ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
Дело № А40-206757/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2022
Полный текст постановления изготовлен 15.06.2022
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от Федеральной службы по аккредитации: ФИО1 по доверенности от 08.11.2021, паспорту;
от общества с ограниченной ответственностью «ЭСГ «Охрана труда»: не явился, извещён;
рассмотрев 15.06.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭСГ «Охрана труда»
на решение от 07 декабря 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 11 марта 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-206757/2021
по заявлению Федеральной службы по аккредитации
к обществу с ограниченной ответственностью «ЭСГ «Охрана труда»
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по аккредитации (далее – Росаккредитация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «ЭСГ «Охрана труда» (далее - общество) по статье 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 08.09.2021 года №192/2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2022 года, требования Росаккредитации удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с выводами судов, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции полагая, что они приняты с нарушением норм процессуального права, указывая на наличие оснований для применения положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа предупреждением со ссылкой на составление в отношении общества 46 отдельных протоколов Росаккредитацией по части 14.48 КоАП РФ по нарушениям, выявленным в рамках одной проверки и наложении на него штрафа на общую сумму 18 400 000 руб., что впоследствии может привести к банкротству (ликвидации) общества.
В судебном заседании представитель Росаккредитации возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направило, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Росаккредитации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЭСГ «Охрана труда» аккредитовано в качестве испытательной лаборатории (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц РОСС RU.0001.519176), (далее - ООО «ЭСГ «Охрана труда», аккредитованное лицо, Испытательная лаборатория, заинтересованное лицо), приказом Федеральной службы по аккредитации от 14.05.2021 № 50-П-ВВ инициирована внеплановая выездная проверка (далее - Приказ № 50-П-ВВ).
Абзацем 1 пункта 1 ГОСТ ISO/1EC 17025-2019 определено, что данный стандарт устанавливает общие требования к компетентности, беспристрастности и стабильному функционированию лабораторий.
Пунктом 7.3.3 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 установлено, что лаборатория должна сохранять соответствующие записи об отборе образцов, который составляет часть проведенных испытаний или калибровки. Такие записи должны включать в себя дату и время отбора образцов.
В соответствии с положениями раздела 7.5 ГОСТ 1SO/1EC 17025-2019 Лаборатория должна обеспечивать наличие в технических записях для каждого вида лабораторной деятельности результатов, отчета и достаточной информации, позволяющей, идентифицировать факторы, влияющие на результат измерения и связанную с ним неопределенность измерений, а также обеспечить возможность повторного проведения данной лабораторной деятельности в условиях, максимально близких к первоначальным. Технические записи должны включать дату и сведения о персонале лаборатории, который несет ответственность за каждый вид лабораторной деятельности и за проверку данных и результатов. Первичные наблюдения, данные и расчеты должны быть записаны в момент, когда они были получены, и должны отождествляться с конкретной работой.
Пунктом 26.1 Критериев аккредитации указано, что к документам и сведениям, подтверждающим соответствие лаборатории критериям аккредитации относится документ (документы) системы менеджмента качества, содержащие требования системы менеджмента качества лаборатории в соответствии с настоящими критериями аккредитации, в том числе правила применения изображения знака национальной системы аккредитации.
Генеральным директором ООО «ЭСГ «Охрана труда» ФИО2 01.01.2021 утверждено Руководство по качеству Испытательной лаборатории ООО «ЭСГ «Охрана труда» РК 01.01.2021 (далее - Руководство по качеству).
Согласно пункту 7.5 Руководства по качеству, технические записи - это записи, отражающие процесс выполнения работ по конкретной пробе/объекту исследований.
Технические записи включают в себя дату проведения работы и идентификацию ответственного за ее выполнение и проверку данных и результатов персонал. Первичные наблюдения, данные и расчеты фиксируются в момент, когда они были получены и идентифицируются с конкретной задачей. Лаборатория обеспечивает прослеживаемость изменений технических записей до предыдущих версий первичных наблюдений. И первичные, и измененные данные и файлы сохранены, в том числе с указанием сути изменений и лиц, ответственных за эти изменения.
Пунктом 8.4.1 Руководства по качеству предусмотрено, сто лаборатория ведет записи по «качеству» и технические записи.
На основании Приказа Росаккредитации от 14.05.2021 № 50-П-ВВ должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, 20.05.2021, 24.05.2021, 26.05.2021, 02.06.2021, 09.06.2021 осуществлены выезды по адресу места осуществления деятельности в области аккредитации ООО «ЭСГ «Охрана труда»: 105082, <...>.
