ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-215086/2021 от 12.10.2023 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

17 октября 2023 года Дело № А40-215086/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2023 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,

судей Матюшенковой Ю.Л., Нагорной А.Н.,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – по дов. от 01.01.2023;

от заинтересованного лица: ФИО2 по дов. от 21.12.2022, ФИО3 по дов. от 21.12.2022,

рассмотрев 12 октября 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу Центральной энергетической таможни

на постановление от 24 июля 2023 суда года

Девятого арбитражного апелляционного

по заявлению АО «Фортеинвест»

к Центральной энергетической таможне

о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Фортеинвест» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - ответчик, ЦЭТ) о признании недействительным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10006000/280621/0000154 от 28.06.2021.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 июня 2022 года суд отказал в удовлетворении заявленных требований, не усмотрев к тому правовых и фактических оснований.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2023 суда года, решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июня 2022 года отменено.

Суд постановил: признать недействительным решение Центральной энергетической таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные АО «Фортеинвест» в декларации на товары N 10006000/280621/0000154 от 28.06.2021.

Взыскать с Центральной энергетической таможни (ИНН <***>) в пользу АО «Фортеинвест» (ИНН <***>) расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 3 000 (три тысячи) рублей (п/п N 4333 от 27.08.2021), по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей (п/п N 3317 от 08.07.2022).

Возвратить АО «Фортеинвест» (ИНН <***>) из федерального бюджета излишне оплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом суда апелляционной инстанции, Центральная энергетическая таможня обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит суд округа изменить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, направить дело на новое рассмотрение.

Представители сторон, явившиеся в судебное заседание кассационного суда, поддержали свои доводы и возражения.

Поступивший через канцелярию суда письменный отзыв не приобщен в материалы дела, поскольку подан с нарушением статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку указанный отзыв представлен в электронном виде, то он стороне не возвращается.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, Общество заключило ряд контрактов на поставку нефтепродуктов производства ПАО «Орскнефтеоргсинтез» с территории Российской Федерации на территорию Киргизской Республики.

В целях реализации обязательств продавца по контракту от 22 июня 2011 г. N 43204-70/11-1, заключенному с ООО «ШНОС» (Киргизская Республика), Обществом по ДТ N 10006060/100620/0053406, 10006060/230420/0036538, 10006060/230420/0036743, 10006060/250420/0037166, 10006060/250620/0058404, 10006060/260220/0016357, 10006060/260220/0016561, 10006060/260620/0059063 был задекларирован товар - «Бензины моторные прочие», заявленный классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0, общий вес нетто составил 3 215 950 кг.

Факт убытия вышеуказанного товара в полном объеме с территории Российской Федерации на территорию Киргизской Республики подтвержден отметками таможенного органа на международных товарно-транспортных накладных, Актами приема-передачи нефтепродуктов от 29.02.2020 N 161/1, от 30.04.2020 N 169/1, 30.06.2020 N 176/1, а также инвойсами от 01.03.2020 N 2003-0101, от 01.05.2020 N 2005-0066, от 01.07.2020 N 2007-0097.

В целях реализации обязательств продавца по контракту от 17 октября 2016 г. N 43204-70/16-50, заключенному с Компанией «ForteInvest AG» (Швейцария), Общество по ДТ N 10006060/040620/0051514, 10006060/060220/0009835, 10006060/130520/0042225, 10006060/230420/0036637, 10006060/230420/0036649 был задекларирован товар - «Бензины моторные прочие. Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Коммерческое наименование - автомобильный бензин неэтилированный экспортный марки нормаль-80 (АИ-80-К2)... Стандарт СТО 05034205-004-2012» (далее - Автомобильный бензин АИ-80-К2), заявленный классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0, общий вес нетто составил 825 150 кг.

Факт убытия вышеуказанного товара в полном объеме с территории Российской Федерации на территорию Киргизской Республики подтвержден отметками таможенного органа на международных товарно-транспортных накладных, Актами приема-передачи нефтепродуктов от 29.02.2020 N 857/1, от 30.04.2020 N 914/1, от 30.04.2020 N 919/1, от 31.05.2020 N 935/1, от 30.06.2020 N 987/1, а также инвойсами от 01.04.2020 N 2004-0187, от 25.06.2020 N 2006-0133, от 03.12.2020 N 2012-0036, от 25.06.2020 N 2006-0134, от 25.06.2020 N 2006-0140, от 01.07.2020 N 2007-0125.

