ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-192492/2021-146-1476 от 30.03.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-192492/2021-146-1476

06 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Управления Роскомнадзора по СФО: не явились, извещены;

от ответчика (заинтересованного лица) ПАО «ВымпелКом»: ФИО1 (дов. № ШК-20-459 от 11.06.2021 г.);

рассмотрев 30 марта 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО «ВымпелКом»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2021 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2021 г.,

по делу № А40-192492/2021-146-1476

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу

к публичному акционерному обществу «Вымпел-Коммуникации»

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ: публичное акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» (далее - ПАО «Вымпел-Коммуникации», общество, оператор связи) имеет лицензии № 101253 на оказание услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации (с приложением, являющиеся ее неотъемлемой частью), № 101254 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи (с приложением, являющиеся ее неотъемлемой частью), № 101255 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (с приложением, являющиеся ее неотъемлемой частью), выданные Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, со сроком действия до 25 июля 2022 г. (далее - лицензии).

На основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (далее – Управление Роскомнадзора по СФО, административный орган) от 11 июня 2021 г. № 39-нд в период с 16 июля 2021 г. по 12 июля 2021 г. (с учетом приказа от 29 июня 2021 г. № 50-нд «О внесении изменений в приказ от 11 июня 2021 г. № 39-нд») проведена внеплановая выездная проверка в отношении Новосибирского отделения ПАО «Вымпел-Коммуникации» с целью исполнения и соблюдения обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности.

В ходе проведения проверки установлено, что общество, используя радиоэлектронные средства стандарта LTE и последующих его модификации в любой из полос радиочастот 735-742,5/776-783,5 МГц, 813,5-821/854,5-862 МГц, 2550-2560/2670-2680 МГц в соответствии с лицензиями, не обеспечило полное (100%) покрытие оказания услуг связи на территории г. Бердска Новосибирской области, то есть техническую возможность оказания услуг связи на базе собственной сети связи, создаваемой с использованием радиоэлектронных средств стандарта LTE и последующих его модификаций, в населенном пункте численностью 50 тысяч человек и более.

Так, покрытие названных услуг связи на территории г. Бердска Новосибирской области ПАО «Вымпел-Коммуникации» обеспечивается менее 90%, что является нарушением пункта 7.1 лицензий, пунктов 3, 7 разделов XI, XIV, XV Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 2385 и пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи).

ПАО «Вымпел-Коммуникации» для выполнения условий пункта 3 лицензии №№ 101253, 101254, 101255 на территории г. Бердска Новосибирской области обязано использовать определенные радиочастотные диапазоны: 735-742,5/776-783,5 МГц, 813,5-821/854,5-862 МГц, 2550-2560/2670-2680 МГц.

ПАО «Вымпел-Коммуникации» построило сеть связи стандарта LTE и оказывает услуги связи в полосах радиочастот: 2550-2560/2670-2680 МГц (LTE 2500) и 813,5-821/854,5-862 МГц (LTE 800).

По результатам проверки составлен акт проверки от 12 июля 2021 г. № А-54/2/39-нд/41, в котором зафиксировано выявленное нарушение (фототаблица) и выдано предписание от 12 июля 2021 г. № П-54/2/39-нд/-/1/15 об устранении выявленных правонарушений.

27 августа 2021 г. Управлением Роскомнадзора по СФО в отношении ПАО «Вымпел-Коммуникации» составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Управления Роскомнадзора по СФО в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ПАО «Вымпел-Коммуникации» к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2021 г., заявленные требования удовлетворены. ПАО «Вымпел-Коммуникации» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

В кассационной жалобе ПАО «Вымпел-Коммуникации» просит об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, указывая на то, что из условий лицензий не следует, что связью с использованием стандарта LТЕ должна покрываться 100% территории населенных пунктов численностью 50 000 человек и более, поскольку обязательным условием является предоставление услуг связи с использованием стандарта LTE во всех средних и высших учебных заведениях, расположенных в границах указанных населенных пунктов, а такой показатель как процент покрытия населенного пункта в лицензионных требованиях и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации отрасли «связь» не содержится. Приведены также доводы о том, что невозможность использования радиоэлектронных средств стандарта LTE в полосах частот 735-742,5/776-783,5 МГц, 813,5-821/854,5-862 МГц, 2550-2560/2670-2680 МГц в г. Бердска Новосибирской области для оказания услуг связи стандарта LTE FDD подтверждена результатами НИР «Разработка предложений и рекомендаций ПАО «Вымпел-Коммуникации» по развитию сети сухопутной подвижной радиосвязи стандарта LTE в условиях ограниченного частотного ресурса на территории Новосибирской области», проведенной ООО «Гейзер-Телеком» в 2015 году.

