ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-206276/18 от 15.04.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-206276/18

22 апреля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,

судей Веклича Б.С., Гармаева Б.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Сасюком Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Общества с ограниченной ответственностью "ОАК-ЗАКУПКИ"

на решение Арбитражного суда города Москвы

от 22 января 2019 года по делу № А40-206276/18,

принятое судьей Михайловой Е.А.

по иску ООО "ОАК-Закупки" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ООО "Казанская Академия Управления Проектами"

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании договора незаключенным,

взыскании денежных средств

при участии в судебном заседании:

от истца ФИО1 по доверенности от 01.11.2018

от ответчика ФИО2 по доверенности от 07.09.2018

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «OAK-ЗАКУПКИ» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «КАЗАУП» (далее – ответчик) с требованием о:

-признании Договора № ДП16-0050 от 18.08.2016 года незаключенным в части оказания услуг по гарантийной технической поддержке программного продукта.

-взыскании с Ответчика сумму неосновательно полученных денежных средств в мере 1 420 000 рублей.

-взыскании с Ответчика проценты за неправомерное удержание денежных средств в размере 115 856 руб. 43 коп. за период с 14.08.2017 года по 31.08.2018 года последующим начислением процентов по день фактической уплаты.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, поскольку договор является незаключенным. Полагает, что в договоре не согласованы условия о гарантийной поддержке.

Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.

Представитель ответчика возражал против доводов жалобы, считает решение законным и обоснованным.

Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется в связи со следующим.

При исследовании материалов дела установлено, что между сторонами заключен договор № ДП16-0050 от 18.08.2016 на поставку, адаптацию, внедрение и оказание услуг по технической поддержке Программы для ЭВМ «QAS/Quality audit system / Мониторинг аудитов качества», созданная на базе Microsoft® SQL Server® 2012, с использованием WEB-технологий Microsoft ASP.NET 4.6, Entity Framework 6 (далее -«Программа», «ПО»).

Составными частями Договора являются: Приложение №1: Соглашение о предоставлении права использования программного обеспечения. Приложение №2: Техническое задание. Приложение №3: Календарный план выполнения Работ Приложение №4: Календарный план оказания Услуг. Приложение №5: График платежей по выполненным Работам Приложение №6: График платежей по оказанным Услугам Приложение №7: График платежей по переданным лицензиям на ПО

Данный Договор является смешанным, содержит себе условия по следующим предметам обязательств: 1)передачу прав (простой (неисключительной) лицензии) на Программу для ЭВМ «QAS/Quality audit system / Мониторинг аудитов качества» (п. 2.1.1. Договора), 2) выполнение работ по адаптации и внедрению Программы (п. 1.1.2., 2.1.3. Договора), оказание услуг по технической поддержке и сопровождению Программы (п. 1.1.З., 2.1.4., 2.1.4.1. Договора), оказание услуг по гарантийной технической поддержке Программы в течение одного года с момента приобретения ПО. (п. 2.1.2. Договора, п.6.1. Приложения №1). 5)оказание услуг по последующей годовой гарантийной технической поддержке Программы, включающей пакет обновлений на один год (п. 2.1.2. Договора, п.6.3. Приложения №1).