В целях реализации обязательств продавца по контракту от 1 июня 2020 г. N 43204-70/20-224//В, заключенному с Компанией «ForteInvest AG» (Швейцария), Общество по ДТ N 10006060/040820/0072269, 10006060/040820/0072377, 10006060/050820/0072624, 10006060/170720/0066277, 10006060/190720/0066758, 10006060/251120/0111312, 10006060/251120/0111356 задекларировало товар - «Бензины моторные прочие. Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Коммерческое наименование - автомобильный бензин неэтилированный экспортный (далее - Автомобильный бензин АИ-80-К2), заявленный классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0, общий вес нетто составил 2 681 850 кг.

Факт убытия вышеуказанного товара в полном объеме с территории Российской Федерации на территорию Киргизской Республики подтвержден отметками таможенного органа на международных товарно-транспортных накладных, Актами приема-передачи нефтепродуктов от 31.07.2020 N 9/1, от 31.08.2020 N 34/1, от 30.11.2020 N 127/1 от 31.12.2020 N 127/2, а также инвойсами от 05.08.2020 N 2008-0026, от 02.10.2020 N 2010-0142, от 10.12.2020 N 2012-0159.

В целях реализации обязательств продавца по контракту от 23 марта 2018 г. N 43204-70/18-16, заключенному с ООО «Партнер» (Кыргызская Республика), Общество по ДТ N 10006060/050620/0051817, 10006060/050620/0051993, 10006060/090620/0053127, 10006060/230420/0036533, 10006060/230420/0036631, 10006060/240420/0036972, 10006060/240420/0037156, 10006060/240420/0037157, 10006060/260220/0016377, 10006060/260220/0016576, 10006060/290420/0038579, 10006060/290420/0038594 задекларировало товар - Бензины моторные прочие. Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Коммерческое наименование - автомобильный бензин неэтилированный экспортный (далее - Автомобильный бензин АИ-80-К2), заявленный классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0, общий вес нетто составил 2 118 700 кг.

Факт убытия вышеуказанного товара в полном объеме с территории Российской Федерации на территорию Киргизской Республики подтвержден отметками таможенного органа на международных товарно-транспортных накладных, Актами приема-передачи нефтепродуктов от 29.02.2020 N 27/1, от 30.04.2020 N 34/1, от 30.04.2020 N 35/1, от 30.06.2020 N 44/1, а также инвойсами от 01.03.2020 N 2003-0081, от 01.05.2020 N 2005-0054, от 01.05.2020 N 2005-0055, от 01.07.2020 N 2007-0089.

Таможенное декларирование товара - «Автомобильный бензин АИ-80-К2» по вышеуказанным ДТ было произведено с условным начислением таможенных платежей.

В соответствии с графой N 44 вышеуказанных ДТ документами, подтверждающими право Общества на применение льготы по уплате таможенных платежей, являются: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 529 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 N 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан»; Соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики от 6 июня 2016 года (вступило в силу 17 января 2017 года); Федеральный закон РФ от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации».

Таможенное декларирование товара - «Автомобильный бензин АИ-80-К2» по ДТ N 10006060/060220/0009835, 10006060/260220/0016357, 10006060/260220/0016377, 10006060/260220/0016561, 10006060/260220/0016576, 10006060/230420/0036533, 10006060/230420/0036538, 10006060/230420/0036631, 10006060/230420/0036637, 10006060/230420/0036649, 10006060/230420/0036743, 10006060/240420/0036972, 10006060/240420/0037156, 10006060/240420/0037157, 10006060/250420/0037166, 10006060/290420/0038579, 10006060/290420/0038594, 10006060/130520/0042225, 10006060/040620/0051514, 10006060/050620/0051817, 10006060/050620/0051993, 10006060/090620/0053127, 10006060/100620/0053406, 10006060/250620/0058404, 10006060/260620/0059063, 10006060/170720/0066277, 10006060/190720/0066758, 10006060/040820/0072269, 10006060/040820/0072377, 10006060/050820/0072624, 10006060/251120/0111312, 10006060/251120/0111356 от имени и по поручению декларанта АО «ФортеИнвест» производилось таможенным представителем ООО «Даэрс-Финанс» (свидетельства о включении в реестр таможенных представителей от 27.10.2010 N 0166, от 19.08.2020 N 1205) на основании договора от 01.09.2014 N 43204-60/14-12.

На основании Акта камеральной проверки N 10006000/210/180521/А0004 от 18.05.2021 и Заключения от 24.06.2021, Таможенным органом принято Решение N 10006000/280621/0000154 от 28.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары.

Полагая, вынесенное решение Центральной энергетической таможни от 28.01.2021, незаконным, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с переходными положениями в отношении раздела VIII Договора до вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 г. (далее - ТК ТС) и иными международными договорами государств членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в право ЕАЭС.

В соответствии со статьей 84 Договора государства-члены ЕАЭС осуществляют поэтапное формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов с учетом положений Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение N 23 к Договору, который действует до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.

