ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-866/2020
г. Москва Дело № А40-212371/19
24 апреля 2020 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО «ВОГЭЗЭНЕРГО»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2019 по делу № А40-212371/19, принятое судьей А.В. Полукаровым,
по заявлению ООО «ВОГЭЗЭНЕРГО» к Московской таможне
о признании незаконным и отмене постановлений,
без вызова сторон,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2019 по делу № А40-212371/19 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО «ВОГЭЗЭНЕРГО» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что Московской таможней в июле 2018 года в адрес ООО «ВОГЭЗЭНЕРГО» направлено 6 постановлений об административном нарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 19.7.13 КоАП РФ, а именно: 10129000-3015/2019; 10129000-3016/2019, 10129000-3017/2019, 10129000-2342/2019, 10129000-2343/2019, 10129000-2344/2019 (далее обжалуемые постановления об АП).
Как указывает заявитель, данные постановления вынесены со ссылкой таможенного органа на одни и те же обстоятельства.
Между тем заявитель считает указанные постановления вынесенными таможенным органом при неправильном применении и толковании положений КоАП РФ, за пределами плескательных сроков привлечения к административной ответственности, предусмотренных КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходит из следующего. Как следует из постановления № 10129000-3015/2019, 26.04.2018 ООО «ВОГЕЗЭНЕРГО», Российская Федерация (Покупатель) к ООО «ВОГЕЗЭНЕРГО», (Беларусь) заключили договор № 8/RU на поставку теплотехнического оборудования (далее - Товар).
Товар был отгружен российской стороне согласно счету-фактуре № 83 от 17.07.2018.
Статистическая форма учета перемещения товаров подана ООО «ВОГЕЗЭНЕРГО» на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Представление статистической формы» с использованием заявителем усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись) 15.08.2018 за № 10129000/150818/С819610 (системный номер ED20180815134656200) отчетный период - июль 2018 года.
Таким образом, Общество должно представить статформу не позднее 10.08.2018.
По состоянию на 11.08.2018 (дата, следующая за днем совершения исполнения: обязательств) Обществом обязанность по представлению статформы не исполнена
Как следует из постановления № 10129000-3016/2019, 26.04.2018 ООО «ВОГЕЗЭНЕРГО», Российская Федерация (Покупатель) и ООО «ВОГЕЗЭНЕРГО», (Беларусь) заключили договор № 8/RU на поставку теплотехнического оборудования.
Товар был отгружен российской стороне согласно счетам-фактурам № 60 от 31.05.2018, № 64 от 13.06.2018, №72 от 28.06.2018, № 70 от 26.06.2018, № 68 от 20.06.2018.
Статистическая форма учета перемещения товаров подана ООО «ВОГЕЗЭНЕРГ'О» на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Представление статистическом формы» с использованием заявителем усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись) 01.08.20; 8 за № 10129000/010818/С737746 (системный помер ED20180801115909103), 10129000/010818/С737579 (системный номер ED20180801114109427), 10129000/010818/С 737547 (системный номер ED20180801113544180), 10129000/010818/С737603 (системный номер ED20180801114033425), 10129000/010818/С737594 (системный помер ED20180801114325408), отчетный период - июнь 2018 года.
Таким образом, Общество должно представить статформу не позднее 11.07.2018.
По состоянию на 12.07.2018 (дата, следующая за днем совершения исполнения обязательств) Обществом обязанность по представлению статформы не исполнена.
Как следует из постановления № 10129000-3017/2019, 27.03.2018 ООО «ВОГЕЗЭНЕРГО», Российская Федерация (Покупатель) и ЗАО «Завод Промстройиндустрия», (Беларусь) заключили договор Хе 135 на поставку теплотехнической) оборудования (далее - Товар).
Товар был отгружен российской стороне согласно счетам-фактурам № 63 от 29.06.2018. 58 от 13.06.2018, № 64 от 29.06.2018 .