В отзыве на кассационную жалобу Управление Роскомнадзора по СФО просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

В заседании суда кассационной инстанции представитель ПАО «Вымпел-Коммуникации» поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель Управления Роскомнадзора по СФО в заседание суда кассационной инстанции не явился.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ПАО «Вымпел-Коммуникации», суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Пунктом 1 статьи 46 Закона о связи установлено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Под лицензией согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона о лицензировании).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 2385 «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утвержден Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказанию услуг связи и перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи (далее – Перечень лицензионных требований).

Действия, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Удовлетворяя заявленные требования о привлечении к административной ответственности, суды пришли к выводу о наличии в действиях ПАО «Вымпел-Коммуникации» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку обществом допущены нарушения требования пункта 7.1 лицензий, пунктов 3, 7 разделов XI, XIV, XV Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 2385 и пункта 1 статьи 46 Закона о связи, выразившиеся в не обеспечении полного покрытия оказания услуг связи на территории г. Бердска Новосибирской области.

Судами установлено, что пунктом 7.1 лицензионных требований лицензий предусмотрена обязанность лицензиата обеспечить техническую возможность оказания услуг связи на базе собственной сети связи, построенной на основе радиоэлектронных средств стандарта LTE и последующих его модификаций, во всех населенных пунктов численностью 50 тысяч человек и более.

Пунктом 3 лицензий предусмотрена обязанность лицензиата оказывать услуги связи с использованием радиоэлектронных средств стандарта LTE и последующих его модификаций в любой из полос радиочастот 735-742,5/776-783.5 МГц, 813,5-821/854,5-862 МГц, 2550-2560/2670-2680 МГц на всей территории Российской Федерации, то есть развертывание сети должно осуществляется в любой из указанных полос радиочастот или их совокупности.

Для обеспечения технической возможности оказания услуг связи с помощью радиочастотных средств стандарта LTE на территории г. Бердска Новосибирской области лицензиат - ПАО «Вымпел-Коммуникации» использует определенные радиочастотные диапазоны: 735-742,5/776-783,5 МГц, 813,5-821/854,5-862 МГц, 2550-2560/2670-2680 МГц.

Между тем, покрытие г. Бердска Новосибирской области в полосах радиочастот LTE 2500 и LTE 8200 оператором связи - ПАО «Вымпел-Коммуникации» обеспечивается менее 90%, что не обеспечивает полного (100%) покрытия услугами связи с помощью радиоэлектронных средств стандарта LTE на территории г. Бердска Новосибирской области.

При этом возможность оказания услуг связи в иных диапазонах радиочастот лицензиями не предусмотрено, а использование ПАО «Вымпел-Коммуникации» базовой станции в других выделенных частотных диапазонах, в частности 1800 МГц, не соответствует требованиям лицензий.

Согласно пункту 7.2 лицензионных требований лицензиат обязан обеспечить динамику развертывания сети связи стандарта LTE и его последующих модификаций с 2019 года на всей территории Российской Федерации, включая, в том числе города.

Пунктом 7.5 лицензионных требований установлено, что лицензиат обязан при проведении организационно-технических мероприятий по высвобождению радиочастотного спектра осуществлять деятельность в соответствии с приложением № 4 к Решению государственной комиссии по радиочастотам по радиочастотам при Минкомсвязи России от 08 сентября 2011 г. № 11-12-02 «Об использовании радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами стандарта LTE и последующих его модификаций», в соответствии с пунктом 3 которого победитель торгов должен разработать и согласовать с Министерством обороны Российской Федерации комплекс организационно-технических мер в полосе радиочастот 694 - 876 МГц и 2500-2690 МГц по обеспечению электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми к применению на рассматриваемой территории РЭС государственного управления, включая порядок проведения работ по конверсии радиочастотного спектра.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности использования ПАО «Вымпел-Коммуникации» РЭС в полосах частот согласно лицензионным требованиям, не представлено.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.

Размер штрафа определен с учетом характера совершенного административного правонарушения.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности суды не усмотрели.

Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения судом первой инстанции не истек.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Довод кассационной жалобы о том, что из условий лицензий не следует, что связью с использованием стандарта LТЕ должна покрываться 100% территории населенных пунктов численностью 50 000 человек и более, поскольку обязательным условием является предоставление услуг связи с использованием стандарта LTE во всех средних и высших учебных заведениях, расположенных в границах указанных населенных пунктов, а такой показатель как процент покрытия населенного пункта в лицензионных требованиях и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации отрасли «связь» не содержится, подлежит отклонению, поскольку отсутствие в лицензии указания на какой-либо процент свидетельствует о том, что минимально допустимого процента не установлено и лицензионные требования подлежат выполнению в полном объеме.

Иные доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2021 г. по делу № А40-192492/2021-146-1476 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО «ВымпелКом»– без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи В.В.Кузнецов

Е.Е.Шевченко