Во исполнение Договора Ответчик в полном объёме и в согласованные сроки выполнил все обязательства: 1) передача прав на Программу для ЭВМ подтверждается подписанным обеими сторонами без замечаний Актом приема-передачи прав № 28 от 15.09.2016 г. 2) выполнение работ по адаптации и внедрению Программы подтверждается подписанными обеими сторонами с помощью ЭЦП, без замечаний Актами №49 от 28.12.2016 г., №7 от 31.01.2017г. 3) оказание услуг по технической поддержке и сопровождению Программы с 18 августа 2016г. по 30 июня 2017г. подтверждается подписанными обеими сторонами с помощью ЭЦП, без замечаний Актами: №35 от 01.10.2016, №38 от 31.10.2016, №43 от 30.11.2016, №52 от 31.12.2016, №3 от 31.01.2017, №12 от 28.02.2017, №20 от 31.03.2017, №23 от 30.04.2017, №28 от 31.05.2017, №33 от 30.06.2017. 4) оказание услуг по гарантийной технической поддержке ПО в течение одного года с момента приобретения ПО, т.е. с 18 августа 2016г. по 17 августа 2017 подтверждается: Журналом уведомлений об обновлениях (см. пункт 17 Протокола осмотра доказательств нотариусом от 17.09.2018 и страницы с 6 по 62 Приложений к Протоколу), Реестром уведомлений об обновлениях (см. пункт 18 Протокола и страницы с 81 по 102 Приложений к Протоколу). 5) оказание услуг по последующей годовой гарантийной технической поддержке, включающей пакет обновлений на один год, т. е. с 18 августа 2017г. по 17 августа 2018 подтверждается: Журналом уведомлений об обновлениях (см. пункт 17 Протокола осмотра доказательств нотариусом от 17.09.2018 и страницы с 62 по 76 Приложения к Протоколу), Реестром уведомлений об обновлении (см. пункт 18 Протокола и страницы со 102 по 107 Приложения к Протоколу). - ежемесячными Актами сдачи-приемки услуг по годовой гарантийной технической поддержке. Факт получения Заказчиком и регистрации в системе электронного документооборота подтверждается пунктами 22, 23 Протокола осмотра нотариусом от 17.09.2018 и страницами с 114 по 118 Приложения к протоколу.

Приложением №1 к Договору является Соглашение о предоставлении прав на программное обеспечение.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии условий гарантийной поддержки опровергаются материалами дела.

Согласно п.п. 6.1.-6.3 лицензионного соглашения лицензиар обязуется осуществлять гарантийную техническую поддержку ПО в течение одного года с момента приобретения ПО. Гарантийная техническая поддержка является услугой по удалённому решению неограниченного количества инцидентов, без гарантий по срокам решения, и не включает в себя консультирование пользователей. Гарантийная техническая поддержка оказывается с 10:00 до 18:00 (по московскому времени) по рабочим дням. Гарантийная техническая поддержка в течении первого года с момента приобретения лицензии бесплатно. Стоимость последующей годовой гарантийной технической поддержки, включающей пакет обновлений на один год на ПО QAS, составляет 1 420 000 рублей 00 копеек, 20% от стоимости приобретенных лицензий, и подлежит оплате лицензиатом ежегодно, не позднее 20-го числа месяца окончания текущей годовой гарантийной поддержки, в течение 5-ти рабочих дней с даты получения счёта на оплату. Оплата производится лицензиатом путем безналичного перечисления денежных средств на банковский счет лицензиара.

Таким образом, в пунктах 6.1 и 6.3. Лицензионного соглашения Стороны определили, что - «...Гарантийная техническая поддержка является услугой по удалённому решению неограниченного количества инцидентов...» - годовая гарантийная техническая поддержка включает в себя пакет обновлений Программы в течение одного года.

В соответствии с п.6.2. Лицензионного соглашения, гарантийное обслуживание в течение 1-го года, т. е. с 18 августа 2016г. по 17 августа 2017, выполняется бесплатно.

В соответствии с п.6.3. Лицензионного соглашения, гарантийное обслуживание в течение 2го года (т. е. с 18 августа 2017г. по 17 августа 2018г.) и последующих лет, стоит 1 420 000 рублей в год.

Ответчик выставил Истцу Счёт №16 от 09 августа 2017 на оплату годовой гарантийной технической поддержки за период с 18 августа 2017 по 17 августа 2018.

Счёт получен заказчиком 10.08.2018 через систему электронного документооборота (ЭДО) оператора СКБ «Контур», поручением от 14.08.2017 №1962, тем самым подтвердил своё понимание содержания услуги «гарантийная техническая поддержка» и своё желание данную услугу получать.

Объектом Договора является Программа для ЭВМ «QAS/Quality audit system / Мониторинг аудитов качества», созданная на базе Microsoft® SQL Server® 2012, с использованием WEB-технологий Microsoft ASP.NET 4.6, Entity Framework 6

Данная Программа создана (разработана) Ответчиком (Лицензиаром) в виде веб­сайта, как это предусмотрено Техническим Заданием (Приложение №2 к Договору): Приложение №3 к отзыву.

