ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-17140/2022
г. Москва Дело № А40-215375/21
02 июня 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В.Бекетовой,
судей:
С.Л.Захарова, ФИО1,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Лизинг Финанс»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2022 по делу №А40-215375/21
по заявлению ООО «Лизинг Финанс» (ИНН <***>)
к Центральному банку Российской Федерации (ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене решения об отказе в исключении сведений из списка компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке, возложении обязанности исключения сведений из списка,
при участии:
от заявителя:
ФИО2 по дов. от 17.09.2021;
от заинтересованного лица:
ФИО3 по дов. от 03.09.2020, ФИО4 по дов. от 08.12.2020;
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Лизинг Финанс» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному банку Российской Федерации (далее – Банк России) о признании незаконным решения об отказе по исключению сведений об ООО «Лизинг Финанс» из списка компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке от 07.09.2021 № 39-3-3-ОГ/17975.
Решением суда от 08.02.2022 заявление ООО «Лизинг Финанс» оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что ни в самой ст. 76.1 Закона № 86-ФЗ, ни в каких-либо иных нормативных правовых актах не указывается на компетенцию Центрального банка РФ создавать и публиковать такой Список.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель Банка России поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.07.2021 Центральный банк Российской Федерации в целях снижения рисков вовлечения граждан и организаций в незаконную деятельность в сети интернет по адресу https://www.cbr.ru/inside/waming-list/ разместил список компаний с признаками «финансовой пирамиды», нелегального кредитора, нелегального профессионального участника рынка ценных бумаг (в том числе нелегального форекс- дилера).
В этот Список (https://www.cbr.ru/inside/warning-list/detail/?id=7563) был включен и заявитель со следующей информацией: «ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛИЗИНГ ФИНАНС" (Авто под залог).
Наименование, знак обслуживания, коммерческое обозначение и иные средства индивидуализации лица: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛИЗИНГ ФИНАНС" (Авто под залог).
Признаки, установленные Банком России: Признаки нелегального кредитора.
ИНН <***>.
Адрес предоставления лицом услуг*: 129515, <...>, Э 8, П V, комн. 17, оф. 49 (Бизнес центр «Мосавто»/ Бизнес центр «Гринцветмет»)
Сайт в сети «Интернет»: avto-pod-zalog.ru
* Адрес регистрации юридического лица/адрес местонахождения юридического лица (при отсутствии адреса регистрации)/адрес предоставления услуг».
Ответом Центрального Банка РФ от 07.09.2021 № 39-3-3-OI717975 отказано в удовлетворении жалобы ООО «Лизинг Финанс» от 09.08.2021 на включение сведений об ООО «Лизинг Финанс» в список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке, размещенный в сети Интернет по адресу https://www.cbr.ru/inside/warning-list/.
Данный отказ заявитель, руководствуясь Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации, считает нарушающим права ООО «Лизинг Финанс» и незаконным, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
В целях реализации указанной задачи Банком России проводится системная работа по выявлению на территории Российской Федерации деятельности организаций (лиц), имеющих признаки нелегальной деятельности на финансовом рынке.
Суд указал, что в рамках указанной компетенции для предупреждения граждан и организаций о выявленных признаках нелегальной деятельности на финансовом рынке на официальном сайте Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru) публикуется «Список компаний с признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке» (далее - Список). В Списке содержится информация о компаниях с признаками «финансовой пирамиды», нелегального кредитора, нелегального профессионального участника рынка ценных бумаг.
В случае выявления Банком России в деятельности какой-либо организации (лица) признаков нелегальной деятельности на финансовом рынке информация об этом направляется в уполномоченные государственные органы для рассмотрения и принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Окончательная правовая оценка деятельности организаций (лиц), имеющих признаки нелегальной деятельности на финансовом рынке, дается уполномоченными государственными органами в соответствии с предоставленными им полномочиями.
Таким образом, указанные действия Банка России и сам по себе Список носят предупреждающий характер в целях информирования потенциальных клиентов о рисках получения нелегальных услуг в сфере финансовых рынков в том числе у лиц, не обладающих специальным статусом. В связи с указанным наличие в Списке сведений о Заявителе не влечет для него каких-либо правовых последствий, в связи с чем не может нарушать его права и законные интересы.
