ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-186334/20 от 09.06.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-30419/2021

г. Москва Дело № А40-186334/20

17 июня 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2021 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,

судей:

В.А.Свиридова, ФИО1,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве

на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2021 по делу
№А40-186334/20 (120-1217)

по заявлению ОАО «РЖД»

к Управлению Росреестра по Москве

о признании незаконным решения

при участии:

от заявителя:

ФИО2 по дов. от 30.11.2020;

от ответчика:

ФИО3 по дов. от 05.05.2021;

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решение Управление Росреестра по г. Москве №77/003/257/2020-2666 от 15.09.2020 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером 77:03:0005004:1046 общей площадью 3 227,30 кв.м., расположенное по адресу: <...>, и входящие в состав помещение с кадастровыми номерами: 77:03:0005003:7811, 77:03:0005004:3586, 77:03:0005004:3587, 77:03:0005004:3588, 77:03:0005004:3589, 77:03:0005004:3590.

Решением суда от 12.04.2021 решение Управление Росреестра по г. Москве №77/003/257/2020- 2666 от 15.09.2020 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером 77:03:0005004:1046 общей площадью 3 227,30 кв.м., расположенное по адресу: <...>, и входящие в состав помещение с кадастровыми номерами: 77:03:0005003:7811, 77:03:0005004:3586, 77:03:0005004:3587, 77:03:0005004:3588, 77:03:0005004:3589, 77:03:0005004:3590 признано незаконным. Суд обязал Управление Росреестра по г.Москве в течение месяца со дня вступление решения в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером 77:03:0005004:1046 общей площадью 3 227,30 кв.м., расположенное по адресу: <...>, и входящие в состав помещение с кадастровыми номерами: 77:03:0005003:7811, 77:03:0005004:3586, 77:03:0005004:3587, 77:03:0005004:3588, 77:03:0005004:3589, 77:03:0005004:3590.

Управление Росреестра по Москве, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании Управления Росреестра по Москве заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ОАО «РЖД» просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения; представлен отзыв на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «Российские железные дороги» обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлениями (№50-50/013-50/013/005/2020-893, №50-0-1-33/3002/2020-101) об одновременном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ОАО «РЖД» на сооружение «станция перекачки» по адресу: г.Москва, п.Щаповское, вблизи д.Сатино-Татарское, литера 21 и выделенном из состава сооружения комплекса.

Уведомлением от 23.03.2020 Управлением Росреестра по Москве государственная регистрация права приостановлена. Одновременно с заявлением от 10.06.2020 в Управление был представлен исправленный в соответствии с требованиями технический план сооружения.

Решением от 03.07.2020 №77/20-66252 Управлением Росреестра по Москве отказано в государственном кадастровом учете объекта и государственной регистрации права собственности ОАО «РЖД по причине не устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового чета и (или) государственной регистрации.

Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На основании ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.

Согласно п.п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

С отказом государственного регистратора заявитель не согласен, считает не законным, принятым без проведения надлежащей правовой экспертизы представленных на регистрацию документов с выходом за пределы компетенции регистрирующего органа, а потому неправомерным и подлежащим отмене.

Проведение правовой экспертизы документов, поступивших с заявлением о совершении регистрационных действий в ЕГРН, является одним из основных этапов регистрации права и направлено на выявление препятствий для регистрации, изложенных в ст. 26 Закона № 218-ФЗ.

Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» является собственником, внесенного в уставный капитал комплекса «Загородная база отдыха» с кадастровым номером 77:22:0030405:61, зарегистрированном в ЕГРН № 50-01/2740/2004-34 от 31.03.2004.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 №384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» определены несколько этапов реформирования железнодорожного транспорта. Принимая во внимание особенности реформирования сферы железнодорожного транспорта, приказом Госстроя России от 19.09.2003 г. № 356 был утвержден особый порядок подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта. На основании данного приказа, регистрирующими органами были зарегистрированы права ОАО «РЖД» на сооружения, являющиеся производственно-технологическими комплексами (ПТК).

В состав комплекса «Загородная база отдыха» под литерой 21 входит объект сооружение «станция перекачки», общей площадью 50 кв.м.

Для выделения указанного объекта из состава комплекса было подготовлено Решение собственника - ОАО «РЖД» «О выделении объектов недвижимого имущества из состава Загородной базы отдыха № 17 МОСК-58 от 25.11.2019.

Основанием для отказа в кадастровом учете и государственной регистрации права ОАО «РЖД» на здание послужило следующее.

Параметры образуемого в результате раздела ПТК объекта, не соответствуют параметрам такого объекта, на который зарегистрировано право собственности в ПТК.

Между тем, согласно технической документации на ПТК, в состав которого входит заявленный к учету объект, характеристиками объекта являются: ширина (диаметр) равная 7,5 м, высота (глубина) равная 5,5 м, площадь застройки по наружному замеру равная 50 кв.м.

Согласно Приказу Росреестра от 25.04.2019 № П/0163 «О размещении на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» XML-схемы, используемой для формирования XML-документа -технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, единого недвижимого комплекса в форме электронного документа, и особенности ее применения» (приказ № П/0163). К «Типам основного параметра» относятся: Протяженность (если основной характеристикой сооружения является протяженность), Объем (если основной характеристикой сооружения является объем), Площадь (если основной характеристикой сооружения является площадь), Площадь застройки (если основной характеристикой сооружения является площадь застройки).

Вместе с тем, порядок установления основной характеристики объекта в настоящее время на законодательном уровне не определен.

