АРБИТРАЖНЫЙ СУД
МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ул. Селезнёвская, д. 9, г. Москва, ГСП-4, 127994,
официальный сайт: http://www.fasmo.arbitr.ru e-mail: info@fasmo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-204414/20-17-1440 20 сентября 2021 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2021 г.,
по делу № А40-204414/20-17-1440
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТБСС» к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10009000-616/2020 от 15 октября 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «ТБСС» (далее – ООО «ТБСС», общество, заявитель), являясь таможенным представителем, на Специализированном акцизном таможенном посту
Центральной акцизной таможни (далее – таможенный орган) 07 сентября 2020 г. представило декларацию на товары (далее - ДТ) № 10009131/070920/0007530, в которой в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» был заявлен товар: № 1: «клей серебросодержащий», код ТН ВЭД ЕАЭС 7106920000, таможенной стоимостью – 91 255,9 руб.; № 2: «проволока золотая», код ТН ВЭД ЕАЭС 7108131000, таможенной стоимостью – 2 423 539,52 руб.; Товар № 3: «гранулы из золота», код ТН ВЭД ЕАЭС 7108138000, таможенной стоимостью – 25 537 057,38 руб.; № 4: «лента из платины», код ТН ВЭД ЕАЭС 7110198009, таможенной стоимостью – 5 800 903,81 руб.; № 5: «мишень из золота на медном основании» код ТН ВЭД ЕАЭС 7115900000, таможенной стоимостью – 22 457 509,07 руб.; № 6: «лента из палладия», код ТН ВЭД ЕАЭС 7110290000, таможенной стоимостью – 32 308,51 руб.; № 7: «проволока золотая», код ТН ВЭД ЕАЭС 7108131000, таможенной стоимостью – 1 507 059,27 руб.; Товар № 8: «низкотемпературный золотосодержащий припой», код ТН ВЭД ЕАЭС 7108138000, таможенной стоимостью – 1 964 809,25 руб.
Общая таможенная стоимость товаров, заявленных в ДТ № 10009131/070920/0007530, составила 59 814 442,71 руб.
Согласно сведениям, указанным в ДТ, отправителем товара является фирма SL Internationai GmbH (Германия), получателем ООО «Остек- Интегра», (Москва).
Транспортные расходы на доставку товара из Франкфурта в Москву в сумме 1 552 евро, указанные в инвойсе № SL20343 от 24 августа 2020 г. (138 187,6 руб. по курсу на день подачи декларации), в структуру таможенной стоимости ООО «ТБСС» не были включены.
В графе 17 декларации таможенной стоимости формы ДТС-1 расходы на перевозку (транспортировку) отсутствуют.
Невключение в структуру таможенной стоимости транспортных расходов послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 52 046,86 руб.
В последующем ООО «ТБСС» была направлена корректировка декларации на товары № 10009131/070920/0007530/01 до выпуска товара с изменениями в следующие графы/подразделы граф: графы 12, 22,42,45,46,47, В.
После внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10009131/070920/0007530, общая таможенная стоимость товаров (графа 12) увеличилась на 138 187,60 руб. и составила 59 952 630,31 руб.
Согласно графе «В» КДТ № 10009131/070920/0007530/01 общая сумма, подлежащая доплате, составляет 52 046,86 руб.
Таким образом, в структуру таможенной стоимости ДТ № 10009131/070920/0007530 не были включены транспортные расходы, следовательно, сведения о таможенной стоимости товара заявлены недостоверно, что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 52 046,86 руб.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможенным органом в отношении общества дела об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании полученных данных 30 сентября 2020 г. Центральной акцизной таможней в отношении ООО «ТБСС» составлен протокол об административном правонарушении № 10009000-616/22020.
Считая указанное постановление незаконным, ООО «ТБСС» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2021 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Центральной акцизной таможни по делу об административном правонарушении № 10009000-616/2020 15 октября 2020 г. о привлечении ООО «ТБСС» к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
В кассационной жалобе Центральная таможня просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившегося в заявлении
декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости, что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплаты таможенных пошлин, налогов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО «ТБСС» просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статьей 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Подпунктом 4 пункта 1 данной статьи установлен перечень основных сведений о товаре, подлежащих указанию в декларации на товары, а именно: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства - члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ, необходимо исходить из следующего. Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к
таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Действия, связанные с заявлением декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 примечания к статье 16.2 КоАП РФ для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия: 1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении; 2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской
Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется; 3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей(пункт 3 примечаний к статье 16.2 КоАП РФ).
В пункте 4 примечаний к статье 16.2 КоАП РФ указано, что в случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящих примечаний.
К обстоятельствам, имеющим значение при установлении объективной стороны состава данного административного правонарушения, относится достоверность декларирования сведений, а также то, могло ли недостоверное декларирование соответствующих сведений привести к освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов или к занижению их размера.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ
предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях ООО «ТБСС» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку материалы административного дела не содержат достаточных доказательств, подтверждающих вину общества во вменяемом правонарушении, так как заявленные в выпущенной таможенным органом ДТ № 10009131/070920/0007530 сведения заявлены декларантом достоверно.
Судами установлено, что заявленная таможенная стоимость товаров, в том числе транспортные расходы в сумме 1 552 евро в соответствии с инвойсом SL20343 от 24 августа 2020 г., равно как и представляемые сведения, относящиеся к ее подтверждению, основываются на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Так, 08 сентября 2020 г. в 12 ч. 53 мин. для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10009131/070920/0007530, до выпуска товаров общество представило в таможенный орган, зарегистрировавший вышеуказанную декларацию на товары, обращение, которым явилось надлежащим образом заполненная КДТ № 10009131/070920/0007530.
Внесение изменений в сведения, заявленные в ДТ, было осуществлено с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 112 ТК ЕАЭС, при этом требование таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, до выпуска товаров в адрес общества не направлялось.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено оспариваемое постановление.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2021
г., по делу № А40-204414/20-17-1440 оставить без изменения, кассационную
жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Судья
Е.А.Ананьина