Статистическая форма учета перемещения товаров подана ООО «ВОГЕЗЭНЕРГО» на официальном сайте Федеральной таможенной службы в ипформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Представление статистической формы» с использованием заявителем усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись) 31.07.2018 за № 10129000/310718/С733888 (системный номер ED20180731135627686), 01.08.2018 за № 10129000/010818/С737502 (системный номер ED20180801113027821). 19.07.2018 за № 10129000/190718/С714664 (системный номер ED20180719134041410), отчетный период-то» 2018 года.
Таким образом, Общество должно представить статформу не позднее 11.07.2018.
По состоянию на 12.07.2018 (дата, следующая за днем совершения исполнения обязательств) Обществом обязанность по представлению статформы не исполнена.
Как следует из постановления № 10129000-2342/2019, 26.04.2018 ООО «ВОГЕЗЭНЕРГО» - покупатель и ООО «ВОГЕЗЭНЕРГО» (220053, БЕЛАРУСЬ. Минск, Минск, Орловская,40, а. 41) - продавец, заключили договор №8/RU на поставку российской стороне товаров согласно статистическим формам учета перемещения товаров 10129000/010818/С737625, 10129000/010818/С737639. 10129000/010818/С737657, 10129000/010818/С737659, 10129000/010818/С737664, 10129000/010818/С737689, 10129000/010818/С737717, 10129000/010818/С738763, 10129000/150818/С819621 (далее товар).
Товар отгружен согласно следующим документам: счет-проформа (проформа- инвойс) №№ ИУ 1178697 от 10.05.2018, ИУ 1178728 от 30.05.2018, НУ 1178678 от 03.05.2018, счет-фактура (инвойс) №№ 50 от 10.05.2018, 59 от 30.05.2018, 47 от 03.05.2018.
Статистические формы учета перемещения товаров заполнены обществом на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Представление статистической формы» с использования заявителем усиленной квалифицированной электронной подписи 01.08.2018. 15.08.2018 и зарегистрированы в автоматическом режиме за №№ 10129000/010818/С737625 (системный номер ED20180801114624732. отчетный период - май 2018 года), 10129000/010818/С737639 (системный номер ED20180801114721096, отчетный период - май 2018 года), 10129000/010818/С737657 (системный номер ED20180801114838377, отчетный период - май 2018 года), 10129000/010818/С737659 (системный номер ED20180801114906061 отчетный период - май 2018 года), 10129000/010818/С737664 (системный номер ED20180801114939434. отчетный период - май 2018 года), 10129000/010818/С737689 (системный номер ED20.180801115344328. отчетный период - май 2018 года), 10129000/010818/С737717 (системный номер ED20180801115722225, отчетный период - май 2018 года). 10129000/010818/С738763 (системный помер ED20180801135715299, отчетный период - май 2018 года). 10129000/150818/С819621 (системный номер ED20180815134916195, отчетный период - май 2018 года).
Таким образом, Общество должно представить статформу не позднее 13.06.2018.
По состоянию па 14.06.2018 (дата, следующая за днем совершения исполнения обязательств) Обществом обязанность по представлению статформы не исполнена.
Как следует из постановления № 10129000-2343/2019, 27.03.2018 ООО «ВОГЕЗЭНЕРТО» - покупатель и ЗАО «Завод Промстройиндустрия» (БЕЛАРУСЬ, г. Минск, Минск, ул., 17,) - продавец, заключили договор № 135 на поставку российской стороне товаров согласно статистическим формам учета перемещения товаров №№ 10129000/270618/С612484, 10129000/270618/С612588, 10129000/270618/С612622, 10129000/270618/С612849, 10129000/270618/С612 866, 10129000/180718/С713186, 10129000/010818/С737572, 10129000/010818/С737733 (далее - Товар).
Товар отгружен согласно следующим документам: счет-проформа (проформа- инвойс) №№ АД 1388638 от 07.05.2018, АД 1388648 от 15.05.2018, АД 1388643 от 11.05.2018, АД 1388654 от 17.05.2018, АД 1388665 от 22.05.2018, счет-фактура (инвойс) №№ 43 от 07.05.2018, 47 от 15.05.2018, 45 от 11.05.2018, 48 от 17.05.2018. 51 от 22.05.2018.
