ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-208357/18 от 18.02.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, дом 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

  № АП-2136/2019

город  Москва

25.02.2019

дело № А40-208357/18

резолютивная часть постановления оглашена 18.02.2019

полный текст постановления изготовлен 25.02.2019

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2018

по делу №  А40-208357/18, принятое судьей Аксеновой Е.А.

по заявлению АО «Данон Россия» (ОГРН 1057749126820, ИНН 7714626332)

к Департаменту Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу (ОГРН 1057748853690)

о признании незаконным предписания;

при участии:

от заявителя – Домогацкая Е.В. по доверенности от 06.12.2017;

от заинтересованного лица – Мартьянова А.В. по доверенности от 31.01.2019;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2018 признано недействительным предписание Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 25.07.2018 N 15-36/1255-125.

Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.

Представители Департамента и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.

   В обоснование своей позиции Департамент указывает на то, что согласно представленному в Департамент техническому отчету, который содержит информацию о движении отходов на предприятии, в соответствии с договором на вывоз отходов от 04.08.2017 N DI-CH-1743/17, передает ООО «Корпорация «Техно Лайн Юг» (лицензия серии 077 N 800 от 01.09.2016) с дальнейшей передачей на обезвреживание               ООО «Вива-Транс» (лицензия 077 N 936) по договору на оказание услуг от 07.08.2017, отход «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод», код ФККО: 7 22 200 01 39 4.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 10.07.2018 N 1377-пр проведена внеплановая документальная проверка в отношении ООО «Данон Индустрия» (АО «Данон Россия» с целью проверки предписания об устранении выявленного нарушения от 30.03.2018 N 15-36/219-12.

По результатам проверки 25.07.2018 составлен акт внеплановой выездной проверки N 1377-А, и обществу выдано новое предписание N 15-36/1255-125 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 25.07.2018, согласно которому заявителю предписано в срок до 09.10.2018 на основании данных о составе отхода «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код отхода по ФККО-7 22 200 01 39 4, IV класса опасности), оценки степени его негативного воздействия на окружающую среду, разработать и согласовать в установленном порядке паспорт отхода I- IV классов опасности, образующийся в результате деятельности АО «Данон Россия» по адресу: 142380, Московская область, Чеховский район, поселок Любучаны, улица Полевая, дом 4; разработанный и согласованный паспорт предоставить в Департамент.

Не согласившись с предписанием от 25.07.2018, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судом первой инстанции рассмотрен настоящий спор по существу, по имеющимся доказательствам и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из фактических обстоятельств спора и правовых оснований.

Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712               «О порядке проведения паспортизации отходов I- IV классов опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов I- IV класса опасности, в соответствии с которыми паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I- IV класса опасности.

Согласно п. 7 Правил, на отходы I- IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712.

Департамент указывает на то, что паспорт на отход «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод», код ФККО: 7 22 200 01 39 4 обществом не представлен.

Общество в обоснование своей позиции указывает на то, что выданное  предписание от 30.03.2018 N 15-36/219 не исполнено ввиду его незаконности и необоснованности, в связи с чем, выдача нового предписания также не основана на законе.

Из представленных материалов следует, что 06.03.2018 в рамках контрольно-надзорной деятельности на основании приказа N 120-пр от 29.01.2018 проведена плановая выездная проверка общества, по результатом которой выдано предписание      N 15-36/219-12 от 30.03.2018 г. об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которому к 09.07.2018  заявителю необходимо на основании данных о составе отхода «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код отхода по ФККО 7 22 200 01 39 4, IV класса опасности), оценки степени его негативного воздействия на окружающую среду, разработать и согласовать в установленном порядке паспорт отхода I-IV классов опасности, образующийся в результате деятельности общества по адресу: 142380, Московская область, Чеховский район, поселок Любучаны, улица Полевая, дом 4.

Общество, не согласившись с предписанием от 30.03.2018 N 15-36/219, обжаловало его в судебном порядке.

Согласно пояснениям заявителя, письмом от 06.07.2018 N 2/06-07 общество обращалось в адрес Росприроднадзора с заявлением об отсрочке исполнения предписания N 15-36/219-12 от 30.03.2018 до вынесения решения по делу о признании незаконным предписания от 30.03.2018 N 15-36/219-12 Арбитражным судом г. Москвы, которое Росприроднадзор не принял во внимание.

До настоящего времени судом не разрешен вопрос о действительности/недействительности предписания Департамента от 30.03.2018 N 15-36/219.

Согласно положениям ст. 19.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях исполнимость является основным требованием к данному виду ненормативного акта (предписанию) и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретнее указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного правонарушения.

В рассматриваемом случае, предписание Департамента является немотивированным и не основанным на нормах Закона.

Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Несоблюдение требования об исполнимости предписания ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что так же противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере.

Несоблюдение указанных требований влечет недействительность предписания.

В обоснование своей позиции общество указывает на то, что у него имеются биологические очистные сооружения, на которых образуются отходы. На образующиеся отходы, в соответствии с требованиями действующего законодательства, обществом оформлен паспорт отходов, получены лимиты образования отходов.

Положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяют правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В силу п. 2 ст. 14 названного Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (п. 3 ст. 14 Закона об отходах).