Пунктом 12 Приложения N 23 к Договору установлено, что на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин.

В соответствии с Договором о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Москва 23 декабря 2014 г.) Кыргызская Республика присоединилась к Договору, а также к другим международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза. 6 июня 2016 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов (далее - Соглашение о сотрудничестве).

Согласно статье 3 Соглашения о сотрудничестве, компетентные органы Сторон в 2017 году согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в 6 Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на 2017 год и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 год.

Статьей 5 Соглашения о сотрудничестве установлено следующее: - в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами и протоколом, Российская Сторона не взимает вывозные таможенные пошлины; В отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Киргизскую Республику в календарном году сверх объемов, предусмотренных индикативными балансами и протоколом, а также в отношении товаров, не предусмотренных индикативными балансами и протоколом, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право ЕАЭС.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения о сотрудничестве товары 27 группы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан» установлено, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0, 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.

В соответствии с вышеизложенным, товары 27 группы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Российской Федерации, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 17 ТК ЕАЭС и положениями главы 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон N 311-ФЗ), начиная с 4 сентября 2018 г. положениями главы 15 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно статье 19 ТК ЕАЭС ТН ВЭД ЕАЭС утверждается Комиссией Евразийского экономического союза (решение Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54) и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее- ГС) и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. ГС является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которой является, в том числе, Российская Федерация.

Классификация товара осуществляется в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам.

В Товарной номенклатуре дифференциация моторных топлив проводится на основании только одного критерия, а именно значения показателя октанового числа по исследовательскому методу. Вместе с тем, согласно имеющейся в ЕАЭС нормативно-технической документации (ТР ТС 013/2011 и ГОСТ 32511-2013), моторное топливо с определенным октановым числом в зависимости от регламентируемых физико-химических показателей (содержание серы, смол, и т.д.) дополнительно подразделяется на экологические классы К2, К3, К4 и К5. 8

Таким образом, моторное топливо с октановым числом от 80 и более, но менее 92 (по исследовательскому методу) экологических классов К2, К3, К4 и К5 будет иметь один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС, а именно 2710 12 412 0.

Согласно п. 1 ст. 5 Соглашения вывозные таможенные пошлины не взимаются в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами и протоколом.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Соглашения в отношении товаров, не предусмотренных индикативными балансами и протоколом, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза.

Таким образом, освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин предусмотрено в отношении определенного вида и объема товаров, которые будут использованы и потреблены исключительно в Киргизской Республике.

Рассмотрев повторно спор, оценив представленные сторонами доказательства, учитывая правовую позицию суда кассационной инстанции, поддержанную Верховным Судом РФ по делу N А40-215094/2021, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Льгота на освобождение от вывозных пошлины предусмотрена п. 1 ст. 5 Соглашения о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики от 6 июня 2016 года (далее- Соглашение от 06.06.2016), согласно которому вывозные таможенные пошлины не взимаются в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами и протоколом.

Пунктом 1 статьи 52 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее- Договор о ЕЭС) предусмотрено, что в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза.

Пунктом 2 статьи 52 Договора о ЕЭС предусмотрено, что Порядок введения в действие принятого технического регламента Союза и переходные положения определяются техническим регламентом Союза и (или) актом Комиссии.

В соответствии с пунктом 52 Приложения N 1 к Протоколу об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 08.05.2015) порядок введения в действие в Кыргызской Республике технических регламентов Таможенного союза, вступивших в силу на дату вступления договора в силу, устанавливается Евразийской экономической комиссией.

Порядок введения в действие Технического регламента «ТР ТС 013/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, для Республики Киргизия утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.01.2016 N 11 «О Порядке введения в действие технических регламентов Таможенного союза в Кыргызской Республике» (далее- Порядок).

Тем самым, запреты, установленные в названном Техническом регламенте для объектов технического регулирования (в том числе бензина автомобильного классов К2 и К3) для Республики Киргизия, вводятся в действие и применяются в том порядке, в котором это урегулировано данным Порядком.

Разделом IV Порядка в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 N 133 предусматривалось, что до 12.08.2023 допускаются производство и выпуск в обращение продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента, в соответствии с обязательными требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики, при наличии документов об оценке соответствия продукции, указанных в абзаце втором настоящего раздела (в последующем срок был продлен до 12.08.2025).

С учетом сложившего толкования на практике приведенных в Порядке слов «допускаются производство и выпуск в обращение продукции», как свидетельствующих о допустимости и производства, и выпуска в обращение продукции исключительно на территории Республики Киргизия, Коллегией Евразийской экономической комиссии было принято решение от 11.10.2021 N 138 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 г. N 11».

