ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-187922/18 от 04.03.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, дом 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

                                             П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 № 09АП-67224/2018

город  Москва

21.03.2019

дело № А40-187922/18

резолютивная часть постановления оглашена 04.03.2019

полный текст постановления изготовлен 21.03.2019

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «АРМ Групп» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2018

по делу № А40-187922/18, принятое судьей Головачевой Ю.Л.

по заявлению ООО «АРМ Групп» (ОГРН  <***>)

к Центральной  энергетической таможне (ОГРН  <***>)

о признании  недействительным и отмене решения и требования об уплате таможенных платежей;

при участии:

от заявителя – не явился, извещен;

от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 28.12.2018;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2018 в удовлетворении заявленных ООО «АРМ Групп» требований о признании недействительным и отмене решения Центральной энергетической таможни № 10006000/210/210518/Т0008/000 от 21.05.2018 и требований об уплате таможенных платежей:  10006000/Ув2018/0000062, 10006000/Ув2018/0000063, 10006000/Ув2018/0000064, 10006000/Ув2018/0000065, 10006000/Ув2018/0000066, 10006000/Ув2018/0000067, 10006000/Ув2018/0000068, 10006000/Ув2018/0000069 от 25.06.2018, отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель таможенного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представлен отзыв, который приобщен к материалам дела.

Из материалов дела следует, что 21.02.2017 между ООО «АРМ Групп» и «Профиттайм ЛТД» (Соединенное Королевство)  заключен контракт № 267/17 на поставку товара – «битум нефтяной, коммерческое название - битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90; ГОСТ 22245-90».

В рамках заключенного контракта по 8-ми таможенным декларациям на товары  № 10006120/130317/0001093, 10006120/140417/000170 10006120/150317/0001165 10006120/220317/0001271, 10006120/250417/0001938, 10006120/280317/0001386, 0006120/280417/0002026, 10006120/310317/0001461 в период с 17.03.2017 по 28.04.2017 ООО «АРМ Групп» помещен под таможенную процедуру «экспорт» и вывезен из Российской Федерации в Киргизскую Республику товар - битум нефтяной дорожный, код ТН ВЭД ЕАЭС 2713 20 000 0.

При таможенном декларировании в графе № 36 указанных деклараций на товары заявлено «ОСПН - освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении нефти и нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации в государства - участники договора о Таможенном союзе, образующие вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли».

Таможенным органом предоставлена льгота по уплате вывозной таможенной пошлины в размере 7.602.003, 07 руб.

После выпуска товара Центральной энергетической таможней на основании        ст. 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза проведена камеральная таможенная проверка ООО «АРМ Групп» по вопросу соблюдения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при вывозе из Российской Федерации в Киргизскую Республику в 2017 товара – «битум нефтяной, коммерческое название- битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90; ГОСТ 22245-90».

По результатам проверки составлен акт камеральной таможенной проверки                № 10006000/210/210518/А008 от 21.05.2018.

Таможенным органом установлено, что заявленный ООО «АРМ Групп» классификационный код товара в графе 33-2713 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС соответствует «битуму нефтяному», в графе 36 заявлено освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины «ОСПЫ - освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении нефти и нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации в государства - участники договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999, а также в государства, образующие вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли».

Отказывая в предоставлении льготы таможенным органом указано на то, что согласно распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 632-р, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 06.06.2016, а также согласованными впоследствии объемами беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику на 2017 в соответствии с утвержденными индикативными балансами, не представлено соответствующее освобождение (льгота по уплате таможенной пошлины) от уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении товара – «битум нефтяной, коммерческое название - битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90; ГОСТ 22245-90», классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС - 2713 20 000 0.

По результатам таможенной проверки Центральной энергетической таможней принято решение от 21.05.2018 № 10006000/210/210518/Т0008/000 об отказе в предоставлении льготы по уплате вывозной таможенной пошлины в размере           7.602.003, 07 руб. по товару – «битум нефтяной, коммерческое название - битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90; ГОСТ 22245-90» и принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 21.05.2018 № 10006000/210518/0000036, в котором указано на необходимость внесения изменении в графу 36 «преференции» и в графу 47 «исчисление платежей», а также на необходимость представления КДТ не позднее 10 рабочих дней с о дня получения решения.

Обществу выставлены требования об уплате таможенных платежей.

Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и соответствия оспариваемых актов действующему законодательству.

Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

В рамках камеральной таможенной проверки подтвержден факт убытия вышеуказанного товара с территории Российской Федерации в Киргизскую Республику по декларациям на товары, что подтверждается отметками таможенного органа на железнодорожных накладных.