При этом п. 4 ст. 14 Закона об отходах установлено, что деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.

В соответствии с п. 6 Порядка (приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов») Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

В материалы дела обществом представлен Технический отчет по обращению с отходами ООО «Данон Идустрия» (АО «Данон Россия») на 2018 в указанном отчете имеются сведения о фактическом сводном образовании отходов за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, согласно которому при осуществлении деятельности общества не образуется отход «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код отхода по ФККО 7 22 200 01 39 4, IV класса опасности).

Согласно паспорту отходов I-IV классов опасности, утвержденному в 2014, паспорт составлен на отход: осадок (шлам) очистных сооружений при биологической очистке сточных вод, образованный в процессе деятельности юридического лица.

На дату составления паспорта отходов, отсутствовали коды ФККО.

Паспорт является бессрочным и не требует переоформления.

Исходя из имеющихся в деле доказательств и пояснения сторон следует вывод о том, что при осуществлении деятельности общества образуется отход «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код отхода по ФККО 7 22 200 01 39 4, IV класса опасности) сделан Департаментом исходя из того, что в договоре на оказание услуг по обращению с отходами от 07.08.2017, заключенному между ООО «Корпорация «Техно Лайн Юг» и ООО «Вива Транс» имеется отметка в разделе термины и определения, что «для целей настоящего договора стороны соглашаются использовать следующие термины и определения: обезвоженные осадки сточных вод - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, код по ФККО 7 22 200 01 39 4». Кроме того, Департаментом указано на то, что согласно протоколу согласования договорной цены к договору от 07.08.2017 стороны согласовали величину договорной цены за работы по приему ОСВ в целях их последующего обезвреживания на виды отходов: «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код отхода по ФККО 7 22 200 01 39 4).

Вместе с тем, судом установлено, что отход «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код отхода по ФККО 7 22 200 01 39 4) не образовывается в ходе осуществления деятельности общества, в подтверждение чего дополнительно представил письмо ООО «Корпорация Техно Лайн Юг» от 14.06.2018 исх. N 12/06-18, согласно которому ООО «Корпорация Техно Лайн Юг» подтверждает, что за период оказания услуг с августа 2017 по настоящее время ООО «Корпорация «Техно Лайн Юг» осуществляет сбор, транспортировку отходов производства ООО «Данон Индустрия» (АО «Данон Россия»), а именно: осадок (шлам) очистных сооружений при биологической очистке сточных вод в соответствии с паспортом отходов заявителя. Данный отход в соответствии с актами выполненных работ указан как иловый осадок биологических сооружений 4-го класса.

В соответствии с договором оказания услуг б/н от 07.08.2017, заключенного между ООО «Корпорация «Техно Лайн Юг» и ООО «Вива-Транс», ООО «Корпорация Техно Лайн Юг» передает данный отход на обезвреживание ООО Вива-Транс».

Годовой расход сточных вод согласно балансу водопотребления/водоотведения составляет 2.156.980,0 м3/год. Годовой объем данного отхода составляет             5737,567 т/год.

За 2017 согласно данным Технического отчета по обращению с отходами образовалось 5.172,41 тонна отхода «осадок (шлам) очистных сооружений при биологической очистке сточных вод».

У общества имеется паспорт отходов I-IV классов опасности на отход «осадок (шлам) очистных сооружений при биологической очистке сточных вод» с протоколом испытаний N 100.0213 от 21.02.2013, протокол расчета класса опасности отхода, уведомление от Департамента N 18-59/15770 от 05.12.2014 о проверке обоснованности установления класса опасности отходов для окружающей среды и их идентификации и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Вывод Росприроднадзора о том, что отход, передаваемый по договору об оказании ООО «Корпорация «Техно Лайн Юг» является отходом «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код отхода ФККО 7 22 200 01 39 4, IV класс опасности), является неправомерным.

Департаментом не представлено доказательств, которые бы позволили  установить, что в результате деятельности общества образуется иной отход (с иным составом и свойствами) от отхода «осадок (шлам) очистных сооружений при биологической очистке сточных вод».

Отбор пробы не забран и не установлены состав и свойства отхода, в связи с чем, вывод Департамента о том, что общество должно иметь паспорт на отход «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код отхода ФККО 7 22 200 01 39 4, IV класс опасности) является необоснованным.

Согласно п. 66 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора (утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191) должностные лица Росприроднадзора к акту проверки должно приложить протокол отбора образцов, но так как в ходе проверки Росприроднадзор не проводил отбор проб отходов, которые образуются в процессе деятельности общества (очистки сточных вод), в материалах дела отсутствуют  доказательства проведения отбора для исследования отходов. Вывод о том, что общество образует отход «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код ФККО 7 22 200 01 39 4) является недоказанным.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что предписание                 N 15-36/1255/125 от 25.07.2018 является неисполнимым, так как заявитель не образует в процессе своей деятельности отход «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО 7 22 200 01 39 4), соответственно, разработать паспорт на отход «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственного - бытовых и смешанных сточных вод» не может.

Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не могут являться основанием для отмены судебного акта.

Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.

  Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2018 по делу №  А40-208357/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья                                                      Т.Т. Маркова

Судьи                                                                                               М.В. Кочешкова

                                                                                                                      Д.Е. Лепихин