ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-194181/2021 от 16.05.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-4660/2022

г. Москва Дело № А40-194181/21

24 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2022 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи И.В.Бекетовой,

судей:

ФИО1, Т.Б.Красновой,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Н.А.Третяком,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «СибЭнерго»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.12.2021 по делу №А40-194181/21 (20-3689)

по заявлению ООО «СибЭнерго» (ИНН <***>)

к Государственное учреждению - Пенсионному фонду Российской Федерации (ИНН <***>),

третьи лица: 1) ОПФР по Алтайскому краю,

2) ОПФР по Новосибирской области,

3) МРИ ИФНС России №22 по Новосибирской области,

о признании незаконным распоряжения № 395р от 07.07.2021, об обязании,

при участии:

от заявителя:

не явился, извещен;

от заинтересованного лица:

ФИО2 по дов. от 20.08.2019,
ФИО3 по дов. от 18.11.2021;

от третьих лиц:

1-3) не явились, извещены;

У С Т А Н О В И Л:

ООО «СибЭнерго» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Пенсионный фонд России (далее – ПФР) о признании незаконным распоряжения № 395р от 07.07.2021 об отмене решения ОПФР по Алтайскому краю от 25.12.2017 № 032593170003235, об обязании ПФР совершить действия по восстановлению нарушенных прав общества, результатом которых должны являться отмена (исключение) всех правовых последствий отмены решения о списании № 032593170003235 от 25.12.2017, в том числе, выразившихся в форме восстановления ранее списанной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по пене по таким страховым взносам, за периоды до 01.01.2017, учтенной на лицевом счете ООО «СибЭнерго» (ИНН <***>) по расчетам с бюджетом, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Отделение ПФР по Алтайскому краю, Отделение ПФР по Новосибирской области, МРИ ИФНС России № 22 по Новосибирской области.

Решением суда от 30.12.2021 заявление ООО «СибЭнерго» оставлено без удовлетворения.

С таким решением суда не согласилось ООО «СибЭнерго» и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.

В отзыве на апелляционную жалобу ОПФР по Алтайскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ПФР поддержал обжалуемое решение суда.

Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.

Апелляционный суд, выслушав представителя ПФР, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.

Заявитель ссылается, что на рассмотрении Арбитражного суда Новосибирской области находится заявление ООО «СибЭнерго» о признании незаконными действий органов ПФР в Новосибирской области и Инспекции ФНС по Центральному району г.Новосибирска, в части исключения переплаты и проведение доначислений по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование (пени по таким взносам), отказа в возврате переплаты и учета в лицевом счете ООО «СибЭнерго» (ИНН <***>) по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами (КРСБ) операций по начислению такой задолженности, и по начислению пени на такие суммы страховых взносов (дело № А27-5037/2020). Обстоятельства рассматриваемого спора связаны с принятым Отделением ПФР по Алтайскому краю решением о списании № 032593170003235 от 25.12.2017 года - поскольку оспариваемые действия органов ПФР в Новосибирской области предприняты в разрез с указанным решением.

Согласно пояснениям со стороны представителей Отделения Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области в онлайн-заседании от 29.07.2021 года, ими представлен в суд отзыв со ссылкой на произошедшую отмену принятого Отделением ПФР по Алтайскому краю решения о списании № 032593170003235 от 25.12.2017 года. И в карточке дела такой отзыв действительно указан как поступивший 28.07.2021 года.

Также в карточке дела было отражено поступление отзыва от отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю от 26.07.2021.

В то же время, в распоряжении Общества такие документы отсутствовали.

Поскольку вплоть до 18.08.2021 не получало ни указанных отзывов, ни каких-либо документов о предполагаемой отмене принятого Отделением ПФР по Алтайскому краю решения о списании № 032593170003235 от 25.12.2017,

Общество ходатайствовало перед судом об ознакомлении с материалами дела онлайн.

18.08.2021 была предоставлена возможность ознакомления с делом онлайн, и Общество ознакомилось и с указанными отзывами и с приложенной к одному из отзывов копией распоряжения за подписью первого заместителя председателя правления ПФР.

Действительно, к представленному в суд Отделением ПФР по Новосибирской области документу «отзыв (дополнение) от 20.07.2021 года» приложена копия документа «распоряжение № 395р от 07.07.2021 об отмене решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю от 25.12.2017 № 032593170003235, подписанное первым заместителем председателя правления Пенсионного фонда России ФИО4.