Согласно сведениям, отраженным в графе 47 декларациях на товары, декларирование товара произведено с условным начислением таможенных платежей.

В силу ст. 75 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавший до 01.01.2018 и подлежащий применению к рассматриваемым отношениям), объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в случае, если в соответствии с ТК ТС, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (п. 4 ч. 3 ст. 80 ТК ТС).

Согласно п. 1 ст. 74 Таможенного кодекса Таможенного союза под льготами по уплате таможенных платежей понимаются в том числе тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин).

Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (п. 2 ст. 74 ТК ТС).

29.05.2014 между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, п. 3 ст. 28 Кодекса, которого предусмотрено, что в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных этим договором.

23.12.2014 подписан договор о присоединении Кыргызской Республики к договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Этот договор ратифицирован Федеральным законом от 13.07.2015 № 219-ФЗ и вступил в силу для Российской Федерации с 12.08.2015.

В связи с присоединением Кыргызской Республики к договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, 08.05.2015 подписан протокол о внесении изменений в договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, который является неотъемлемой частью договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 632-р             «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов» одобрен к рассмотрению проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов.

06.06.2016 Соглашение подписано Правительствами России и Киргизской Республики.

Статьями 3 и 4 Соглашения предусмотрено, что компетентные органы сторон      до 31 декабря текущего календарного года согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на следующий календарный год и утверждают по ним индикативные балансы на следующий календарный год, учитывающие рост экономики Киргизской Республики. Киргизская сторона до 1 ноября текущего календарного года предоставляет Российской стороне в установленном порядке информацию о выполнении индикативных балансов за 9 месяцев и об их ожидаемом выполнении за текущий календарный год, а также предложения по формированию индикативных балансов на следующий календарный год. Стороны создают условия для осуществления хозяйствующими субъектами (резидентами) государств сторон поставок товаров из Российской Федерации в Киргизскую Республику.

Статьей 5 Соглашения установлено, что в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами, Российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины. В отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Киргизскую Республику в календарном году сверх объемов, предусмотренных индикативными балансами, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза.

Координацию деятельности по Соглашению и контроль за его исполнением осуществляет от имени Российской Федерации Министерство энергетики Российской Федерации (статья 2 Соглашения).

Федеральным законом от 28.12.2016 № 479-ФЗ указанное соглашение ратифицировано (опубликован 29.12.2016 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ra, и 02.01.2017 - в Собрании законодательства Российской Федерации № 1 и 09.01.2017 - в Российской газете № 1). Закон вступил в законную силу 09.01.2017.

17.01.2017 Соглашение вступило в силу (в соответствии с п. 1 ст. 11 Соглашения).

12.09.2017 Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики подписан протокол о внесении изменений в Соглашение (опубликован 11.10.2017 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и применяется с 13.10.2017 на основании ст. 2 протокола).

Статьей 1 указанного протокола ст. 3 Соглашения изменена и подлежит применению с 13.10.2017 в новой редакции: «Компетентные органы сторон в 2017  согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на 2017 год и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 год.

Объем и номенклатура внутреннего потребления товаров на последующие годы согласовываются компетентными органами сторон до 01 октября текущего календарного года путем утверждения по ним индикативных балансов на следующий календарный год, учитывающий рост экономики Киргизской Республики.

Уточнение индикативных балансов на каждый текущий календарный год может осуществляться до 15 ноября текущего календарного года с учетом обоснованного изменения внутреннего потребления товаров на территории Киргизской Республики. Киргизская сторона до 5 сентября текущего календарного года представляет Российской стороне предложения по формированию индикативных балансов на следующий календарный год, а до 15 ноября текущего календарного года представляет Российской стороне в установленном порядке информацию о выполнении индикативных балансов за 9 месяцев и об их ожидаемом выполнении за текущий календарный год.».

С учетом указанных нормативных положений индикативные балансы на поставку энергоносителей в 2017 в Киргизию должны были быть согласованы и утверждены до 31.12.2016.

Фактически индикативные балансы на 2017 согласованы только 28.11.2017 и доведены Министерством энергетики Российской Федерации письмом № КМ-13351/06 до сведения Федеральной таможенной службы России.

Указанная информация доведена до таможенных органов письмом ФТС России от 01.12.2017 № 01-11/68016.

Из материалов дела следует, что задекларированные обществом при вывозе с территории Российской Федерации в период с 17.03.2017 по 28.04.2017 товары с применением льготы выпущены таможенным органом в режиме экспорта, по указанным декларациям на товары предоставлено освобождение от уплаты таможенных платежей в размере 7.602.003, 07 руб.

