ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-196227/18 от 03.04.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-9372/2019

г. Москва                                                                                Дело № А40-196227/18

  апреля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи              И.А. Чеботаревой,

судей:

ФИО1, В.А. Свиридова,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания А.М. Бегзи,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу TTE International, Inс. на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2019 по делу № А40-196227/18, принятое судьей Н.Е. Девицкой,

позаявлению TTE International, Inс.

к Федеральному агентству воздушного транспорта

третье лицо: ООО «Аэродром Большое Грызлово»

об оспаривании отказа,

при участии:

от заявителя: ФИО2 по дов. от 27.05.2018;

от ответчика: ФИО3 по дов. от 24.12.2018;

от третьего лица: ФИО4 Э-М. А.по дов. от 01.11.2018, ФИО2 по дов. от 01.09.2018;

У С Т А Н О В И Л:

Компания TTE International, INS (далее – заявитель, Компания) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиация) (далее – ответчик) о признании незаконным отказа в признании недействительной регистрации воздушного судна РАС 750 XL, серийный номер 186, на основании свидетельства о регистрации воздушного судна от 13.12.2013 г. № 7414 (бланк № 0016721), формализованного в письме от 07.06.2018 г. № Исх 14095/02.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Компания TTE International, INS обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, положенные в основу выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены неверно. Судом первой инстанции не рассмотрено требование заявителя по существу, не применены нормы международного права.

Третье лицо поддержало позицию заявителя и доводы его апелляционной жалобы.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционной жалобы.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы и содержащиеся в ней требований, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы заявителя.

Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить в силе, в удовлетворении требований апелляционной жалобы - отказать.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.

Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Компания ТТЕ International, Inc. (США) в 2013 году приобрела в Новой Зеландии пассажирский самолёт РАС 750 XL, серийный номер 186, бортовой регистрационный номер ZK-KCG.

В последующем указанный самолёт от компании ТТЕ International, Inc. (США) был продан компании FINAM COMPANY LIMITED (Британские Виргинские Острова) для последующей перепродажи в Россию.

В момент покупки самолёт находился в национальном реестре воздушных судов Новой Зеландии (ZK-KCG) и находился в нём до 02.06.2015 г.

Позже заявителю стало известно, что в декабре 2013 года, указанный самолёт был зарегистрирован в национальном реестре Российской Федерации за компанией ТТЕ International, Inc., при этом, одновременно он продолжал находиться в национальном реестре Новой Зеландии.

То есть самолёт имел двойную регистрацию (одновременно в Новой Зеландии и в России), начиная с 12 декабря 2013 г. по 02.06.2015 г.

Фактически с момента внесения самолёта в российский реестр воздушных судов, его регистрация не перешла от Новой Зеландии в Россию, поскольку самолёт продолжал иметь принадлежность к флагу Новой Зеландии и выполнял полёты под флагом Новой Зеландии.

Считая установленным факт «двойной регистрации» самолёта РАС 750 XL в декабре 2013 г. согласно свидетельству о регистрации гражданского воздушного судна от 13.12.2013 г. № 7414 (бланк № 0016721), ТТЕ International, Inc. с письмом от 27.05.2018 г. обратилось в Росавиацию с просьбой признать недействительной «двойную» регистрацию (свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от 13.12.2013 г. № 7414 (бланк №0016721).

Письмом от 07.06.2018 г. № Исх-14095/02 Росавиация отказалась признать недействительной регистрацию воздушного судна на основании свидетельства от 13.12.2013 г. № 7414 (бланк № 0016721).

Полагая оспариваемый отказ Росавиации незаконным, Заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя суд первой инстанции, обоснованно исходил из следующего.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно статье 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные суда.

Государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ним регулируется в соответствии с Федеральным законом от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ним» (Закон №31-Ф3).

В соответствии с положениями статьи 8 Закона № 31-ФЗ государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними осуществляется органом государственной регистрации прав на воздушные суда.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396 (далее - Положение), Росавиация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

В соответствии с пунктом 5.4.19. Положения, Росавиация осуществляет государственную регистрацию гражданских воздушных судов, ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Статьей 9 Закона № 31-ФЗ установлено, что права на воздушные суда и сделки с ними подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на воздушные суда.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона № 31-ФЗ государственная регистрация прав на воздушные суда является единственным доказательством существования зарегистрированного права на воздушное судно.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, за исключением сверхлёгких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.