Общество считает «распоряжение № 395р от 07.07.2021 об отмене решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю от 25.12.2017 № 032593170003235» незаконным и подлежащим отмене, явствуя об отсутствии установленных в законе полномочий на отмену ранее принятых решений о списании, так и в связи с отсутствием вообще правовой возможности такой отмены в правовом институте признания безнадежной задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Указанные в тексте распоряжения ссылки на нормативные акты необоснованны и не применимы. Кроме того, отмена произведена по истечении более трех лет с момента принятия изначального решения о списании, без какого-либо участия и уведомления Общества, вне какой-либо установленной законом процедуры - то есть, в противоречие с общим принципом законности, стабильности отношений и с умалением авторитета публичной власти.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

ООО «СибЭнерго» состояло в территориальных органах ПФР на регистрационном учете, а именно:

-с 08.09.2006 по 06.06.2012 в Отделении ПФР по Кемеровской области;

-с 07.06.2012 по 26.10.2015 в Отделении ПФР по Новосибирской бласти;

-с 27.10.2015 по 28.12.2017 в Отделении ПФР по Алтайскому краю;

-с 29.12.2017 по н.в. в Отделении ПФР по Новосибирской области.

В период, когда ООО «Сибэнерго» состояло на регистрационном учете в Отделении ПФР по Алтайскому краю, Арбитражный суд Алтайского края принял к производству заявление о признании общества с ограниченной ответственностью «СтройГрад», ИНН <***> (в настоящее время - ООО «Сибэнерго») несостоятельным (банкротом), возбудил производство по делу № А0З-17012/2015.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (в редакции постановления Правительства РФ от 12 августа 2009 № 663) уполномоченным органом по предъявлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС России).

ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 18 350 819,80 руб., из них: 12 696 490,88 руб. недоимка по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС за 2010 год, 2011 год, 1 полугодие 2012 года и 1 квартал 2014 года, 5 653 328,92 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС и ОМС в период с 16 ноября 2012 г. по 26 октября 2015 г., штраф в размере 1000 руб. по решению уполномоченного органа от 21 августа 2014 г. № 064 006 14 РК 0007817 о привлечении должника к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Определением Арбитражного суда Алтайского края от 8 ноября 2016 г. требования ФНС России в сумме 2 690 695,45 руб. признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов для отдельного учета и удовлетворения после погашения суммы основной задолженности по третьей очереди. При этом сумма задолженности в размере 15 657 906,73 руб. не включена в реестр требований кредиторов в связи с непредставлением заявителем (ФНС России) доказательств отсутствия утраты возможности взыскания задолженности.

На основании вышеуказанного определения Управление Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю обратилось к Отделению ПФР по Алтайскому краю с требованием о списании не включенной в реестр требований кредиторов задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам ООО «Сибэнерго» в размере 15 657 906,73 руб., переданной в налоговый орган, в связи с передачей с 1 января 2017 года полномочий по администрированию страховых взносов в ФНС России, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ).

Во исполнение требования налогового органа Отделением ПФР по Алтайскому краю 25.12.2017 принято решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам (далее - Решение о списании задолженности) в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям» (далее - Постановление).

Вместе с тем, подпунктом «г» пункта 1 Постановления предусмотрено признание задолженности безнадежной к взысканию и списанию в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Пунктом 3 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет принимается администратором доходов бюджета на основании документов, подтверждающих обстоятельства утраты возможности взыскания задолженности по платежам в бюджет.

Вместе с тем, Отделением ПФР по Алтайскому краю при принятии решения о списании задолженности ООО «Сибэнерго» не было учтено, что определение арбитражного суда Алтайского края не является документом, на основании которого могло быть принято вышеуказанное решение о списании задолженности, в связи с тем, что вопрос об утрате возможности взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам судом не рассматривался.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку возможность взыскания задолженности не была утрачена, основания для списания задолженности отсутствовали.

Кроме того, в отношении вышеуказанной суммы задолженности, образовавшейся в период, когда ООО «Сибэнерго» состояло на учете в Отделении ПФР по Новосибирской области (с 07 июня 2012 по 26 октября 2015), территориальным органом ПФР были своевременно приняты все меры по взысканию указанной задолженности, в том числе взыскание денежных средств по инкассовым поручениям, направленным в кредитные учреждения, где были открыты счета плательщика страховых взносов.

Соответственно, основания для принятия решения о списании задолженности ООО «Сибэнерго» у Отделения ПФР по Алтайскому краю отсутствовали, в связи с чем, Отделением ПФР по Алтайскому краю решение о списании задолженности ООО «Сибэнерго» отменено 21.07.2020, задолженность восстановлена, и электронное дело повторно выгружено в Отделение ПФР по Новосибирской области.

Рассматривая заявление ООО «Сибэнерго» о признании незаконными действий Отделения ПФР по Алтайскому краю по аннулированию решения о списании и восстановлению задолженности, арбитражный суд пришел к выводу, что Отделение ПФР по Алтайскому краю не наделено полномочиями по отмене ранее принятого решения о списании (решение арбитражного суда Алтайского края от 24.02.2021 по делу № А03-14598/2020).

