ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
04 июля 2017 года Дело № А40-198520/16
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Дзюбы Д.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 09.01.2017;
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 28.04.2016;
рассмотрев 27 июня 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - РНПФ «Сибирский Сберфонд» (АО)
на решение от 05 декабря 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Аксеновой Е.А.,
на постановление от 10 марта 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г., Поповым В.И.,
по делу № А40-198520/16
по заявлению РНПФ «Сибирский Сберфонд» (АО)
о признании незаконным решения
к Банку России,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 декабря 2016 года в удовлетворении заявления РНПФ «Сибирский Сберфонд» (АО) (далее - Фонд) о признании незаконным решения Банка России от 16.06.2016 № 015-54/4693, оформленного в виде отрицательного заключения Комитета финансового надзора Банка России по результатам рассмотрения ходатайства Фонда о вынесении Банком России заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, РНПФ «Сибирский Сберфонд» (АО) обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, РНПФ «Сибирский Сберфонд» (АО) осуществляет деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию на основании лицензии, выданной ФСФР от 10.07.2007 № 42/2.
17.12.2015 заявителем подано ходатайство о вынесении Банком России заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиями к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц.
Ходатайство подано в целях исполнения требований статьи 36.1 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Федеральный закон № 75-ФЗ), статьи 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее - Федеральный закон № 422-ФЗ).
По результатам рассмотрения ходатайства 16.06.2016 на заседании Комитета финансового надзора Банка России вынесено отрицательное заключение о соответствии Фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, в связи с неудовлетворительной оценкой по показателю, установленному пунктом 6 части 2 статьи 19 Федерального закона № 422-ФЗ.
16.06.2016 Банком России вынесено предписание в отношении Фонда о запрете на осуществление операций негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию:
1) заключение новых договоров об обязательном пенсионном страховании;
2) передача средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющими компаниями;
3) списание денежных средств со счета, предназначенного для осуществления операций с пенсионными накоплениями, за исключением передачи средств пенсионных накоплений в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Фонд обязан в течение 30 календарных дней с даты введения запрета осуществлять передачу средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, в том числе средства резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию, в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании части 6 статьи 21 Федерального закона № 422-ФЗ.
Поскольку данное предписание было выдано на основании отрицательного заключения Комитета финансового надзора Банка России от 16.06.2016 № 015-54/4693, сделанного по результатам рассмотрения ходатайства Фонда от 17.12.2015, Фонд обратился в арбитражный суд с требованием о признании заключения незаконным.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 и статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России), Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 76.5 Закона о Банке России, Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Статьей 36.1 Федерального закона № 75-ФЗ установлено, что обязательное пенсионное страхование может осуществлять фонд, в установленном порядке получивший лицензию, зарегистрировавший в Банке России страховые правила фонда и вступивший в систему гарантирования прав застрахованных лиц.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона № 422-ФЗ, Банк России рассматривает ходатайство и выносит по нему положительное или отрицательное заключение о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц (далее - заключение). Банк России вправе провести проверку для установления фактов, которые связаны с определением соответствия негосударственного пенсионного фонда требованиям, необходимым для участия в системе гарантирования прав застрахованных лиц.
Требования к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов установлены статьей 19 Федерального закона № 422-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона № 422-ФЗ, деятельность негосударственного пенсионного фонда оценивается Банком России по показателям, отражающим:
1) раскрытие информации о негосударственном пенсионном фонде, в том числе о его деятельности и о лицах, владеющих акциями негосударственного пенсионного фонда, и о физических лицах, которые прямо или косвенно осуществляют контроль за юридическими лицами, являющимися акционерами негосударственного пенсионного фонда;
2) управление конфликтами интересов при инвестировании средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов;
3) требования к квалификации и деловой репутации членов органов управления и деловой репутации акционеров негосударственного пенсионного фонда;
4) достаточность собственных средств и активов, составляющих средства пенсионных накоплений;
5) требования к организации инвестиционной деятельности;
6) требования к системе внутреннего контроля и системе управления рисками.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона № 422-ФЗ, порядок рассмотрения Банком России ходатайства устанавливается нормативными актами Банка России.
Положением об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, утвержденным Банком России 24.11.2014 № 441-П (далее - Положение Банка России № 441-П), установлен состав показателей, используемых Банком России при оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц (далее - показатели), методики их расчета и определения результата по показателям, а также порядок рассмотрения Банком России ходатайства о вынесении Банком России заключения о соответствии фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц.