04.12.2013 в адрес Росавиации поступило заявление ТТЕ International, Inc о регистрации права собственности на самолет 750 XL с.н. 186.

По результатам рассмотрения документов, 12.12.2013 заявителю было выдано свидетельство о государственной регистрации прав на воздушное судно, серия АА № 005995.

Одновременно в Росавиацию было подано заявление от 04.12.2013 о внесении в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации данных о воздушном судне, самолет 750 XL с.н. 186.

Согласно пункту 11 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.07.2007 № 85, действовавших в данной период, для внесения данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр заявитель представляет в орган регистрации следующие документы: заявление в произвольной форме, содержащее данные о воздушном судне и сведения о его собственнике; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского воздушного судна; документы или их заверенные копии, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно; документ, подтверждающий (при необходимости): снятие воздушного судна с эксплуатации в государственной или экспериментальной авиации, исключение из реестра гражданских воздушных судов иностранного государства или экспортный сертификат летной годности.

Таким образом, в декабре 2013 года регистрация указанного самолета в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации была произведена на основании заявления представителя ФИО5, действовавшего в рамках специальной нотариально удостоверенной доверенности, выданной Заявителем 21 ноября 2013 года.

Заявителем был представлен оригинал экспортного сертификата о годности к полетам № 13/21L/16, выданного 18 октября 2013 года авиационными властями гражданской авиации Новой Зеландии, в котором указано государство импортер - Россия и нет никаких записей об ограничениях его применения.

Представленные заявителем вышеуказанные документы, наряду с Договором купли-продажи от 04 апреля 2013 года, подписанным Заявителем со стороны покупателя TIE International, Inc., и Купчей, выданной 02 сентября 2013 года продавцом Pacific Aerospace Ltd, составляют исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, установленный действовавшими в 2013 году Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Таким образом, регистрация самолета РАС 750 XL с серийным номером 186 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации 13 декабря 2013 года, с присвоением государственного и регистрационного опознавательных знаков RA-01874, была произведена в полном соответствии с нормами Российского и международного законодательства в области гражданской авиации и оснований для ее отмены Росавиация правомерно не усмотрела.

Кроме того, судом первой инстанции было учтено, что 09.12.2014 года в адрес Росавиации были представлены Заявления ТТЕ International, Inc и ООО «Аэродром Большое Грызлово» о регистрации перехода права собственности на вышеуказанное воздушное судно к ООО «Аэродром Большое Грызлово».

На основании вышеуказанных заявлений и приложенных к ним документов, 14.01.2015 было выдано свидетельство о государственной регистрации прав на воздушное судно самолет типа 750XL, серийный номер 186. Право собственности за ООО «Аэродром Большое Грызлово» зарегистрировано на основании купчей от 29.04.2014.

09.12.2014 в адрес Росавиации было представлено Заявление о замене свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна № 7414 от 13.12.2013.

15.01.2015 за № 7414 была произведена замена свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна, государственный и регистрационный номер RA01874, серийный номер 186, собственником которого является ООО «Аэродром Большое Грызлово».

Согласно пункту 81 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 05.12.2013 № 457, в случае внесения изменений в Государственный реестр производится замена свидетельства о регистрации.

Ранее выданное свидетельство о регистрации погашается и хранится в деле гражданского воздушного судна.

Свидетельство о регистрации самолета РАС 750 XL RA-01874 № 7414 от 13.12.2013 (бланк № 0016721) погашено 15 января 2015 года в связи с изменением собственника воздушного судна.

Таким образом, в настоящее время, согласно свидетельству о регистрации гражданского воздушного судна от 15.01.2015 № 7414 собственником воздушного судна государственный и регистрационный номер RA-01874, серийный номер 186 является ООО «Аэродром Большое Грызлово».

В связи с вышеизложенными обстоятельствами, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ Росавиации является правомерным и не нарушает прав заявителя, следовательно, основания для признания его недействительным отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как необоснованные, поскольку заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов Компании TTE International, INS.

Учитывая предмет заявленных требований, в рамках главы 24 АПК РФ правомерность и обоснованность вынесения оспариваемого отказа оценена судом в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность Росавиации.

Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалоб их податели указывают доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.

Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

            На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2019 по делу № А40-196227/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:                                                     И.А. Чеботарева

Судьи:                                                                                              В.А. Свиридов

                                                                                                          ФИО1

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.