п.3.1., абз.2: Интерфейс клиентских приложений АСУ должен быть разработан на основе WEB-технологии.

п.3.1., абз.4: Система должна обеспечивать доступ к информации и связанным с ней активам только авторизованным пользователям. Авторизация может осуществляться двумя методами:

- по логину и паролю пользователя - пользователь, сделавший HTTP-запрос, получает первоначально приглашение на ввод своего логина и пароля доступа, а после успешной идентификации - результат запроса;

-через домен - пользователь, зарегистрированный на сервере Active Directory, автоматически авторизуется на прокси-сервере.

Данная программа в виде веб-сайта установлена на сервере Заказчика во внутренней локальной сети в составе 2х компонент:

- сайт, расположенный по адресу ip: 172.18.21.28 во внутренней локальной сети Заказчика, и

-база данных сайта, расположенная по адресу IP: 172.18.21.18 во внутренней локальной сети Заказчика.

Внешний вид Программы- сайт во внутренней локальной сети Заказчика.

Доступ к веб-сайту Программы был открыт только пользователям Заказчика и только из внутренней локальной сети Заказчика.

Доступ к веб-сайту Программы работникам Ответчика для выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных Договором, был предоставлен по письму № 20 от 24.08.2016 с использованием следующих учётных данных: подключение по VPN (выделенному каналу) к серверу ОАК-Закупки vpn.uac-gp.ruиспользуя CISCO VPN Client.

Услуга гарантийной технической поддержки является услугой по поддержанию работоспособности программного продукта.

Специалисты Заказчика во исполнение услуги гарантийной технической поддержки:

-анализировали сбои в работе Программы и другие инциденты (например: снижение скорости работы) и устраняли их.

-приводили Программу в соответствие с обновлениями программ компании Microsoft.

-обновляли Программу.

Перечень конкретных действий, совершенных Ответчиком во исполнение гарантийной технической поддержки (ГТП) в период с 18.08.2017 по 17.08.2018, был представлен Истцу вместе с письмом №45 от 18.07.2018г. (приложения 1, 2, 3 к письму).

Также содержание услуги ГТП было описано в Ответе на досудебную претензию №50 от 30.07.2018 и в письме №51 от 03.08.2018.

Оказание услуг по последующей годовой гарантийной технической поддержке, включающей пакет обновлений на один год, т. е. с 18 августа 2017 по 17 августа 2018 подтверждается Протоколом осмотра доказательств нотариусом от 17.09.2018; а также ежемесячными Актами сдачи-приемки услуг по годовой гарантийной технической поддержке: № 42 от 30.09.2017 подписан обеими сторонами без замечаний.

В Актах за период с августа 2017 по май 2018 оказанная услуга описана следующим образом:

«Годовая гарантийная техническая поддержка программного продукта LMS-03/Система управления логистикой:

- предоставление исправно работающей версии ПО;

удаленное решение неограниченного количества инцидентов,

-предоставление пакета обновлений программного продукта, а также исправлений и справочных руководств для программного обеспечения.»

В Актах за период с июня 2018 по август 2018 оказанная услуга описана следующим образом:

«Годовая гарантийная техническая поддержка программного продукта LMS-03/Система управления логистикой:

1.предоставление исправно работающей версии ПО, включая мониторинг отсутствия сбоев в системе 24*7;

2.удаленное решение неограниченного количества инцидентов,

3. периодическое предоставление пакета обновлений программного
продукта, включающее в себя: оптимизацию (увеличение скорости) работы модулей и
процедур, форм, отчётов, печатных форм, реестров и журналов; доработку,
модернизацию, предоставление новых версий модулей, форм, настроек, печатных
форм, отчетов, реестров и журналов; устранение возможных неполадок, сбоев в ПО и других инцидентов.

4. внесение исправлений в справочные руководства и инструкции,
размещенные на сайте Заказчика.

Исходя из пункта 6.3. Лицензионного соглашения, годовая гарантийная техническая поддержка - это услуга по обновлению Программы в течение одного года.

Полагая, что предмет услуги не определен надлежащим образом, истец обратился с настоящим исковым требованием в суд.

