ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
20 октября 2015 года
Дело № А40-189816/14
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Егоровой Т. А.,
судей Антоновой М. К. , Тетеркиной С. И.,
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО1, паспорт, доверенность от 12 августа 2015 года,
от Инспекции - ФИО2 доверенность , паспорт, ФИО3, удостоверение, доверенность,
рассмотрев 19 октября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Акционерного общества «Банк Интеза» (ранее Закрытое акционерное общество)
на постановление от 29 мая 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Нагаевым Р.Г., Голобородько В.Я., Окуловой Н.О.,
по иску (заявлению) ЗАО «Банк Интеза» (в н.в. - АО)
о признании частично недействительным решения от 18 августа 2014 года
к Межрайонной ИФНС России № 50 по городу Москве
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Банк Интеза» (далее —общество, налогоплательщик, банк) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 50 по г. Москве (далее — налоговый орган, инспекция) № 20-22р/56 от 18.08.2014 «О привлечении к ответственности за налоговое правонарушение» в части штрафа в сумме 640 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Отзыв не поступал.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы и заявил ходатайство о замене закрытого акционерного общества на акционерное общество
Представители инспекции в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражали по мотивам, изложенным в обжалуемом судебном акте.
Законность судебного акта проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ЗАО «Банк Интеза» (далее – Банк) 07.02.2014 были сформированы и отправлены по телекоммуникационным каналам связи в адрес Межрайонной ИФНС России № 50 по городу Москве 16 сообщений об открытии/закрытии счетов.
Данные сообщения не были приняты инспекцией ввиду наличия в сообщениях идентичных ошибок: ошибки 120 - некорректный код аутентификации и ошибки 30 - попытка проверки подписи неподписанного файла».
После получения квитанций о непринятии сообщений Банк за пределами 3-х дневного срока (12.02.2014), установленного пунктом 1 статьи 86 НК РФ для сообщений об открытии/закрытии счета, снова направил сообщения об открытии/закрытии тех же счетов.
Указанные сообщения были приняты налоговым органом без ошибок, что подтверждается квитанциями о принятии сообщений от 13.02.2014.
В данном случае из анализа сообщений Банка следует, что спорные сообщения об открытии/закрытии 16 счетов, направленные 07.02.2014 в адрес налогового органа, не были получены инспекцией в связи с тем, что при обработке указанных сообщений Филиалом ФКУ «Налог-Сервис» во всех сообщениях была выявлена одинаковая ошибка - отсутствие подписи Банка (ошибка по коду 120 - некорректный код аутентификации и ошибка 30 – попытка проверки подписи неподписанного файла).
В связи с выявлением указанной ошибки Банку были направлены квитанции о непринятии, которые получены Банком на следующий рабочий день (10.02.2014).
Спустя 2 дня, а именно 12.02.2014, Банк повторно направил 16 сообщений об открытии/закрытии счета.
13.02.2014 налогоплательщик получил квитанции о принятии 15 сообщений, одно сообщение было не принято уполномоченным налоговым органом с кодом ошибки - 015 «ошибка в наименовании реквизита». 14.04.2014 Банк еще раз направил данное сообщение в инспекцию и 17.02.2014 оно было принято.
Таким образом, Банк сообщил в инспекцию об открытии/закрытии 06.02.2014 спорных 16 счетов 13.02.2014, то есть с нарушением установленного трехдневного срока.
То есть, квитанции о принятии сообщений об открытии/закрытии 06.02.2014 счетов Банк получил 13.02.2014 по 15 сообщениям и 17.02.2014 по 1 сообщению об открытии/закрытии счета.
В ходе рассмотрение дела Банк указал, что в соответствии с пунктом 3.6 Положения от 07.09.2007 № 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета» после получения информации от налогового органа о непринятии сообщений об открытии/закрытии счетов не позднее 5 рабочих дней имеет право исправить допущенную ошибку, содержащуюся в первоначальном сообщении, однако срок для сообщения об открытии/закрытии счетов установлен Налоговым кодексом Российской Федерации, а не Положением от 7 сентября 2007 года 311 -П.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции поддержал позицию заявителя и исходил из применения Положения № 311-11, указав на отсутствие пропуска срока со стороны налогоплательщика и недоказанность инспекцией законности принятого решения в спорной части.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что действительно в соответствии с нормами абзаца 4 пункта 1 статьи 86 НК РФ Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов устанавливается только порядок сообщения банком об открытии/закрытии счета, а не срок предоставления такого сообщения. Таким образом, Положением 311-П установлен именно порядок сообщения банком об открытии, закрытии счета.
