ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-189006/20 от 06.07.2021 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

13 июля 2021 года                                                                            Дело № А40-189006/20

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2021 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,

судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от заявителя: представитель не явился, извещен;

от заинтересованного лица: Шмелев В.Е., доверенность от 03.09.2020;

рассмотрев 06 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу

заявителя - КПК «Восточный Фонд Сбережений»

на решение от 24 февраля 2021 года

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 22 апреля 2021 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А40-189006/20

по заявлению КПК «Восточный Фонд Сбережений»

об оспаривании бездействия

к Банку России,

УСТАНОВИЛ:

КПК «Восточный Фонд Сбережений» (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Банку России о признании незаконным бездействия в части неприменения своевременных мер контроля к деятельности кооператива.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, КПК «Восточный Фонд Сбережений» обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правом на обращение в арбитражный суд обладает заинтересованное лицо.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие) признаются судом незаконными при наличии одновременно двух условий - не соответствие их закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действия/бездействия закону (иному нормативному правовому акту) в силу части 5 статьи 200 Арбитражного кодекса Российской Федерации возложена на орган, принявший такое решение, действия/бездействие. При этом, согласно положениям части 1 статьи 9, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представление доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением возложена на самого заявителя.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в обоснование своей позиции кооператив указал на то, что бездействие Банка России привело к потере сбережений вкладчиками кооператива и к его банкротству.

Суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4, статьями 76.1, 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

В силу пункта 8.2 части 2, пункта 6 части 3, части 4 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ), Банк России вправе направлять кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в его компетенции. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке. Кредитный кооператив обязан обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.

Предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.

Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.

Суды установили, что в силу статьи 36 Федерального закона № 190-ФЗ надзорные функции в отношении кооператива осуществлялись саморегулируемыми организациями (далее - СРО). При этом такие функции предусматривали как установление обязательных для членов СРО правил и стандартов, так и осуществление контроля за их соблюдением.

В рамках реализации указанных функций СРО наделялись, в том числе правом на осуществление проверки деятельности членов СРО в части соблюдения ими установленных требований, применение в отношении своих членов мер воздействия, в том числе такой крайней меры, как исключение кредитного кооператива из числа членов СРО.

Согласно информационному письму ФСФР России от 15.08.2013 № 13-ДП- 3/30908 «О форме отчетности членов саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов перед саморегулируемой организацией кредитных потребительских кооперативов» отчет о своей деятельности кооператива представлялся в СРО.

Функции по контролю, регулированию и надзору в сфере финансовых рынков перешли к Банку России 01.09.2013 на сновании вступившего в силу Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».

Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ надзор осуществлялся Банком России за кооперативом, включавшим свыше 5.000 членов, а с учетом изменений, внесенных 29.06.2015 Федеральным законом от 29.06.2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», включающими 3.000 членов.

В соответствии с внесенными в пункт 7 части 2 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ изменениями надзор за кредитными кооперативами осуществлялся Банком России в следующих случаях: кооператив не является членом СРО в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы; при наличии информации о возможном нарушении кредитным кооперативом, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает 3.000 физических и (или) юридических лиц, Федерального закона № 190-ФЗ и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России либо при возникновении необходимости проведения Банком России проверки кредитного кооператива, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает 3.000 физических и (или) юридических лиц, обусловленной проводимой проверкой деятельности саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, членом которой является такой кредитный кооператив.

В соответствии с Указанием Банка России от 05.08.2014 № 3356-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива, количество членов которого превышает 5 тысяч физических и (или) юридических лиц, кредитного потребительского кооператива второго уровня, а также кредитного потребительского кооператива, не вступившего в члены саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов», отчетность кооператива, количество членов которых превышало 5.000 физических и (или) юридических лиц, кооператива второго уровня, а также кооператива, не вступившего в члены СРО, сдавалась в Банк России.

В силу Указания Банка России от 25.07.2016 № 4083-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива» (далее - Указание № 4083-У) в Банк России отчет о деятельности кооператива, количество членов которых превышало 3.000 физических и (или) юридических лиц, кооператива второго уровня, кооператива, не вступившего в члены СРО в сфере финансового рынка, объединяющей кооперативы, представлялся кооперативу, а также СРО, объединявшими кредитный потребительский кооператив в отношении своих членов.

Суды отметили, что действие Указаний № 4083-У распространялось на отчетный период, в котором оно вступило в силу, то есть на 3-й квартал 2016 года.

