ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
27 июля 2021 года Дело № А40-208917/20
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, протокол от 30.10.2012;
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 17.12.2019;
рассмотрев 20 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО «Регион НД» с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания)
на решение от 04 февраля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 09 апреля 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-208917/20
по заявлению ООО «Регион НД»
об оспаривании решения
к Роскомнадзору,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Регион НД» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Роскомнадзору о признании решения от 31.07.2020 № 06-44182 об отказе в предоставлении лицензии по заявлению ООО «Регион НД» недействительным, и о возложении обязанности выдать ООО «Регион НД» лицензию на услуги связи для целей эфирного вещания на территории Омской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «Регион НД» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество обратилось в Роскомнадзор с заявлением о предоставлении лицензии на услуги связи для целей эфирного вещания на территории Омской области (заявление подано обществом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), зарегистрировано на портале 10.07.2020 номер 843645208).
По результатам рассмотрения заявления Роскомнадзором в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) принято решение об отказе в предоставлении лицензии со ссылкой на пункт 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» (далее - Постановление № 1025, Положение о лицензировании), о чем письмом Роскомнадзора от 31.07.2020 № 06-44182 через Единый портал государственных и муниципальных услуг сообщено обществу.
Общество, не согласившись с принятым Роскомнадзором решением, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из соответствия оспариваемого решения действующему законодательству и отсутствия нарушения прав и законных интересов общества.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктами 5.1.4.1, 5.1.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Роскомнадзор осуществляет лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований в области телевизионного вещания и радиовещания и в области оказания услуг связи.
Порядок лицензирования отдельных видов деятельности установлен Законом о лицензировании.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 1 Закона о лицензировании, особенности лицензирования оказания услуг связи, телевизионного вещания могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление указанных видов деятельности.
Особенности лицензирования деятельности в области оказания услуг связи установлены Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи).
Судами установлено, что общество имеет лицензию от 10.12.2013 № 24716 на осуществление телевизионного вещания на территории Омской области.
10.07.2020 общество обратилось в Роскомнадзор с заявлением с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (вх. № 111711-свПГУ, ID заявления 10318532, номер ПГУ 84364508) о предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области оказания слуг связи для целей цифрового эфирного наземного вещания на территории Омской области.
Пунктом 1 статьи 30 Закона о связи установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии должен подать в лицензирующий орган заявление, в котором указываются: наименование (фирменное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица, наименование банка с указанием счета (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя); наименование услуги связи; территория, на которой будут оказываться услуга связи и создаваться сеть связи; категория сети связи; срок, в течение которого соискатель лицензии намерен осуществлять деятельность в области оказания услуг связи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона о связи, для получения лицензии, предусматривающей при оказании услуги связи использование радиочастотного спектра, кроме того, представляется решение государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 32 Закона о связи, лицензирующий орган в случае выдачи лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания принимает решение также на основании имеющихся сведений о наличии у соискателя лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание.
В случае, если в процессе оказания услуг связи предполагается использование радиочастотного спектра, в том числе для целей телевизионного вещания и радиовещания; осуществление кабельного телевизионного вещания и проводного радиовещания; соискатель лицензии наряду с документами, указанными в пунктах 1, 2 статьи 30 Закона о связи, должен представить описание сети связи, средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи, план и экономическое обоснование развития сети связи.
В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», в лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются, в том числе: сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания); сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона), в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 31 Закона о средствах массовой информации.
Суды установили, что общество является обладателем лицензии на осуществление телевизионного вещания от 10.12.2013 № 24716.
Обществом указаны реквизиты данной лицензии в заявлении о предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи для целей цифрового эфирного наземного вещания на территории Омской области (вх. № 111711- свПГУ, ID заявления 10318532, номер ПГУ 84364508).
Указанная лицензия является универсальной, то есть не предполагает использование радиочастотного спектра в сфере эфирного вещания.
Порядок лицензирования телевизионного вещания и радиовещания установлен Постановлением № 1025.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании, одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, является вещание на выделенных конкретных радиочастотах в случае наземного эфирного вещания.
Выделение конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и предусматривающем, в том числе, проведение торгов (конкурса, аукциона).
Проведение торгов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2012 № 25 «О выделении конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), проведении конкурса, взимании единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Осуществление наземного, эфирного, спутникового вещания возможно только на конкретных, выделенных вещателю, радиочастотах.
Универсальная лицензия на осуществление телевизионного вещания (без указания радиочастот) такого права не предоставляет.
Таким образом, суды обоснованно отметили, что для получения лицензии в области оказания услуг связи для целей эфирного вещания соискатель обязан представить в Роскомнадзор сведения о наличии лицензии в сфере вещания, предусматривающей возможность использования радиочастотного спектра.
Данная лицензия может быть получена только по результатам конкурса.
Иного порядка предоставления права на использование радиочастотного спектра и (или) оказание услуг связи для целей эфирного вещания законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Требования к содержанию описания сетей связи и средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи, утверждены приказом Мининформсвязи России от 22.03.2005 № 32 (далее - Требования).
Согласно пункту 9.1 Требований, описание сети связи и средств связи заявителя в случае, если предполагается оказание услуг связи для целей эфирного вещания должно содержать, в том числе, тип предполагаемого к применению (применяемого) средства связи с указанием его местонахождения.
Сведения о месте установки и мощности используемых передатчиков указываются также в лицензиях на телевещание в случаях вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания).
Вместе с тем, как обоснованно отметили суды, в связи с отсутствием в лицензии на осуществление телевизионного вещания от 10.12.2013 № 24716 указанных сведений (универсальная лицензия на телевещание не предполагает использования конкретных радиочастот) общество не могло указать в заявлении о предоставлении лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного вещания информацию о предполагаемом к применению средстве связи с указанием его местонахождения, что является нарушением пункта 9.1 Требований и пункта 3 статьи 30 Закона о связи.
Суды указали, что в представленном обществом описании сети связи и средств связи указано место нахождение передатчика: 644008, Омск, проспект Мира, 2. Таким образом, суды установили, что обществом представлена недостоверная информация.
Порядок выделения конкретных радиочастот юридическим лицам, имеющим лицензии на телевизионное вещание и радиовещание, для осуществления ими вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2012 № 25 «О выделении конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), проведении конкурса, взимании единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 32 Закона о связи, лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии либо об отказе в ее выдаче на основании документов, указанных в статье 30 Закона о связи, и результатов торгов (аукциона, конкурса), а в случае выдачи лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания также на основании имеющихся в лицензирующем органе сведений о наличии у соискателя лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание.
Суды указали, что поскольку обществом в заявлении о предоставлении лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного вещания сообщена недостоверная информация о наличии лицензии на осуществление эфирного вещания (вещания на конкретных радиочастотах), информация о ее наличии отсутствует в Роскомнадзоре, в связи с представлением обществом недостоверной информации о месте нахождения передатчика, приказом Роскомнадзора от 30.07.2020 № 316-рчс обществу отказано в выдаче лицензии на оказание услуг связи на основании пункта 1 части 7 статьи 14 Закона о лицензировании, пункта 47 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 27.12.2011 № 357.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что права и законные интересы общества не нарушены, поскольку оно имело возможность соблюсти установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе, в связи с чем обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 февраля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 апреля 2021 года по делу № А40-208917/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Регион НД» - без удовлетворения.
Председательствующий-судья В.В. Кузнецов
Судьи Е.А. Ананьина
А.А. Гречишкин