В рамках работы по выявлению на территории Российской Федерации деятельности организаций (лиц), имеющих признаки нелегальной деятельности на финансовом рынке, Банком России проведен анализ деятельности ООО «Лизинг- Финанс», в ходе которого в деятельности Заявителя установлены признаки нелегального кредитора.
Так, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте https://avto-pod-zalog.ru(далее - Сайт) по состоянию на 28.02.2020 и на 19.09.2020 содержалась следующая информация: основным логотипом на сайте указан «АВТО ПОД ЗАЛОГ»; во всех разделах сайта содержится указание на «Автоломбард»; в разделе Сайта «О компании» указано наименование заявителя, его юридический адрес и иные идентификационные данные (ИНН, ОГРН, КПП, ОКПО, ОКТМО).
Физическим лицам предлагались займы под залог автомобилей и ПТС на следующих условиях: процентная ставка от 36% годовых, срок кредита от 30 дней, возможность досрочного погашения, сумма предоставления до 70% от стоимости автомобиля, справки и поручители не требуются. Для оформления займа предлагается заполнить электронную форму «Оставить заявку», указав имя потенциального клиента, номер телефона и адрес почты для обратной связи.
Лизинговая деятельность в Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Федеральным законом от 29.10.2018 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее - Закон № 164-ФЗ).
Возвратный (обратный) лизинг является одним из видов финансовой аренды, при которой собственник продает имущество (в рассматриваемом случае - автомобиль), впоследствии получая этот же актив во временное пользование. При этом в соответствии с договором «лизингополучатель» должен регулярно вносить лизинговые платежи.
Согласно вводной части Закона № 164-ФЗ его целями являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.
Таким образом, приоритетным является поддержка инвестиционного процесса, защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, что вытекает из сущности лизинга, определенной в статье 2 Закона № 164-ФЗ.
Возможность применения «возвратного лизинга», по условиям которого приобретаемое лизингодателем имущество передается лизингополучателю, одновременно выступающему в качестве продавца, предусмотрена статьей 4 Закона № 164-ФЗ, в соответствии с которой продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
Несмотря на схожесть возвратного лизинга и потребительского кредита (займа), между ними существует значимое различие: договор потребительского кредита (займа) заключается в целях, не связанных с ведением предпринимательской деятельности, в то время как основной целью финансовой аренды (лизинга), в том числе, возвратного, являются инвестиции в средства производства.
Схожесть между лизингом с выкупом предмета лизинга и кредитом проявляется в экономическом смысле совершаемых действий. Обычный (финансовый) лизинг с выкупом имущества имеет сходство с целевым кредитом, предоставляемым для приобретения имущества. Возвратный лизинг имеет аналогичные экономические свойства с кредитом под залог имущества заемщика. Однако, в правовом отношении кредит и лизинг представляют собой два различных института, каждый из которых прямо предусмотрен гражданским законом.
Основной отличительной чертой лизинга является то, что предмет лизинга во всех случаях находится в собственности лизингодателя.
Отношения по пользованию предметом лизинга между лизингодателем и лизингополучателем имеют арендную природу, исходя из которой распределяются риски случайной гибели или повреждения предмета лизинга, бремя его содержания, обязанности по ремонту.
Выкуп предмета лизинга не является обязанностью лизингополучателя. В залоговых отношениях, напротив, предмет залога является собственностью залогодателя, который несёт все связанные с этим риски и обязанности по содержанию.
Таким образом, при схожей направленности лизинга и кредита, как финансовых инструментов, правовые институты договора лизинга и кредитного договора существенно различаются.
Согласно статье 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.
Как следует из пункта 1 статьи 358 ГК РФ, принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов должно осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями (ломбардами).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Закон № 196-ФЗ) установлено, что ломбардом является юридическое лицо, основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон № 353-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности. В частности, такая деятельность регламентируется Федеральным законом от 08.12.1995 №193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах».
