ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-208917/20 от 08.04.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, дом 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-13816/2021

город Москва

09.04.2021

дело № А40-208917/20

резолютивная часть постановления оглашена 08.04.2021

полный текст постановления изготовлен 09.04.2021

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Регион НД»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2021

по делу № А40-208917/20

по заявлению ООО «Регион НД» (ОГРН <***>)

к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ОГРН <***>)

о признании незаконным решения;

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 23.12.2020;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 17.12.2019;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2021 в удовлетворении заявленных ООО «Регион НД» требований о признании незаконным решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций (Роскомнадзор) от 31.07.2020 № 06-44182 об отказе в предоставлении лицензии по заявлению ООО «Регион НД» и возложении на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций (Роскомнадзор) обязанности выдать ООО «Регион НД» лицензию на услуги связи для целей эфирного вещания на территории Омской области, отказано.

Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.

Представители общества и административного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.

Из материалов дела следует, что ООО «Регион НД» обратилось с заявлением в Роскомнадзор о предоставлении лицензии на услуги связи для целей эфирного вещания на территории Омской области (заявление подано обществом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), зарегистрировано на портале 10.07.2020 номер 843645208).

По результатам рассмотрения заявления Роскомнадзором в соответствии с подп. 1 п. 7 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» принято решение об отказе в предоставлении лицензии, со ссылкой на п. 4 Положения о лицензировании телевизионного и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания», о чем письмом Роскомнадзора от 31.07.2020 № 06-44182 через Единый портал государственных и муниципальных услуг сообщено заявителю.

Заявитель, не согласившись с принятым лицензирующим органом решением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения действующему законодательству и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.

Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.

В соответствии с п. п. 5.1.4.1, 5.1.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзор осуществляет лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований в области телевизионного вещания и радиовещания и в области оказания услуг связи.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 1 Закона № 99-ФЗ особенности лицензирования оказания услуг связи, телевизионного вещания могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление указанных видов деятельности.

Особенности лицензирования деятельности в области оказания услуг связи установлены Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

ООО «Регион НД» имеет лицензию от 10.12.2013 № 24716 на осуществление телевизионного вещания на территории Омской области.

10.07.2020 общество обратилось в Роскомнадзор с заявлением с использование Единого портала государственных и муниципальных услуг (вх. № 111711-свПГУ, ID заявления 10318532, номер ПГУ 84364508) о предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области оказания слуг связи для целей цифрового эфирного наземного вещания на территории Омской области.

Пунктом 1 ст. 30 Закона о связи установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии должен подать в лицензирующий орган заявление, в котором указываются: наименование (фирменное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица, наименование банка с указанием с чета (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя); наименование услуги связи; территория, на которой будут оказываться услуга связи и создаваться сеть связи; категория сети связи; срок, в течение которого соискатель лицензии намерен осуществлять деятельность в области оказания услуг связи.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Закона о связи для получения лицензии, предусматривающей при оказании услуги связи использование радиочастотного спектра, кроме того, представляется решение государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот.

В соответствии с п. 1.1 ст. 32 Закона о связи лицензирующий орган в случае выдачи лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания принимает решение также на основании имеющихся сведений о наличии у соискателя лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание.

В случае, если в процессе оказания услуг связи предполагается использование радиочастотного спектра, в том числе для целей телевизионного вещания и радиовещания; осуществление кабельного телевизионного вещания и проводного радиовещания; - соискатель лицензии наряду с документами, указанными в п. п. 1, 2 ст. 30 Закона о связи, должен представить описание сети связи, средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи, план и экономическое обоснование развития сети связи.

В соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются, в том числе: сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания); сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона), в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 31 Закона о средствах массовой информации.

Общество является обладателем лицензии на осуществление телевизионного вещания от 10.12.2013 № 24716.

Обществом указаны реквизиты данной лицензии в заявлении о предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи для целей цифрового эфирного наземного вещания на территории Омской области (вх. № 111711- свПГУ, ID заявления 10318532, номер ПГУ 84364508).

Указанная лицензия является универсальной, то есть не предполагает использование радиочастотного спектра в сфере эфирного вещания.

Порядок лицензирования телевизионного вещания и радиовещания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025.

Согласно п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025, одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, является вещание на выделенных конкретных радиочастотах в случае наземного эфирного вещания.

Выделение конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и предусматривающем, в том числе, проведение торгов (конкурса, аукциона).

Проведение торгов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2012 № 25 «О выделении конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), проведении конкурса, взимании единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Осуществление наземного, эфирного, спутникового вещания возможно только на конкретных, выделенных вещателю, радиочастотах.

Универсальная лицензия на осуществление телевизионного вещания (без указания радиочастот) такого права не предоставляет.

Таким образом, для получения лицензии в области оказания услуг связи для целей эфирного вещания соискатель обязан представить в Роскомнадзор сведения о наличии лицензии в сфере вещания, предусматривающей возможность использования радиочастотного спектра.

Данная лицензия может быть получена только по результатам конкурса.

Иного порядка предоставления права на использование радиочастотного спектра и (или) оказание услуг связи для целей эфирного вещания законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Требования к содержанию описания сетей связи и средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи утверждены приказом Мининформсвязи России от 22.03.2005 № 32.

Согласно п. 9.1 Требований описание сети связи и средств связи заявителя в случае, если предполагается оказание услуг связи для целей эфирного вещания должно содержать, в том числе, тип предполагаемого к применению (применяемого) средства связи с указанием его местонахождения.

Сведения о месте установки и мощности используемых передатчиков указываются также в лицензиях на телевещание в случаях вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания).

Вместе с тем, в связи с отсутствием в лицензии на осуществление телевизионного вещания от 10.12.2013 № 24716 указанных сведений (универсальная лицензия на телевещание не предполагает использования конкретных радиочастот) ООО «Регион НД» не могло указать в заявлении о предоставлении лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного вещания информацию о предполагаемом к применению средстве связи с указанием его местонахождения, что является нарушением п. 9.1 Требований и п. 3 ст. 30 Закона о связи.

В представленном обществе описании сети связи и средств связи указано место нахождение передатчика - 644008, Омск, проспект Мира, 2.

Таким образом, обществом представлена недостоверная информация.

Порядок выделения конкретных радиочастот юридическим лицам, имеющим лицензии на телевизионное вещание и радиовещание, для осуществления ими вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2012 № 25.

В соответствии с п. 1.1 ст. 32 Закона о связи лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии либо об отказе в ее выдаче на основании документов, указанных в ст. 30 Закона о связи, и результатов торгов (аукциона, конкурса), а в случае выдачи лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания также на основании имеющихся в лицензирующем органе сведений о наличии у соискателя лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание.

Поскольку обществом в заявлении о предоставлении лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного вещания сообщена недостоверная информация о наличии лицензии на осуществление эфирного вещания (вещания на конкретных радиочастотах), информация о ее наличии отсутствует в Роскомнадзоре, представлением обществом недостоверной информации о месте нахождения передатчика, приказом Роскомнадзора от 30.07.2020 № 316-рчс заявителя отказано в выдачи лицензии на оказание услуг связи на основании подп. 1 п. 7 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-фЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 47 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 27.12.2011 № 357 (зарегистрирован Минюстом России 23.04.2012, регистрационный № 23927).

Таким образом, права и законные интересы заявителя не нарушены, поскольку он не был лишен возможности соблюсти установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.

Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2021 по делу № А40-208917/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья Т.Т. Маркова

Судьи Д.Е. Лепихин

М.В. Кочешкова