ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-186736/20-147-1331 от 10.08.2021 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                               Дело № А40-186736/2020-147-1331

17 августа 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2021 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ООО «Эталон»: ФИО1 (дов. от 19.07.2020 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Мосгосстройнадзора: ФИО2 (дов. № 120 от 09.12.2020 г.);

от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;

рассмотрев 10 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Мосгосстройнадзора

на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2021 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2021 г.

по делу № А40-186736/2020-147-1331

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эталон»

к Комитету государственного строительного надзора города Москвы

о признании незаконными уведомлений от 25 августа 2020 г. № 09-УС-4980/20-(0)-1 и N 09-УС-4983/20-(0)-1,

УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Эталон» (далее – ООО «Эталон», общество, заявитель) является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 77:22:0040218:60 (общей площадью 1 045 кв.м) и 77:22:0040218:61 (общей площадью 1 170 кв.м), расположенных по адресу: г. Москва, п. Роговское, <...> и 2Г, на основании заключенных с Департаментом городского имущества города Москвы договорами аренды земельных участков от 03 июня 2019 г. № И-12-001724 и от 04 июня 2019 г. № И-12-001727 соответственно (далее – договоры аренды), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (2.1) (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (1.2.2); для ведения личного подсобного хозяйства (2.2) (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (1.2.2); ведение садоводства (13.2) (земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества (1.2.4); ведение дачного хозяйства (13.3) (земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества (1.2.4) (далее – земельные участки).

В соответствии с пунктами 1.4 договоров аренды участок предоставляется для целей строительства объекта индивидуального жилищного строительства, со следующими предельно-допустимыми технико-экономическими показателями в соответствии с градостроительным планом земельного участка: основные виды разрешенного использования: размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей): выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений (2.1.0); размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаражей и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных (2.2.0); осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых ил иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений (13.2.0); размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей); осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение хозяйственных строений и сооружений (13.3.0); предельная высота зданий, строений, сооружений (м) - 15; суммарная поэтажная площадь объекта в габаритах наружных стен (кв. м) - 468; максимальная плотность (тыс. кВ. м/га) - 4; максимальный процент застройки - без ограничений, в соответствии с градостроительным планом № RU77243000-036671 и № RU77243000-036683.

20 августа 2020 г. ООО «Эталон» обратилось в Комитет государственного строительного надзора города Москвы (далее – Мосгосстройнадзор) с уведомлениями о планируемом строительстве объектов садовых домов вх. № 09-УС-4983/20-(0)-0 и 09-УС-4980/20-(0)-0.

25 августа 2020 г. Мосгосстройнадзором в адрес общества направлены уведомления № 09-УС-4980/20-(0)-1 и № 09-УС-4983/20-(0)-1 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку заявленный вид разрешенного использования проектируемого объекта - садовый дом не соответствует цели предоставления земельного участка с кадастровыми номерами 77:22:0040218:61 и 77:22:0040218:60.

Считая свои права нарушенными, ООО «Эталон» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Мосгосстройнадзору о признании незаконными уведомлений от 25 августа 2020 г. № 09-УС-4980/20-(0)-1 и № 09-УС-4983/20-(0)-1.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2021 г., заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Мосгосстройнадзор просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что заявитель подал уведомления о строительстве садового дома, строительство которого не предусмотрено указанными в договорах аренды видами разрешенного использования.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «Эталон» просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

В заседании суда кассационной инстанции представитель Мосгосстройнадзора поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО «Эталон» против ее удовлетворения возражал.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность застройщиков направлять в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В силу части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия, в том числе, допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта перечисленным требованиям либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основной вид разрешенного использования, вспомогательный и условно разрешенный вид использования объектов недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования выбирается лицом, которому принадлежит земельный участок самостоятельно без дополнительных разрешений и процедуры согласования. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности уведомлений от 25 августа 2020 г. № 09-УС-4980/20-(0)-1 и № 09-УС-4983/20-(0)-1, поскольку документами территориального зонирования допускается строительство садового дома в границах земельных участков с кадастровыми номерами 77:22:0040218:60 и 77:22:0040218:61.

Судами установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП (далее - Правила), для арендованных обществом земельных участков установлены следующие виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок); ведение садоводства; осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2021 г.по делу № А40-186736/2020-147-1331 оставить без изменения, кассационную жалобу Мосгосстройнадзора – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                 Е.ФИО3

Судьи                                                                                                          Р.Р.Латыпова

                                                                                                          Е.Е.Шевченко