ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-202135/18-154-2171 от 05.06.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                    Дело № А40-202135/18-154-2171

11 июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2019 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ООО «ДАЙХМАНН»: ФИО1 (дов. № 046 от 04.06.2019 г.)

от ответчика (заинтересованного лица) Управления Роспотребнадзора по Ярославской области: не явились, извещены;

рассмотрев 05 июня 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО «ДАЙХМАНН»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 19 октября 2018 г.,

принятое судьей Полукаровым А.В.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2019 г.,

принятое судьями Лепихиным Д.Е., Кочешковой М.В., Суминой О.С.,

по делу № А40-202135/18-154-2171

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДАЙХМАНН» (Москва, Киевское шоссе, 22-й км, домовл. 6, стр. 1, пом. XXV, ком. 1В)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (Ярославль, ул. Воинова, д. 1)

о признании незаконными и отмене постановлений по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ: 01 марта 2018 г. в 13 час. 30 мин. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Ярославской области, административный орган) проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «ДАЙХМАНН» (далее – ООО «ДАЙХМАНН», общество, заявитель), расположенного в ТРЦ «АУРА» по адресу: <...>, с целью проверки информации, поступившей в обращениях граждан от 14, 19, 22 февраля 2018 года и от 01 марта 2018 г. о факте продаж детской обуви, при эксплуатации которой у детей возникли болевые ощущения и аллергические реакции.

В ходе проведения проверки административным органом установлено, что общество допустило реализацию детской обуви с подкладкой и стелькой из синтетических материалов, что создает угрозу жизни и здоровью детей; а именно:

сапог детских для девочек, (согласно маркировки спортивные) артикул 1407514 торговой марки «САРСАКЕ», размер 24, цвет серый, продавец ООО «ДАЙХМАНН», 121059 <...>. Импортер: «ДАЙХМАНН», 121059 <...>. Производитель: DEICHMANN SE, Deichmannweq, 945359 Essen, Германия. Страна производства Китай, верх 100% текстиль, Подошва 100% синтетический материал, подкладка 100% текстиль, стелька 100% текстиль; согласно информации на вшивной ленте со стороны подкладки 100% полиэстер;

ботинок детских для девочек, (согласно маркировки спортивные) артикул 1407513 торговой марки «САРСАКЕ», разм.25, цвет бордовый, продавец ООО «ДАЙХМАНН», 121059 <...>. Импортер: «ДАЙХМАНН», 121059 <...>. Производитель: DEICHMANN SE, Deichmannweq, 9 45359 Essen, Германия. Страна производства Китай, верх 100% текстиль, подошва 100% синтетический материал, подкладка 100% текстиль, стелька 100% текстиль.

По результатам проведенной проверки составлены акты проверки.

Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области были отобраны образцы продукции и назначена экспертиза товара. Также были направлены соответствующие запросы в Национальный институт качества от 11 июля 2018 г. (исх. № 5474-18), Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации от 06 июля 18 г. (исх. № 5302-18) и Союз «Торгово-Промышленная Палата Ярославской области» от 12 июля 18 г. (исх. № 5504-18).

Согласно экспертному заключению Союза «Торгово-Промышленная Палата Ярославской Области» от 30 марта 2018 г. № 18-036-03-00068, в нарушение пункта 2 статьи 6 Технического Регламента Таможенного Союза TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 797, представленная на экспертизу продукция создает угрозу жизни и здоровью потребителей: «подкладки и стельки изготовлены из синтетических материалов» (раздел 9) и «в обуви не допускается подкладка из следующих материалов: из искусственных и (или) синтетических материалов в закрытой обуви всех половозрастных групп» (пункт 2 раздела 9).

Однако в обуви на маркировке со стороны подкладки имеется указание на 100 % полиэстер.

На основании полученных данных 22 мая 2018 г. и 14 июня 2018 г. Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области в отношении ООО «ДАЙХМАНН» были составлены протоколы об административном правонарушении.

Постановлениями Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от 31 июля 2018 г. № 972, № 973, № 974 ООО «ДАЙХМАНН» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.15, 14.45 и частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб., 100 000 руб. и 300 000 руб. соответственно.

Считая указанные постановления незаконными, ООО «ДАЙХМАНН» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Ярославской области об их отмене.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 октября 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО «ДАЙХМАНН» просит об отмене принятых по делу судебных актов в части отказа в удовлетворении требований общества об отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Ярославской области по делу об административном правонарушении от 31 июля 2018 г. № 974, полагая, что судами в указанной части неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В заседании кассационной инстанции представитель ООО «ДАЙХМАНН» поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в заседание кассационной инстанции не явился.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В силу пункта 1 статьи 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании).

Статьей 2 указанного закона установлено, что технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов) (пункт 5 статьи 7  Закона о техническом регулировании).

Требования безопасности обуви и кожгалантерейных изделий установлены статьей 6 Технического Регламента Таможенного Союза TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 797.

Согласно пункту 2 статьи 6 ТР ТС 007/2011 в обуви не допускается подкладка из следующих материалов: из искусственных, и (или) синтетических, и (или) композиционных кож в закрытой обуви всех половозрастных групп; из искусственных, и (или) синтетических, и (или) композиционных кож в открытой обуви для детей ясельного возраста и малодетской обуви; из текстильных материалов с вложением химических волокон более 20% для детей ясельного возраста и малодетской обуви; из искусственного меха и байки в зимней обуви для детей ясельного возраста.

В обуви не допускается вкладная стелька из следующих материалов: из искусственных, и (или) синтетических, и (или) композиционных кож в обуви для детей ясельного возраста и малодетской обуви; из текстильных материалов с вложением химических волокон более 20% для детей ясельного возраста и малодетской обуви.

В обуви для детей ясельного возраста (кроме летней и весенне-осенней обуви с подкладкой из натуральных материалов, а также пляжной обуви и обуви для бассейна) в качестве материала верха не допускается применять искусственные, и (или) синтетические, и (или) композиционные кожи.

В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Отказывая в удовлетворения требований общества о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Ярославской области по делу об административном правонарушении от 31 июля 2018 г. № 974, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО «ДАЙХМАНН» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, поскольку реализуемая обществом продукция не соответствует требованиям технических регламентов и создает угрозу для жизни и здоровья детей.

Отклоняя доводы общества о том, что обувь, в отношении которой были проведены исследования, является спортивной и предназначена для кратковременной носки, суды исходили из того, что маркировка представленной обуви «спортивная» не соответствует назначению обуви, что подтверждено актом экспертизы № 18-036-03-00114, проведенной экспертом Союза «Торгово-Промышленная Палата Ярославской области», пояснениями эксперта.

Вина ООО «ДАЙХМАНН» в совершении административного правонарушения установлена.

Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.

Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 19 октября 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2019 г. по делу № А40-202135/18-154-2171 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «ДАЙХМАНН» – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                 Е.ФИО2

Судьи                                                                                                         И.Ю.Григорьева

                                                                                                          В.В.Кузнецов