Также судами установлено, что впервые отечность в Банк России СРО подали за своих членов в ноябре 2016 года.

Сведения о кооперативе в Единый государственный реестр юридических лиц внесены 08.02.2010.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2011 году кооператив принят в члены СРО в сфере финансового рынка - Межрегиональный союз кредитных кооперативов «Опора кооперации».

С момента создания кооператива и до сентября 2016 года надзор за деятельностью кооператива осуществлялся СРО «Опора кооперации» и в отношении кооператива информация о нарушениях законодательства Российской Федерации в Банк России не поступала.

По состоянию на 30.09.2016 количество пайщиков кооператива составило 3.050 членов, и в соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ кооператив перешел под надзор Банка России.

В связи с выявлением в деятельности кооператива многочисленных нарушений требований Федерального закона № 190-ФЗ, Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», нормативных актов Банка России в период с 2016 года по 2018 год Банком России в адрес кооператива выставлено 15 предписаний об устранении и/или недопущении нарушений требований законодательства Российской Федерации (от 22.08.2017 № 47-6-3/628, от 17.11.2017 № 44-3-1/1195ДСП, от 12.04.2018 №Т128-99-2/12331, от 17.05.2018 № Т128-99-2/24784, от 28.06.2018 № Т128-99-2/30270, от 21.06.2016 № Т708-13-23/9545, от 30.06.2016 № Т708-12-1-17/10050ДСП, от 03.10.2016 № Т708-13-8/14963, от 15.11.2016 ЖГ708-13-23/17237, от 15.11.2016 № Т708-13-23/17236, от 29.12.2016 №Т708-13-23/19796, от 18.04.2017 № Т708-13-23/5201, от 05.06.2017 № Т708-12-1-17/7306, от 08.06.2017 № Т708-12-1-20/7511, от 11.12.2017 № 14971ДСП).

В период с сентября по ноябрь 2017 года Банком России проведена проверка в отношении кооператива, по итогам которой предписанием от 17.11.2017 № 44-3-1/1195ДСП Банком России кооперативу установлен запрет на привлечение денежных средств пайщиков - физических лиц на основании договора передачи личных сбережений, на прием новых членов и выдачу займов. Данный запрет не распространялся на иные направления деятельности кооператива, в том числе не препятствовал выплате кооперативом денежных средств членам (пайщикам) по заключенным договорам передачи личных сбережений. Кроме того, в рамках проведенных в 2016 году контрольно-надзорных мероприятий Банком России установлена деятельность неформальной группы юридических лиц, состоящей из страховой организации, 22 кредитных потребительских кооператива и более 60 неподнадзорных организаций. Группа имела федеральный масштаб деятельности (17 городов, 7 федеральных округов, большие филиальные сети), характеризовалась наличием признаков «финансовой пирамиды» с высоким социальным риском (более 25.000 физических лиц - пайщиков кооперативов с объемом привлеченных денежных средств более 7,5 млрд. руб.).

На основании представленной Банком России информации Следственным комитетом МВД России в августе 2017 года возбуждены уголовные дела по статье 172.2 «Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества» и по статье 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)» Уголовного кодекса Российской Федерации, объединенные в единое производство.

В работе СРО «Опора кооперации» Банком России установлены нарушения требований Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и нормативных актов Банка России, а также неоднократное несоблюдение сроков исполнения запросов Банка России и представление заведомо недостоверной информации, не представление информации в Банк России.

28.12.2017 Банком России принято решение о прекращении СРО «Опора кооперации», в которую входили 20 из 22 кооперативов - участников крупной «финансовой пирамиды», действовавшей в ряде российских регионов, статуса СРО в сфере финансового рынка.

Суды, признавая, что со стороны Банка России не имелось незаконного бездействия, обоснованно отметили, что Банком России совершены все возможные и необходимые мероприятия в рамках надзорных полномочий, представленных законодательством Российской Федерации, при этом суды обоснованно исходили из того, что права и законные интересы кооператива не нарушены, поскольку кооператив не лишен возможности соблюсти требования действующего законодательства.

На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных кооперативом требований.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2021 года по делу № А40-189006/20 оставить без изменения, кассационную жалобу КПК «Восточный Фонд Сбережений» - без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                          В.В. Кузнецов

Судьи                                                                                            Е.А. Ананьина

Е.Е. Шевченко