Между тем, в пункте 3.6 Положения 311-П указано, что в случае получения извещения об ошибках банк формирует электронное сообщение с учетом исправленных данных и направляет его не позднее 5 рабочих дней, следующих за датой получения банком извещения об ошибках, в порядке, установленном Положением 311-П. Также, из содержания пунктов 3.1 и 3.2 Положения 311-П следует, что по результатам контроля уполномоченным налоговым органом каждого электронного сообщения, банк информируется о принятии или непринятии его сообщения налоговым органом. Информация о непринятии сообщения доводится до банка в форме квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения или в форме извещения об ошибках. Изложенное свидетельствует о том, что в упомянутом
Положении 311-П различаются такие документы как квитанция о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и извещение об ошибках. Таким образом, действие пункта 3.6 Положения 311-П распространяется только на извещения об ошибках при приеме сообщений банка, а не на квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронных сообщений банка.
Согласно пункту 2 таблицы 5.1 приложения 5 к Положению № 311-П в поле «Тип информации» для квитанции о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения указывается текст «КВИТПРМСЧЕТ», для извещений об ошибках указывается текст «ИЗВОШИБСЧЕТ».
В квитанциях от 10.02.2014, направленных Банку по результатам обработки уполномоченным налоговым органом электронных сообщений об открытии/закрытии счетов, в поле «Тип информации» указан текст «КВИТПРМСЧЕТ». То есть, с учетом норм Положения, указанные документы представляют собой квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронных сообщений об открытии/закрытии счетов, а не извещения об ошибке.
Следовательно, в рассматриваемом случае пункт 3.6 Положения 311-П, устанавливающий срок, для исправления выявленных несоответствий между сведениями представленными Банком в сообщении об открытии/закрытии счета и учетными данными, имеющимися в налоговых органах, применению не подлежит.
Также апелляционным судом принято во внимание письмо Филиала ФКУ «Налог-Сервис» от 21.01.2015 на запрос инспекции, в котором изложена технология обработки, свидетельствующая о том, что сформированные электронные сообщения одним транспортным файлом направляются в территориальное учреждение Банка России, где согласно статье 2.1 упомянутого Положения территориальным учреждением проводится процедура проверки подлинности и целостности каждого транспортного файла банка, позволяющая установить, что такой файл был направлен соответствующим банком и не был изменен в ходе передачи от банка до территориального учреждения. Территориальное учреждение Банка России направляет проверенный указанным образом транспортный файл в уполномоченный налоговый орган. Таким образом, электронные сообщения зашифровываются банком и далее в неизменном виде поступают в уполномоченный налоговый орган, где подлежат расшифровке. Изменению подлежат только транспортные файлы банка на этапах их транспортировки, с самим электронным сообщением работают только Банк при его формировании и налоговый орган при расшифровке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Банк при направлении 12.04.2014 сообщений об открытии/закрытии счетов пропустил трехдневных срок, установленный пунктом 1 статьи 86 НК РФ, в связи с чем обоснованно привлечен инспекцией к ответственности по пункту 2 статьи 132 НК РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию общества по делу, не опровергают выводов апелляционного суда. Суд кассационной инстанции установил, что вопрос о смягчающих обстоятельствах не был поставлен в суде апелляционной инстанции, поэтому суд кассационной инстанции вопрос не оценивает применительно к спорной правовой ситуации.
Проверив обжалуемое постановление на правильное применение судом норм материального права, кассационный суд установил соответствие выводов суда апелляционной инстанции положениям налогового законодательства.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
в связи со сменой организационно-правовой формы заменить Закрытое акционерное общество «Банк Интеза» на Акционерное общество «Банк Интеза»;
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2015 года по делу № А40-189816/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Т.А.Егорова
Судьи: М.К.Антонова
С.И.Тетеркина