Статистические формы учета перемещения товаров заполнены обществом на официальном сайге Федеральной таможенной службы в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Представление статистической формы» с использования заявителем усиленной квалифицированной электронной подписи 27.06.2018. 18.07.2018, 01.08.2018 и зарегистрированы в автоматическом режиме за №№ 10129000/270618/С612484 (системный номер ED20180627121548462, отчетный период - май 2018 года), 10129000/270618/С612588 (системный номер ED20180627122916666, отчетный период - май 2018 года), 10129000/270618/С612622 (системный номер ED20180627123406717, отчетный период - май 2018 года). 10129000/270618/С612849 (системный помер ED20180627132805202. отчетный период - май 2018 года), Ю129000/270618/С612866 (системный номер ED20180627133317760. отчетный период - май 2018 года), 10129000/180718/С713186 (системный помер ED20180718162119725, отчетный период - май 2018 года). 10129000/010818/С737572 (системный номер ED201808011 14001309, отчетный период - май 2018 года). 10129000/010818/С737733 (системный номер ED20180801115820070, отчетный период - май 2018 года).
Таким образом, Общество должно представить статформу не позднее 13.06.2018.
По состоянию на 14.06.2018 (дата, следующая за днем совершения исполнения обязательств) Обществом обязанность по представлению статформы не исполнена.
Как следует из постановления № 10129000-2344/2019, 26.01.2018 ООО «ВОГЕЗЭНЕРГО» - покупатель и ЗАО «Завод Промстройиндусгрия» (БЕЛАРУСЬ, г. Минск, Минск, ул., 17.) - продавец, заключили договор № 49 на поставку российской стороне товаров согласно статистической форме учета перемещения товаров № 10129000/210618/С601313 (далее - Товар).
Товар отгружен согласно следующим документам: счет-проформа (проформа- инвойс) № АД 1388634 от 03.05.2018, счет-фактура (инвойс) № 1111 от 03.05.2018.
Статистическая форма учета перемещения товаров заполнена обществом на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Представление статистической формы» с использования заявителем усиленной квалифицированной электронной подписи 21.06.2018 и зарегистрирована в автоматическом режиме за № 10129000/210618/С601313 (системный номер ED20180621153623486, отчетный период - май 2018 года).
Таким образом, Общество должно представить статформу не позднее 13.06.2018. По состоянию на 14.06.2018 (дата, следующая за днем совершения исполнения обязательств) Обществом обязанность по представлению статформы не исполнена.
Пунктом 3 части 1 статьи 12, частью 1 статьи 104 Федерального закона от 27.1 1.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ) установлено, что статистику взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе и иных источниках информации.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 04.09.2018) (далее - Закон № 289-ФЗ).
Частью 2 статьи 104 Закона № 311-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статформу установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими. Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 278 Закона № 289-ФЗ.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза», которым на основании части 3 статьи 104 Закона № 311-ФЗ определены порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС, статформа и правила ее заполнения (далее - Правила).
Исходя из Правил, российское лицо (заявитель) обязано своевременно, а именно не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, представлять таможенному органу, в регионе деятельности которого оно состоит на учете в налоговом органе статформу, содержащую достоверные сведения.
Пунктом 7 Правил установлено, что при представлении статистической формы в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом) датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
С учетом пунктов 9, 10 Правил непредставление или представление в таможенный орган статформы с нарушением установленного срока, либо представление статформы, содержащей недостоверные сведения, в том числе связанные с нарушением Правил ее заполнения, влечет за собой ответственность российских лиц (заявителей) по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Таким образом, Обществом обязанность по представлению статформы не исполнена.
