обеспечения передачи сигналов оповещения и информации о чрезвычайных ситуациях по сети проводного радиовещания, устанавливаемое в квартирах и подъездах жилых домов, в помещениях предприятий и организаций, социально значимых объектах, объектах с круглосуточным пребыванием людей и в местах массового пребывания людей.
Согласно пункту 4.4 Положения, ответственность за обеспечение готовности каналов связи и управления локальными, объектовыми системами оповещения о чрезвычайных ситуациях, а также систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре возлагается на руководителей объектов (организаций).
Как установлено судами, в ходе проведения проверки выявлен факт не обеспечения оповещения работников организации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций с использованием основного способа оповещения - доведения информации и сигналов оповещения работников организации от органа повседневного управления РСЧС в городе Москве - Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по городу Москве по сетям связи для распространения программ радиовещания, инструкция действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций не согласована с территориальным подразделением по административному округу Главного управления МЧС России по г. Москве, отсутствует документ, подтверждающий обучение (повышение квалификации) руководителя организации и ответственного в области защиты от чрезвычайных ситуаций, что отражено в акте проверки.
На основании изложенного, вывод суда о соответствии пункта 3 оспариваемого предписания нормам законодательства, является обоснованным.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2016 года по делу № А40-186245/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-
судья Р.Р. Латыпова
судья Е.А. Ананьина
судья С.В. Краснова