В соответствии с пунктом 2.5 Положения Банка России № 441-П, абзацем 8 подпункта 4 пункта 6 Положения о Комитете финансового надзора Банка России, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 30.08.2013, протокол № 18, решение о вынесении положительного или отрицательного заключения о соответствии фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц (далее - заключение) принимается Комитетом финансового надзора Банка России.
Комитет финансового надзора Банка России принимает решение о вынесении положительного заключения при наличии результата «удовлетворительно» по всем показателям. Комитет финансового надзора Банка России принимает решение о вынесении отрицательного заключения при наличии результата «неудовлетворительно» хотя бы по одному из показателей.
В ходе инспекционной проверки, проведенной в марте 2016 года, Банком России деятельности Фонда были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов.
В отношении системы внутреннего контроля и системы управления рисками выявлены следующие нарушения Фондом: Правил внутреннего контроля Регионального негосударственного пенсионного фонда «Сибирский сберегательный», Требований к правилам организации и осуществления внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде, утвержденных Приказом ФСФР от 03.06.2008 № 08-23/пз-н.
Проверкой установлено, что в деятельности Фонда имеются нарушения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) и внутренних документов в области ПОД/ФТ, а именно: Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (Указания Банка России от 05.12.2014 № 3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях»), Указаний Банка России от 15.12.2014 № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Положения Банка России от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части не отражения в анкетах клиентов - юридических лиц отдельных данных, Указаний Банка России от 05.12.2014 № 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях».
Также в ходе инспекционной проверки установлено, что Фондом не соблюдались процедуры, установленные Кодексом профессиональной этики Фонда, и направленные на предотвращение и выявление конфликта интересов, а также минимизацию его последствий, что подтверждается выводами, изложенными в акте проверки от 16.03.2016.
Кроме того, из акта проверки следует, что Банком России выявлены нарушения Фондом требований законодательства к достаточности собственных средств и активов, составляющих средства пенсионных накоплений, в том числе, Правил выплаты негосударственным Пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 № 742.
Учитывая изложенное, Банком России установлена неудовлетворительная оценка по показателю, предусмотренному пунктом 6 части 2 статьи 19 Федерального закона № 422-ФЗ, в связи с чем, по результатам рассмотрения ходатайства заявителя, вынесено отрицательное заключение о соответствии Фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц.
В силу части 4 стать 19 Федерального закона № 422-ФЗ, в случае вынесения Банком России отрицательного заключения, негосударственный пенсионный фонд вправе после устранения выявленных несоответствий представить в Банк России новое ходатайство.
Доводы Фонда относительно нарушения оспариваемым решением Банка России прав и законных интересов Фонда и застрахованных лиц, создания препятствий для осуществления Фондом его деятельности отклонены судами как необоснованные, поскольку установление запрета на проведение Фондом операций по обязательному пенсионному страхованию не препятствует Фонду осуществлять иную предусмотренную законодательством Российской Федерации деятельность, в том числе деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, а также текущую деятельность, связанную с функционированием Фонда.
Кроме того, установление запрета на проведение Фондом операций по обязательному пенсионному страхованию не может нарушать прав и законных интересов Фонда и застрахованных лиц и не может рассматриваться в качестве следствия нарушения Фондом норм права, поскольку указанное решение было принято Банком России во исполнение требования части 1 статьи 21 Федерального закона № 422-ФЗ, прямо обязывающего Банк России устанавливать запрет на проведение операций по обязательному пенсионному страхованию в отношении негосударственного пенсионного фонда, не внесенного государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» в реестр фондов-участников.
Соблюдение прав и законных интересов застрахованных лиц Фонда гарантируются частью 6 статьи 21 Федерального закона № 422-ФЗ, согласно которой средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, в том числе средства резерва негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию, подлежат передаче негосударственным пенсионным фондом в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение тридцати дней с даты введения запрета в порядке и сроки, которые установлены Банком России.
Таким образом, в случае надлежащего исполнения Фондом обязанности по передаче средств пенсионных накоплений в Пенсионный фонд Российской Федерации, права и законные интересы застрахованных лиц будут соблюдены.
На основании установленных фактических обстоятельств дела, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 декабря 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2017 года по делу № А40-198520/16 оставить без изменения, кассационную жалобу РНПФ «Сибирский Сберфонд» (АО) - без удовлетворения.
Председательствующий-судья В.В. Кузнецов
Судьи И.Ю. Григорьева
Д.И. Дзюба