ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-15075/2022
г. Москва Дело № А40-207201/21
24 мая 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей:
С.Л.Захарова, ФИО1,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу
УФНС по г.Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2022
по делу №А40-207201/21
по заявлению 1) АО УК «Медскан» (ИНН: <***>);
2) ООО «Центр медицинских осмотров и профилактики» (ИНН: <***>);
3) ООО «Медассист-К» (ИНН: <***>)
к 1) ФНС России (ИНН: <***>);
2) УФНС по г.Москве (ИНН: <***>)
третье лицо: ИФНС России № 43 по г.Москве (ИНН: <***>)
о признании незаконными бездействия,
при участии:
от заявителя:
1-3) ФИО2 по дов. от 12.05.2022;
от заинтересованного лица:
1) ФИО3 по дов. от 10.01.2022;
2) ФИО3 по дов. от 03.03.2022;
от третьего лица:
ФИО4 по дов. от 24.01.2022;
У С Т А Н О В И Л:
АО Управляющая компания "Медскан", ООО ""Центр медицинских осмотров и профилактики", ООО "Медассист-К" обратилось в арбитражный суд к Федеральной налоговой службе, Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве о признании незаконным бездействия Федеральной налоговой службы России, Управления федеральной налоговой службы России по городу Москве по не включению АО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «МЕДСКАН» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, о возложении обязанности на Федеральную налоговую службу России, Управление федеральной налоговой службы России по городу Москве включить в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства АО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «МЕДСКАН» (ОГРН <***>, ИНН <***>) с 10.06.2021.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление ФНС России по г. Москве направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчиков поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителей возражал по доводам жалобы, изложенным в отзыве. Представитель третьего лица поддержал доводы ответчиков.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 25.08.2021 АО УК «Медскан» через сервис ФНС сообщило об отсутствии его в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр) и необходимости включения его в реестр (Сообщение № 123173).
07.09.2021 из Инспекции федеральной налоговой службы № 43 по г. Москве поступило сообщение, из которого следовало, что налоговым органом уточнены сведения в отношении АО УК «МЕДСКАН», использованные при формировании Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Изменения в сведениях будут учтены при очередном обновлении реестра, проводимом ежемесячно 10-числа за предшествующий месяц.
Однако, 10.09.2021 г. сведения уточнены не были.
Держателем реестра акционеров АО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «Медскан» 04.08.2021 были поданы сведения в ФНС России о необходимости включения АО в реестр ЕРСМП.
ООО УК «МЕДСКАН» (после реорганизации АО УК «МЕДСКАН») является участником ООО «Медассист-К» (ИНН <***>) и ООО ««Центр медицинских осмотров и профилактик» (ИНН <***>).
ООО «Центр медицинских осмотров и профилактик» (далее - ООО «ЦМОИП») создано 20.04.2012 (ОГРН <***>), и было внесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 и исключено из него 10.07.2021 в связи с несоответствием установленным условиям в части превышения доли участия в уставном капитале этого общества участника-юридического лица (АО УК «МЕДСКАН»).
Доля АО УК «МЕДСКАН» в уставном капитале общества составляет 51%.
04.08.2021 ООО «Центр медицинских осмотров и профилактик» через сервис Федеральной налоговой службы направило интернет-обращение № 122198 об отсутствии указанного лица в ЕРСМП и о включении Общества в реестр.
23.08.2021 налоговый орган сообщил, что оснований для внесения сведений в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «ЦМОИП» не имеется в связи с несоответствием Общества условиям, предусмотренным ст. 4 Закона № 209-ФЗ.
ООО «Медассист-К» создано 22.12.2004 и было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, как малое предприятие 01.08.2016 и исключено из него 10.07.2021 в связи с несоответствием установленным условиям также в части превышения доли участия в уставном капитале этого Общества участников-юридических лиц (АО УК «МЕДСКАН» и ООО «ЦМОИП»).
04.08.2021 ООО «Медассист-К» через сервис Федеральной налоговой службы направило интернет-обращение № 122189 об отсутствии указанного лица в ЕРСМП и о включении Общества в реестр.
23.08.2021 от ИФНС по г. Курску получен ответ о рассмотрении обращения, из которого следует, что налоговым органом не выявлено ошибок в сведениях, использованных при формировании ЕРСМП в отношении ООО «Медассист-К». В связи с несоответствием ООО «Медассист-К» установленным условиям оснований для внесения сведений в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не имеется.
31.08.2021 из налогового органа в адрес ООО «Медассист-К» поступило письмо № 16-17/029891@, что по состоянию на 15.09.2021 Акционерное общество УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «МЕДСКАН» в ЕРСМП не включено.
17.09.2021 в составе акционеров произошли изменения и единственным акционером АО «УК «МЕДСКАН» в результате сделок дарения и купли-продажи стал ФИО5
Сведения о единственном акционере были внесены в ЕГРЮЛ, однако, и после этого заявитель не был включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для направления заявления в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителей, суд пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов заявителей оспариваемым бездействием.
Апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), данный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи.
Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн рублей; малые предприятия - 800 млн рублей; средние предприятия - 2 млрд рублей.
Единый реестр впервые сформирован 01.08.2016 на основе сведений за предшествующий календарный год (2015 год) и исходя из новых критериев.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, вносятся в единый реестр, размещаемый в сети Интернет на официальном сайте ФНС России https://rmsp.nalog.ru/ (части 1, 2 и 9 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, пункт 1 положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506).
Единый реестр формируется автоматически на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках представления налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с представлением дополнительных документов.
В силу части 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ ведение единого реестра возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В качестве такого органа выступает ФНС России.
В письме ФНС России от 07.09.2016 N СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства.
Приказом ФНС России от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ утвержден Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Регламент).
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Регламента настоящий Регламент определяет порядок использования программного обеспечения, реализующего возможность принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр МСП) при поступлении посредством соответствующего сервиса сообщения об отсутствии сведений в Реестре МСП или неверного отражения категории лица, сведения о котором содержатся в Реестре МСП (далее - сообщение).
Формирование и направление сообщения осуществляется с использованием функции "Вас нет в реестре или данные некорректны?" сервиса "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства", размещенного на сайте ФНС России. Сообщение может быть сформировано любым лицом, указавшим адрес электронной почты и заполнившим соответствующие поля. Сформированное заявителем сообщение поступает в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - регистрирующий орган) и (или) налоговый орган по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - налоговый орган) (пункт 1.4 Регламента). Обработка поступившего в регистрирующий орган сообщения осуществляется структурными подразделениями, в функционал которых входят вопросы ведения Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) и внесения исправлений в указанные реестры, а также информационных технологий (при необходимости) (пункт 2.1 Регламента).
В случае выявления в ЕГРЮЛ/ЕГРИП ошибки, допущенной регистрирующим органом при государственной регистрации, приведшей к отсутствию сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Реестре МСП, следует внести в ЕГРЮЛ/ЕГРИП соответствующую корректирующую запись и в течение следующего рабочего дня убедиться в актуализации сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в Информационно-аналитической подсистеме (далее - ИАП) (пункт 2.2.1 Регламента).
При невозможности устранения некорректного отражения сведений в Реестре МСП и (или) причин, препятствующих подъему сведений на федеральный уровень, налоговому органу необходимо: направить сообщение (с использованием программного обеспечения, обеспечивающего формирование Реестра МСП) на обработку в УФНС России не позднее чем за пять рабочих дней до истечения срока, указанного в пункте 1.8 настоящего Регламента; направить заявку на Сайт технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, проконтролировать ее исполнение (пункт 3.2.2 Регламента).
В соответствии с пунктом 4.1 Регламента обработка сообщения, поступившего от регистрирующего или налогового органа в случаях, указанных в пунктах 2.2.1.2 и 3.2.2 настоящего Регламента, осуществляется соответствующим структурным подразделением, в функционал которого входят вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или камерального контроля (налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также информационных технологий (при необходимости).
Согласно пункту 4.2 Регламента на основании поступившего от регистрирующего или налогового органа сообщения, подтверждающего наличие документов, свидетельствующих о соответствии юридического лица или индивидуального предпринимателя требованиям, изложенным в пунктах 1.4.1 и 1.4.2 настоящего Регламента, УФНС России вносит сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Реестр МСП. То есть, предусмотрен порядок внесения принудительного включения юридического лица в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в случае допущения ошибки при вводе данных в соответствующие информационные базы и сервисы, фактически внесение, обработку и проверку данных, выполняет налоговый орган по месту нахождения юридического лица, а также направление заявок на исправление некорректной информации и контроль выполнения таких заявок посредством Сайта технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" и передачу сведений на федеральный уровень.
Как следует из фактических обстоятельств дела и верно установлено судом первой инстанции, каждый из заявителей соответствует критериям для отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным Законом № 209-ФЗ, однако, они не имеют возможности воспользоваться правами и льготами, предусмотренными для субъектов малого бизнеса законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в данном случае имеется совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконными действий (бездействий) налогового органа.
В апелляционной жалобе Управление ФНС России по г. Москве указывает, что оно не уполномочено на ведение Реестра. Следовательно, на него не может быть возложена обязанность по устранению незаконного бездействия.
Управление ФНС России по г. Москве в соответствии с Положением об Управлении Федеральной налоговой службы по г. Москве от 21.01.2019 является территориальным органом ФНС России в г. Москве и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ налогов, сборов, страховых взносов.
Таким образом, на Управлении также лежит обязанность не допускать в своей деятельности нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков.
С учетом исполнения решения суда Федеральной налоговой службой путем включения АО УК «Медскан» в Реестр по состоянию на 10.06.2021 у Управления ФНС России по г. Москве отсутствует какие-либо дополнительные обязанности по исполнению решения суда. Таким образом, решение суда первой инстанции прав Управления не нарушает и с учетом изложенного отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения АО УК «Медскан» в Реестр не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом правильно.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2022 по делу
№А40-207201/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья Т.Б.Краснова
Судьи С.Л.Захаров
ФИО1