Нарушения, выявленные в ходе проведения проверки, подробно отражены в Акте внеплановой выездной проверки №21-АВП от 09.06.2021 (далее - Акт №21-АВП).
В ходе проведения проверки ООО «ЭСГ «Охрана труда» представило документы согласно пункту 13 Приказа Росаккредитации № 50-П-ВВ, в том числе, копию протокола испытаний от 04.02.2021 № 87006
По результатам рассмотрения представленных юридическим лицом документов, а также рассмотрения сведений, имеющихся в распоряжении Росаккредитации, административным органом установлено, что в представленном материале по протоколу исследований (испытаний) и измерений, в нарушение требований ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, отсутствуют какие-либо технические записи (первичные записи) подтверждающие выполнение сотрудниками испытательной лаборатории указанных работ.
В ходе осуществления выездной проверки установлено, что аккредитованным лицом при проведении работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям использовались средства измерений: весы электронные подвесные ВНТ-30-10, заводской № 00356; секундомер механический СОСпр-2б-2-010, заводской № 1096, поверку которых осуществило ООО «Инэкс Серт» (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.312302), что отражено в протоколе измерений от 04.02.2021 № 87006.
По результатам рассмотрения области аккредитации ООО «Инэкс Серт» установлено, что в области аккредитации ООО «Инэкс Серт» (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.312302), размещенной в реестре аккредитованных лиц, отсутствуют наименования, тип (группа) средств измерений), а также диапазоны измерений, позволяющие выполнять работы по поверке весов электронных подвесных ВНТ-30-10; секундомера механического СОСпр-2б-2-10.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Федеральный закон №102-ФЗ) в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона №102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона №102-ФЗ поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с
законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Пунктом 6.5.2.1 Руководства по качеству указано, что поверку средств
измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством РФ на проведение поверки средства измерений с определением метрологических
характеристик и их взаимосвязь с Международной системой единиц.
Результаты измерений, полученные с применением средств измерений, не поверенных аккредитованным лицом, в нарушение требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не могут быть признаны достоверными.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении ООО «ЭСГ «Охрана труда» при выдаче протокола испытаний от 04.02.2021 87006 требований пункта 7.5 ГОСТ 1SO/IEC 17025-2019, пункта 14 Приказа Минтруда России № ЗЗн, что в совокупности свидетельствуют о представлении испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и измерений в целях проведения специальной оценки условий труда.
На основании выявленных нарушений Федеральной службы по аккредитации в отношении ООО "ЭСГ "Охрана Труда" был составлен протокол от 08.09.2021г. № 192/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.48 КоАП РФ.
Материалы административного производства в отношении ООО "ЭСГ "Охрана Труда" на основании ст.23.1 КоАП РФ были направлены заявителем для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
Материалы административного производства в отношении ООО «ЭГС «Охрана труда» по ст. 14.48 КоАП РФ на основании ч.3 ст.23.1 КоАП РФ были направлены заявителем для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10), судами не установлено.
Суды указали, что объектом административного правонарушения является установленный порядок, связанный с требованиями по проведению исследований и предоставлению результатов таких исследований.
Объективная сторона правонарушения выражается в представлении испытательной лабораторией для целей оценки (подтверждения) соответствия заведомо необъективных результатов исследований.
В соответствии с нормами частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
Суды обоснованно заключили, что в данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки № 21-АВП, протоколом об административном правонарушении от 08.09.2021 № 192/2021.
При таких обстоятельствах суды обоснованно сочли установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения обществом вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 14.48 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило судам доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований законодательства в области аккредитации, а также доказательств невозможности соблюдения указанных требований действующего законодательства
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволили судам сделать обоснованный вывод о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суды правомерно заключили, что имеются законные основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.48 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Размер штрафа определен с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.48 КоАП РФ, в отношении ООО «ЭСГ «Охрана труда» составлен полномочным на то лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Размер штрафа определен с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения судом первой инстанции не истек.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено.
В кассационной жалобе общество со ссылкой на положения статьи 4.1.1 КоАП РФ указывает на наличие оснований для замены штрафа на предупреждение.
Между тем, такой довод не был приведен суду первой инстанции.
Относительно довода о многократности привлечения к административной ответственности суд кассационной инстанции отмечает, что по настоящему делу общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, описанное выше. Данных о том, что общество привлечено за одно и то же правонарушение, общество не приводит.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2022 года по делу № А40-206757/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-судья Ю.С. Петропавловская
Судьи В.В. Кузнецов
Е.Е. Шевченко