В ходе проверки базы данных посредством КПС «ПРАВООХРАНА - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ» административным органом выявлено, что ООО «ВОГЕЗЭНЕРГО» ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ. Постановления по делам об АП №№10129000-5168/2018, 10129000-5169/2018, 10129000- 5170/2018 вынесены 07.05.2018, вступили в законную силу 05.06.2018. Административные наказания вынесены в виде предупреждений.
По факту выявленных правонарушений 25.06.2019 сотрудником таможенного органа в отношении составлены протоколы об административных правонарушениях.
О времени и месте составления протоколов законный представитель Заявителя был извещен надлежащим образом.
Оспариваемые постановления были вынесены в отсутствие представителя Общества.
О времени и месте рассмотрения дела Общество извещено надлежащим образом определениями о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях от 25.06.2019.
Как следует из материалов дела, указанные определения были вручены 04.06.2019 и 09.07.2019 ФИО1, который является генеральным директором Общества.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции верно счёл, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
При этом, доводы Общества о нарушении административным органом процедуры привлечения его к административной ответственности правомерно отклоняются судом первой инстанции как противоречащие материалам дела, из которых следует, что законный представитель Общества был извещен в месте и времени рассмотрения дел об административных правонарушениях 04.06.2019 и 09.07.2019 определениями от 25.06.2019.
Доводы заявителя о том, что его законный представитель не был допущен к участию в рассмотрении административных дел ввиду того, что его не пустили в здание, также правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку каких-либо доказательств в обоснование указанных доводов заявителем не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.13 КоАП РФ, является порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами -членами ЕАЭС отношении товаров, ввозимых в РФ с территории государств -членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, заключается в несвоевременном представлении в таможенный орган статформы.
В данном случае несоблюдение установленных требований заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а в невыполнении заявителем своих публично-правовых обязанностей по соблюдению формальных требований публичного права.
В соответствии ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством России предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как следует из положений действующего законодательства виновность юридического лица, в совершении конкретного правонарушения выражается, прежде всего, в виновных действиях или бездействиях конкретных работников.
Следовательно, ООО «ВОГЕЗЭНЕРГО» может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность выполнить требования и предписания актов законодательства и нормативно-правовых актов, возложенных на него в связи с осуществлением действий по своевременному и достоверному представлению документов и сведений в таможенный орган, связанных с перемещения товара в рамках ЕАЭС.
О возможности соблюдения ООО «ВОГЕЗЭНЕРГО», требований действующих на момент совершения административного правонарушения Закона № 311-ФЗ вступившего в силу 29.12.2010 (ред. от 28.12.2016), свидетельствует его официальное опубликование на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
О возможности соблюдения Обществом на момент совершения административного правонарушения требований Закона № 311-ФЗ, вступившего в силу 29.12.2010 (ред. от 28.12.2016), а также постановления Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329, вступившего в силу 10.12.2015, свидетельствует их опубликование на официальном интернет - портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Следовательно, Общество виновно в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП России, т.к. установлено, что у него имелась возможность выполнить требования и предписания актов законодательства и нормативно-правовых актов, возложенных на него в связи с ведением экономической деятельности.
Доводы заявителя о том, что указанная в постановлении об АП № 10129000- 2344/2019 форма отчетности № 10129000/210618/С601313 была аннулирована в 2018 в июне, что подтверждается предоставленной Заявителем распечатки с сайта ФТС России являются несостоятельными, поскольку доказательств того, что данная форма была аннулирована на момент совершения правонарушения по постановлению № 10129000- 2344/2019 (14.06.2018) заявителем в материалы дела не представлено.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ответчика от административной ответственности судом не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, которое допущено в рамках настоящего дела, составляет 2 года с момента совершения правонарушения, а не 1 год, как указывает заявитель.
Следовательно, сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
При этом доводы заявителя об истечении указанного срока отклоняются судом, поскольку основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Учитывая, что наличие составов административных правонарушений в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10, не усматривается, Арбитражный суд города Москвы не находит оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными и отмене оспариваемых постановления и представления.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2019 по делу № А40-212371/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья: М.В. Кочешкова
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.