Суд указал, что юридическое лицо, не обладающее статусом кредитной или некредитной финансовой организации, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 353-ФЗ потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования.
Соответственно, заем под залог движимого имущества (автомобилей) физическим лицам является потребительским.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Федерального закона № 353-ФЗ под профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов понимается деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законодательством).
Исходя из пункта 2 статьи 170 ГК РФ, сделки, заключаемые посредством договора купли-продажи и договора финансовой аренды (лизинга) в отсутствие экономической сути стоимости предмета (заниженная стоимость автомобиля), передаваемого в лизинг, носят характер притворных сделок, то есть сделок, которые совершены с целью прикрыть другие сделки, в том числе сделки на иных условиях (договоры займа под залог движимого имущества).
Дополнительно следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Исходя из изложенного, заключаемые заявителем с физическими лицами договоры купли-продажи и финансовой аренды (лизинга) могут отвечать признакам притворных сделок, что в свою очередь свидетельствует о нарушении статьи 4 Федерального закона № 353-ФЗ и наличии в действиях заявителя признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) .
Установленная информация была направлена Банком России в адрес Прокуратуры г. Москвы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.56 КоАП РФ и последующего пресечения деятельности на финансовом рынке в отсутствие соответствующего статуса.
Прокуратура г. Москвы представила информацию о направлении Останкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы в суд заявления в порядке части 1 статьи 39 и статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании информации, размещенной на сайте https://avto-pod-zalog.ru, запрещенной к распространению, и вызове руководителя ООО «Лизинг-Финанс» в прокуратуру для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.56 КоАП РФ.
При рассмотрении обращений заявителя в Банк России (вх. № 338500 от 09.08.2021 и вх. № 288658 от 08.07.2021) был проведен дополнительный анализ его деятельности, по результатам которого установлено следующее.
По состоянию на 28.07.2021 при попытке входа на сайт происходит переадресация на сайт https://avtolombardini.ru.
В результате анализа официального сайта заявителя (согласно представленной в обращении заявителя информации) http://lizingfinance.ru, проведенного 31.08.2021, было установлено следующее.
Согласно данным сервиса WHOIS сайт зарегистрирован 13.08.2020 и принадлежит компании «ООО LIZING FINANS».
Информация о предоставлении заявителем услуг по выдаче займов или кредитовании граждан на сайте не выявлена.
Вместе с тем в разделе сайта «Наши партнеры» указаны Банк России, АО «Тинькофф Банк», Объединенное кредитное бюро и Национальное бюро кредитных историй.
При наведении на вкладку «Банк России» отражена следующая информация: «Наша компания строит свою работу в полном соответствии с Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» № 164-ФЗ от 29.10.1998. Контроль за деятельностью нашей компании осуществляет Центральный банк Российской Федерации».
Суд первой инстанции верно исходил из того, что заявитель не имеет (и ранее не имел) статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит (и ранее не состоял) в государственных реестрах некредитных финансовых организаций Банка России), не является (и ранее не являлся) субъектом, поднадзорным Банку России, и не относится (и ранее не относился) к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 353-ФЗ предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).
Указанные обстоятельства обществом не опровергаются.
Закон № 164-ФЗ, а также нормативные акты, регулирующие деятельность Банка России, не содержат положений в части осуществления Банком России контрольных или надзорных функций в отношении субъектов, осуществляющих лизинговую деятельность.
Указанная недостоверная информация, размещенная на сайте http://lizingfinance.ru, может вводить в заблуждение граждан, повышая их доверие к заявителю, ввиду формирования иллюзии гарантии защиты их прав Банком России.
С учетом вышеизложенного, заявитель включен в Список в связи с установлением признаков осуществления деятельности нелегального кредитора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действия Банка России по включению в Список сведений о заявителе являются правомерными.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый акт Банка России соответствует требованиям Закона, вынесен уполномоченным на то государственным органом.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Банк России исполнил процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования общества удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют нормам права, не влияют на законное по своей сути обжалуемое решение суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2022 по делу № А40-215375/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: И.В. Бекетова
Судьи: С.Л. Захаров
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.