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, объектом Договора является Программа для ЭВМ «QAS/Quality audit system / Мониторинг аудитов качества», созданная на базе Microsoft® SQL Server® 2012, с использованием WEB-технологий Microsoft ASP.NET 4.6, Entity Framework 6.

Данная Программа создана (разработана) Ответчиком (Лицензиаром) в виде веб-сайта, как это предусмотрено Техническим Заданием (Приложение №2 к Договору):

- п.3.1., абз.2: Интерфейс клиентских приложений АСУ должен быть разработан на основе WEB-технологии.

- п.3.1., абз.4: Система должна обеспечивать доступ к информации и связанным с ней активам только авторизованным пользователям. Авторизация может осуществляться двумя методами:

по логину и паролю пользователя - пользователь, сделавший HTTP-запрос, получает первоначально приглашение на ввод своего логина и пароля доступа, а после успешной идентификации - результат запроса;

через домен - пользователь, зарегистрированный на сервере Active Directory, автоматически авторизуется на прокси-сервере.

Согласно Акту приема-передачи прав № 28 от 15.09.2016 г., Программа была передана в форме серверной установки.

Протокол осмотра доказательств нотариусом от 17.09.2018 составлен по результатам осмотра интернет-сайта КАЗАУП по IP-адресу 95.79.46:241:444 и по http-адресу sr-iis:8003/Default на основании того, что ранее Истец предоставлял Ответчику удаленный доступ к Программе по письму № 20 от 24.08.2016г. с использованием следующих учётных данных: подключение по VPN (выделенному каналу) к серверу ОАК-Закупки vpn.uac-gp.ru используя CISCO VPN Client, (логин): web Password (пароль):

В пункте 6 Протокола осмотра указано, что открылся сайт OAK ЗАКУПКИ. Из страницы 1 Приложений к Протоколу также усматривается логотип OAK ЗАКУПКИ в левом верхнем углу страницы. Из страницы 2 Приложений к Протоколу усматривается, что на сайте с логотипом OAK ЗАКУПКИ размещены три программы авторства КАЗАУП, в т.ч. «QAS/Quality audit system / Мониторинг аудитов качества». По той причине, что Программа размещена и доступна пользователям на сайте, в Журнале уведомлений использовалась формулировка «обновление сайта».

Целью осмотра было зафиксировать обновления Программы в период с 18 августа 2017 по 17 августа 2018.

Оказание услуги по технической поддержке и сопровождению Программы осуществлялось с 18 августа 2016г. по 30 июня 2017г., что подтверждается подписанными обеими сторонами с помощью ЭЦП, без замечаний Актами: №35 от №38 от 31.10.2016, №43 от 30.11.2016, №52 от 31.12.2016, №3 от №12 от 28.02.2017, №20 от 31.03.2017, №23 от 30.04.2017, №28 от 31.05.2017, №33 от 30.06.2017.

Оказание услуги «последующей годовой гарантийной технической поддержки, включающей пакет обновлений на один год» осуществлялось в период с 18 августа 2017 по 17 августа 2018.

Ответчик не заявлял Истцу, что одновременно оказывает обе услуги, и не требовал плату за обе услуги в один период.

Услуга по обновлению Программы является обычной для делового оборота. У Истца нет оснований считать, что обновления программы должны предоставляться безвозмездно.

Как правильно указал суд первой инстанции, заключая Договор, стороны в отсутствие конфликта образования воли и волеизъявления, достигли согласия по вопросам, носящим взаимовыгодный характер и отразили согласованную волю в письменной форме, заключив Договор, при этом исходили из необходимости ответчика и возможности истца по оказанию возмездных услуг. Кроме того, сторонами предусмотрены все существенные условия, при которых указанный договор может считаться заключенным, а именно в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить.

Вопрос о незаключенности договора может обсуждаться до его исполнения, поскольку неопределенность условий повлечет невозможность исполнения договора. Несогласованность воли сторон при заключении договора устраняется его реальным исполнением, в связи с чем, если договор исполнен, условия позволяющие определенно установить предмет договора, не могут считаться несогласованным.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи, с чем апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, установленных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2019 года по делу № А40-206276/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: Т.Ю. Левина

Судьи: Б.С. Веклич

Б.П. Гармаев