В качестве основной характеристики объекта для отражения в техническом плане кадастровым инженером выбрана площадь объекта недвижимости.

Площадь объекта недвижимости складывается из площадей всех помещений, входящих в состав сооружения, и не учитывает толщину стен, в то время как площадь по наружному замеру учитывает толщину стен, но не учитывает этажность объекта недвижимости, что обуславливает расхождение параметров объекта, заявленного к учету, и объекта, на который зарегистрировано право собственности в ПТК.

Управлением Росреестра по Москве указано на противоречивые сведения о виде объекта в заключении кадастрового инженера.

Однако, согласно заключению, входящему в состав технического плана, «Технический план был изготовлен в соответствии с Приказом Минэкономразвития России № 953 от 18.12.2015, с целью выдела сооружения с наименованием «Станция перекачки», (Литера 21) из состава производственно-технологического комплекса с кадастровым номером 77:22:0030405:61 (Загородной базы отдыха).

Согласно XML схеме поле AssignationName (назначение сооружения) указано как «10) Сооружения коммунального хозяйства»

Противоречия в части назначения заявленного к учетно-регистрационным действиям объекта отсутствуют.

По мнению государственного регистратора, представленная в техническом плане декларация об объекте не соответствует форме, установленной в приложении №3.

Вместе с тем, декларация в техническом плане соответствует форме декларации, размещенной на официальном портале Росреестра (https://rosreestr.gov.rn/site/ur/zaregistrirovat-nedvizhimoe-imushchestvo-/blanld obraztsy- zayavlemy-xml-skhemy8154/).

Сравнение формы и декларации представлены в приложении.

Кроме того, все страницы декларации пронумерованы, имеются все необходимые подписи и печати.

Государственный регистратор полагает, что в нарушение п. 43 Требований некорректно приведены сведения об адресе (описании местоположения).

Сведения об адресе объекта (его местоположении) указаны в XML -схеме с учетом Приказа Росреестра от 25.04.2019 № П/0163 «О размещении на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» XML-схемы, используемой для формирования XML-документа -технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, единого недвижимого комплекса в форме электронного документа, и особенности ее применения» (приказ №П/0163).

В поле Region (код региона) указан код 77, соответствующий г. Москве, что подтверждается данными ФИАС (Федеральной информационной адресной системы).

В поле District Туре (наименование района) указано значение «Щаповское», так же содержащееся в ФИАС.

Прочее описание местоположения объекта (дополнительная часть) указано в сведениях поля «Other», так как ее невозможно структурировать (в ФИАС отсутствуют сведения «Российская Федерация, вблизи д. Сатино-Татарское, литера 21»).

Согласно подпункту 5.6.4 пункта 5 (Описание структуры XML-схемы файла обмена) в поле NOTE «Может быть указано описание местоположения в неформализованном виде, в случае если местоположение невозможно структурировать по ФИАС».

Таким образом, заполнение данного поля не противоречит законодательству.

Данные для заполнения полей ОКАТО, КЛАДР, ОКТМО соответствуют данным для поселения Щаповское, размещенным на портале ФИАС (приложение ФИАС).

По мнению Управления Росреестра по Москве, Декларация об объекте недвижимости представлена как комбинация электронных образов документов на бумажном носителе и листов в электронном виде, что противоречит нормам действующего законодательства.

В соответствии с требованиями в состав технического плана включен электронный образ декларации, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технический план (файл технического плана «декларация нoвaя.pdf.sig»).

Электронный образ документа обеспечивает визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество электронного образа декларации позволяет в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Электронный образ декларации в формате PDF сформирован в виде одного файла. Соответственно, представленная декларация не противоречит нормам действующего законодательства.

В соответствии со ст. 18 Закона, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Согласно п. 4 этой же статьи закона к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным закономби принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Технический паспорт на выделенный из ПТК объект была представлен при постановке его на кадастровый учет, также как и техническая документация на комплекс уже была представлена ОАО «РЖД» при регистрации права на «Загородную база отдыха».

Все необходимые документы для осуществления кадастрового учета и регистрации прав на здание были представлены в Управление.

Управление посчитало, что технические планы, представленные ОАО «РЖД» от 25.11.2019 и 08.04.2020 не соответствуют по форме и содержанию требованиям приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений». Вышеуказанный довод необоснован в связи со следующим.

Согласно ст. 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Учитывая то, что все документы, указанные в уведомлении Управления о приостановлении государственной регистрации прав имеются в материалах реестрового дела исходного объекта и документы соответствуют требованиям ст. 21 Закона, истребование дополнительных документов недопустимо, отказ Управления Росреестра по Москве в осуществлении государственной регистрации и кадастровом учете сооружения «станция перекачки», расположенного по адресу: г.Москва, п.Щаповское, вблизи д.Сатино-Татарское, не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы ОАО «РЖД», так как препятствует ОАО «РЖД» осуществлять полномочия собственника, закрепленные в ст.209 ГК РФ, в отношении указанного объекта недвижимости, следовательно, данные решения государственного органа нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказ Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации права собственности и кадастровом учете здания не соответствует ст. 27, п. 4 ст. ст. 21, п. 3, п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вынесен без учета положений Особого порядка подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, вносимые в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», утвержденным приказом Госстроя РФ от 19 сентября 2003 г. № 356.

Поскольку оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя, а также создает учреждению препятствия для осуществления обычной хозяйственной деятельности, то апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2021 по делу
№А40-186334/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: И.А.Чеботарева

Судьи: В.А.Свиридов

ФИО1

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.