Пунктом 1 решения от 11.10.2021 N 138 Коллегии Евразийской экономической комиссии слова «производство и выпуск в обращение» были заменены словами «производство и (или) выпуск в обращение».

При этом, в пункте 2 решения от 11.10.2021 N 138 Коллегия Евразийской экономической комиссии указала, что «настоящее решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования и, распространяется на правоотношения, возникшие с 12 февраля 2016 г.».

С учетом внесенных изменений раздел IV Порядка, стал предусматривать положения, в соответствии с которыми до 12.08.2025 допускаются производство и (или) выпуск в обращение продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента, в соответствии с обязательными требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики, при наличии документов об оценке соответствия продукции, указанных в абзаце втором настоящего раздела.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.10.2021 N 138 было принято и вступило в силу до принятия судом первой инстанции решения, в связи с чем, должно было быть учтено при разрешении настоящего спора с учетом распространения данного Решения на правоотношения, возникшие с 12.02.2016.

Объектом настоящего спора является Бензины моторные прочие. Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Коммерческое наименование - автомобильный бензин неэтилированный экспортный марки нормаль-80 (АИ-8 0-К2)... Стандарт СТО 05034205-004-2012 (далее - Автомобильный бензин АИ-80-К2), заявленный классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0.

В индикативных балансах указываются коды ТН ВЭД ЕАЭС и наименования товаров, без указания его экологического класса.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения о сотрудничестве, товары 27 группы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан» установлено, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0, 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации, за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.

В соответствии с Соглашением предусмотрен порядок информационного обмена между таможенными органами РФ и Киргизской Республики устанавливающий ежеквартальное представление информации, в том числе, об объемах ввоза товаров.

До таможенных органов доведены согласованные объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику в 2020 году письмом Минэнерго России от 3 декабря 2019 г. N ПС14440/06.

В соответствии с указанными письмами «бензин автомобильный» (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 412 0, 2710 12 413 0) входит в объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику в рамках индикативного баланса.

В ходе поставки Общество указывало во временных и полных декларациях, подаваемых в Центральную энергетическую таможню, не только наименование и коды ТН ВЭД ЕАЭС, но и его экологические классы.

Таким образом, ЦЭТ ФТС было известно о том, что таможенные органы Киргизской Республики осуществляли выпуск на своей территории таких товаров с 1 января 2018 года, в том числе, на каких основаниях (основание как было указано ранее - это решение Коллегии Евразийской Экономической Комиссии N 11 от 26 января 2016 на основании которого действует отсрочка до 12 августа 2023 г.).

Поставка топлива в рамках указанного Соглашения от 06.06.2016 осуществляется в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» N ТР ТС 013/2011, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - Технический регламент N ТР ТС 013/2011).

В соответствии с пунктами 7.3 и 7.4 статьи 7 Технического регламента N ТР ТС 013/2011 выпуск в обращение и обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива экологического класса К2 и К3 на единой таможенной территории ЕАЭС не допускается. При этом в соответствии с со статьей 1 Технического регламента N ТР ТС 013/2011 технический регламент распространяется исключительно на топливо, выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза.

Исключение из вышеуказанного запрета предусмотрено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.01.2016 N 11 «О Порядке введения в действие технических регламентов Таможенного союза в Киргизской Республике» (далее - Решение Коллегии ЕЭК N 11, Порядок).

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами апелляционного суда, что вывод суда первой инстанции о том, что изменения в части «производство и (или) выпуск в обращение» касается исключительно Киргизской Республики, ошибочен.

Кассационная коллегия считает, что выводы суда апелляционной инстанции о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судом дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суд апелляционной инстанций правильно применил нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.

Возможность импорта киргизской стороной топлива низких экологических классов не исключает его экспорт российской стороной, равно как и право российского экспортера на беспошлинные поставки данного топлива в Киргизскую Республику.

Указанная позиция согласуется с позицией суда кассационной инстанции по делу N А40-215094/2021.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 ТК ЕАЭС установлено, что таможенное регулирование в Союзе основывается на четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования их гармонизации с нормами международного права. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства РФ о таможенном регулировании и иных правовых актах РФ в сфере таможенного регулирования толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц.

Таким образом, событие правонарушения отсутствует, так как действующее законодательство с учетом внесенных изменений допускает производство топлива класса К2 на территории любого государства - члена Союза для целей поставка на территорию Республики Киргизия.

На основании изложенного коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Центральной энергетической таможни, как противоречащее нормам права и нарушающие права добросовестного участника внешнеэкономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на него обязанности по уплате таможенных платежей.

На основании вышеизложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами суда, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2023 суда года по делу № А40-215086/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий-судья

О.В. Каменская

Судьи

Ю.Л. Матюшенкова

А.Н. Нагорная