ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
22 декабря 2021 года Дело № А40-216093/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2021 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: ГречишкинаА.А.
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (заинтересованного лица): ФИО1, по доверенности от 20.02.2021;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев 16 декабря 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Региональной энергетической комиссии Омской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2021,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021
по заявлению Региональной энергетической комиссии Омской области
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Алерон»
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - заявитель, РЭК Омской области) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решение Федеральной антимонопольной службы (далее - ответчик, антимонопольный орган) от 06.08.2020 N 31/67183/20.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, участвует общество с ограниченной ответственностью «Алерон» (далее – общество).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Региональная энергетическая комиссия Омской области, просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, как принятые с нарушением норм права, принять новый судебный акт о признании п. 1, 3.2 решения антимонопольного органа недействительными, как несоответствующими подп. 1,2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», абз. 1 п. 9 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, абз. 2 п. 12, п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.
Заявитель жалобы оспаривает выводы суда в части оценки законности раздела № 5 решения антимонопольного органа (экономически необоснованные расходы и экономически необоснованные доходы), считает ошибочным позицию антимонопольного органа не допускающей исключение расходов по теплоисточникам, характеристики которые не учитывались при определении базовых операционных расходов.
В материалы дела антимонопольным органом и обществом представлены отзывы на кассационную жалобу, по доводам которой возражают, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель антимонопольного органа поддержал приведенные в отзыве доводы, дал пояснения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, в отсутствие представителей заявителя и общества, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела,выслушав представителя антимонопольного органа, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами, оспоренным решением Федеральной антимонопольной службы от 06.08.2020 N 31/67183/20, принятым по заявлению общества «Алерон» о несогласии с приказом РЭК Омской области от 17.12.2019 N 449/83 «О корректировке тарифов на 2020 год на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Алерон», Кормиловский муниципальный район Омской области» (далее - Приказ N 449/83), Региональная энергетическая комиссия Омской области признана нарушившей пункты 38 и 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования).
Согласно резолютивной части указанного решения РЭК Омской области в числе прочего необходимо учесть расходы по статье «Экономически необоснованные расходы и экономически необоснованные доходы» в соответствии с требованиями пункта 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075).
При рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
При формировании плановых затрат ООО «Алерон» на холодную воду РЭК Омской области руководствовался письмом Прокуратуры Омской области от 17.07.2017 N 7/3-27-2017/22492, согласно которому на территории поселений имеется возможность забора воды.
Вместе с тем, как установили суды с учетом письма Администрации Кормиловского муниципального района от 20.02.2020 № 01-13/646, действующие скважины на территории Кормиловского муниципального района отсутствуют, водоснабжение осуществляется за счет частных и общественных колодцев.
Сведениями о наличии эксплуатируемых скважин, находящихся в собственности муниципальных образований Кормиловского муниципального района, юридических лиц Администрация Кормиловского муниципального района не располагает. Информация о наличии лицензий на водопользование отсутствует.
Суды приняли во внимание представленный обществом договор на отпуск технической воды с МУП Кормиловский «Водоканал» от 01.01.2017 № 61/2017, предметом которого является оказание услуг по доставке технической воды со станции ВОС, расположенной в <...>, для нужд котельных с. Алексеевка, с. Богдановка, с. Веселый Привал, с. Георгиевка, с. Михайловка, с. Некрасовка, с. Немировка, с. Новоселье школа, с. Новоселье д/сад, с. Победитель, с. Сосновка, с. Сыропятское, с. Черниговка и с. Юрьево,
Согласно указанному договору учитывается стоимость 1 м3 воды и стоимость доставки (1 рейс = 4 м3 воды), при этом стоимость 1 м3 воды и стоимость доставки являются договорными, но экономическое обоснование стоимости не представлено ООО «Алерон» ни в РЭК Омской области, ни в ФАС России.
Учитывая объективную необходимость осуществления расходов на холодную воду в процессе производства тепловой энергии на котельных и невозможности ее добычи собственными силами общества, суды поддержали утверждения антимонопольного органа о целесообразности дополнительно проанализировать комиссией документы, обосновывающие затраты на приобретение холодной воды, и установить тариф с учетом данных документов.
Суды указали, что поскольку при расчете расходов по уплате налога участвуют статьи, подлежащие пересчету и анализу, соответственно и спорный расчет подлежит корректировке. В отношении расчетной предпринимательской прибыли имеет место аналогичная ситуация.
Суды установили, что в рамках рассмотрения досудебного спора комиссией определен полезный отпуск воды на основании оборотно-сальдовой ведомости счета 90 за 2019 год, которая была представлена обществом в материалы тарифного дела.
При этом суды поддержали выводы антимонопольного органа о том, что величина товарной выручки, примененная в расчете органом регулирования, не соответствует величине, указанной в оборотно-сальдовой ведомости счета 90, представленной регулируемой организацией в службу, что послужило основанием для указания органу регулирования на необходимость устранить указанное несоответствие путем проведения дополнительного экономического анализа. Дополнительно службой было указано на необходимость проведения дополнительного анализа в части расходов по страховым взносам, поскольку из документов органа регулирования не представляется возможным определить порядок учета таких расходов, а также отсутствовала разбивка страховых взносов по котельным, а не в целом по регулируемой организации.
Суды отметили, что для общества тарифы на тепловую энергию установлены методом индексации установленных тарифов на 2017-2020 годы приказом комиссии от 01.08.2017 № 108/40.
Комиссией были исключены расходы общества на 2020 год по договору с ООО «Интерра» от 01.09.2017 на осуществление функций административно-управленческого персонала и по договору с ООО «Строй-сервис» от 01.01.2018 на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов теплоснабжения и оборудования.
Суды указали, что заявленные регулируемой организацией расходы по договорам с ООО «Интерра» и ООО «Строй-сервис» содержат расходы на оплату труда, расходы на ремонт основных средств и общехозяйственные расходы, относящиеся к операционным в соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования, которые не пересматриваются в течение долгосрочного периода 2017-2020 годы.
Таким образом, как заключили суды, является неправомерным исключение органом регулирования расходов, относящихся согласно пункту 75 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам, поскольку такие расходы могут быть исключены в новом долгосрочном периоде регулирования в случае их экономической необоснованности.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, содержащиеся в них выводы установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию заявителя по спору, являлись предметом рассмотрения судов и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Новых доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов судов, в кассационной жалобе не приведено.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 по делу № А40-216093/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья А.А. Гречишкин
Судьи: В.В. Кузнецов
Е.Е. Шевченко