Между тем, согласно статье 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется территориальными органами ПФР в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Частью 2 статьи 29 Закона № 212-ФЗ (действующий в редакции на момент образования спорной задолженности и пени) предусмотрено, что вышестоящие органы контроля за уплатой страховых взносов вправе отменять и изменять решения нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов в случае несоответствия указанных решений законодательству Российской Федерации о страховых взносах.

При этом срок, в течение которого вышестоящие органы контроля за уплатой страховых взносов вправе отменять и изменять решения нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов, Законом № 212-ФЗ не установлен.

Принятие такого рода актов предопределено положениями налогового законодательства в их системной взаимосвязи: так, согласно пункту 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах, аналогичная норма содержится в части 2 статьи 29 Закона № 212-ФЗ.

Правоотношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения являются сходными с правоотношениями, связанными с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

В отличие от иных государственных учреждений территориальные органы ПФР создаются по решению Правления ПФР и являются юридическими лицами.

При этом каждый территориальный орган ПФР осуществляет свою деятельность на основании положения о нем, утверждаемого Правлением ПФР.

В соответствии с Положением об Отделении ПФР, утвержденным постановлением Правления ПФР от 11.11.2016 № 1000п, Отделение ПФР по Алтайскому краю, входит в единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и в своей деятельности подотчетно Пенсионному фонду Российской Федерации.

Учитывая особенность структуры ПФР и его территориальных органов, а также в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и изменение лимитов бюджетных обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 22.10.2019 № 542п, распоряжением Правления ПФР от 23.12.2016 № 721р «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации Пенсионным фондом Российской Федерации и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации» и Учетной политикой по исполнению бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления ПФР от 25 декабря 2019 г. № 728п, распорядителями (получателями) средств бюджета ПФР являются Отделения ПФР по субъектам Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)», ПФР обеспечивает контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.

Таким образом, отмена вышестоящим органом решения нижестоящего органа имеет цель восстановление в административном порядке законности, нарушенной неправомерным актом нижестоящего органа, по инициативе самого вышестоящего органа.

Руководствуясь положениями статьи 47.2 БК РФ, статьи 20 Закона № 250-ФЗ, статьи 29 Закона № 212-ФЗ, Правлением ПФР вынесено Распоряжение от 7 июля 2021 г. № 395р «Об отмене решения Государственного учреждения -Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю от 25 декабря 2017 г. № 032593170003235», в соответствии с которым решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам от 25 декабря 2017 г., принятое в отношении ООО «Сибэнерго» (ИНН <***>), отменено в связи с несоответствием требованиям законодательства Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, ПФР вправе отменить решения нижестоящих территориальных органов ПФР в случае их несоответствия законодательству.

Кроме того, вопреки доводам общества, право подписи от имени ПФР предоставлено Первому заместителю Председателя Правления ПФР на основании Распоряжения Правления ПФР от 17.02.2021 № 87р.

Судом также установлено, что право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов. При этом неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц препятствует реализации ими права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались.

Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата обеспечена в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажается существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на пенсию.

Таким образом, принудительное взыскание задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням или штрафам является единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, правомерно признал необоснованными требования, заявленные ООО «СибЭнерго» о признании незаконным распоряжения № 395р от 07.07.2021 об отмене решения ОПФР по Алтайскому краю от 25.12.2017 № 032593170003235, об обязании Фонд России совершить действия по восстановлению нарушенных прав общества, результатом которых должны являться отмена (исключение) всех правовых последствий отмены решения о списании № 032593170003235 от 25.12.2017, в том числе, выразившихся в форме восстановления ранее списанной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по пене по таким страховым взносам, за периоды до 01.01.2017 года, учтенной на лицевом счете ООО «СибЭнерго» (ИНН <***>) по расчетам с бюджетом.

Тот факт, что суд первой инстанции не согласился с доводами общества, иным образом оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к иным выводам, не свидетельствует о неправильности принятого по делу решения и не может служить основанием для его изменения, а доводы апелляционной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами суда первой инстанции, подлежат отклонению в силу вышеизложенных обстоятельств.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли на законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2021.

Судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, изложенные в судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам дела, при этом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых Заявителем решения Арбитражного суда г. Москвы.

Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции исследованы все фактические обстоятельства, которым в решении от 30.12.2021 была дана надлежащая оценка. В этой связи отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30.12.2021 по делу № А40-194181/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: И.В. Бекетова

Судьи: Т.Б. Краснова

ФИО1

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.