Выпуская товар до подписания индикативных балансов в рамках Соглашения, таможня руководствовалась телетайпограммой ФТС России от 18.03.2011  ТФ-225, в которой указано, что при вывозе товаров, выработанных из нефти, с территории Российской Федерации в Киргизскую Республику, вывозные таможенные пошлины      не уплачиваются.

Однако, в доведенных впоследствии до сведения таможенных органов 28.11.2017 индикативных балансах вывезенный заявителем товар «битум нефтяной» не поименован.

При этом, из письма Минэнерго России от 28.11.2017 N КМ-13351/06 следует, что если объем конкретного товара в индикативном балансе не установлен, сам товар не поименован, оснований для распространения освобождения от уплаты пошлины не имеется, в связи с чем, выпуск товаров осуществляется таможенными органами при условии уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с законодательством.

Указанное обстоятельство и послужило основанием для принятия таможней решения об отказе в предоставлении заявителю льготы и вынесения оспоренных ненормативных правовых актов.

Письмом ФТС России от 01.12.2017 № 01-11/68016 до таможенных органов доведено письмо Минэнерго России от 28.11.2017 № КМ-13351/06, которым направлены согласованные объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику в 2017.

Товар – «битум нефтяной, битум нефтяной дорожный...», классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 2713 20 000 0, в согласованные объемы беспошлинных поставок на 2017 не входит.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения о сотрудничестве товары группы 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2011         № 529 «По реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республика Казахстан» установлено, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС) товаров, классифицированных в 27 группе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.

Правоотношения, возникшие до вступления в силу ТК ЕАЭС, в соответствии с Разделом IX ТК ЕАЭС регулируются нормами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые действовали до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС.

В соответствии с вышеизложенным товары 27 группы единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Российской Федерации, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса Таможенного союза и положениями главы 24 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, либо в иных случаях, установленных в соответствии с Кодекосм. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Руководствуясь ст. 180 названного Кодекса декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной, устной, электронной форме сведений о товарах, об их таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Согласно ст. 188 Кодекса при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, уплатить таможенные платежи, соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.

В соответствии со ст. 183 Кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе в соответствии с пп. 10 п. 1  документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

В ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров в отношении деклараций на товары № № 10006120/130317/0001093, 10006120/140417/0001701, 10006120/150317/0001165, 10006120/220317/0001271, 10006120/250417/000193 8, 10006120/280317/0001386,10006120/280417/0002026, 10006120/310317/0001461, поданных ООО «АРМ Групп» установлено, что в качестве документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины, заявлено рРаспоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 632-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов».

Однако, указанным распоряжением Правительства Российской Федерации, Соглашением о сотрудничестве, а также согласованными впоследствии объемами беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику на 2017 в соответствии с утвержденными индикативными балансами, не предоставлено соответствующее освобождение (льгота по уплате таможенной пошлины) от уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении товара – «битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90; ГОСТ 22245-90...», классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС 2713 20 000 0.

Таким образом, установлен факт не соблюдения ООО «АРМ Групп» требований и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей (вывозной таможенной пошлины), заявленных в декларациях на товары № 10006120/130317/0001093, 10006120/140417/0001701, 10006120/150317/0001165, 10006120/220317/0001271, 10006120/250417/0001938, 10006120/280317/00013 86, 10006120/280417/0002026, 10006120/310317/0001461, что влечет за собой обязанность уплаты в полном объеме исчисленных в декларациях вывозных таможенных пошлин.

Одним из условий помещения товаров под процедуру экспорта в соответствии со ст. 213 Таможенного кодекса Таможенного союза является обязанность уплаты вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин.

С учетом положений п. 12 протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение        № 23 к договору), ст. 5 Соглашения о сотрудничестве, в соответствии с требованиями ст. ст. 188, 213, 214 Таможенного кодекса Таможенного союза у ООО «АРМ Групп» возникла обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров – «битум нефтяной, коммерческое название - битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90; ГОСТ 22245-90...», задекларированных и вывезенных из Российской Федерации в Киргизскую Республику по декларациям на товары                                             № 10006120/130317/0001093, 10006120/140417/0001701, 10006120/150317/0001165, 10006120/220317/0001271, 10006120/250417/0001938, 10006120/280317/0001386,10006120/280417/0002026, 10006120/310317/0001461.

Таким образом, действия органа   таможенного контроля совершены в соответствии с требованиями права Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Доводы заявителя со ссылкой на телетайпограмму ФТС необоснованные, поскольку данный документ актом законодательства в сфере таможенного дела             не является.

Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклоняются, как необоснованные.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

  Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2018 по делу № А40-187922/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья                                                       Т.Т. Маркова

Судьи                                                                                                О.С. Сумина

                                                                                                          Д.Е. Лепихин