ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-217533/20-146-1564 от 12.01.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-217533/2020-146-1564

18 января 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 18 января 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) РЭК Омской области: не явились, извещены;

от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: не явились, извещены;

от третьего лица ООО «Алерон»: не явились, извещены;

рассмотрев 12 января 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу РЭК Омской области

на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 мая 2021 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2021 г.,

по делу № А40-217533/2020-146-1564

по заявлению Региональной энергетической комиссии Омской области

к Федеральной антимонопольной службе

о признании незаконным решения от 06 августа 2020 г. № 31/67182/20,

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Алерон»,

УСТАНОВИЛ: 06 августа 2020 г. по результатам рассмотрения разногласий между обществом с ограниченной ответственностью «Алерон» (далее – ООО «Алерон», общество, регулируемая организация, третье лицо) и Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области, Орган регулирования, заявитель) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2020 год комиссией Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, принято решение № 31/67182/20 о признании РЭК Омской области нарушившей пункты 38 и 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 (далее - Основы ценообразования) (пункт 1 решения).

Согласно пункту 2 решения частично удовлетворены требования ООО «Алерон» (котельная с. Богдановка), указанные в заявлении о разногласиях с РЭК Омской области (исх. № 3597 от 26 марта 2020 г.; регистрационный номер 56575/20 от 27 марта 2020 г.).

Пунктом 3 решения органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01 октября 2020 г. указано на необходимость провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения расходов в состав необходимой валовой выручки на 2020 год (с учетом мотивировочной части решения) и соответствующий анализ отразить в Экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 (далее - Правила № 1075), по следующим статьям затрат: расходы на холодную воду; расходы по уплате налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения; расчетная предпринимательская прибыль; корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (подпункт 3.1); учесть расходы по статье «Экономически необоснованные расходы и экономически необоснованные доходы» в соответствии с требованиями пункта 75 Основ ценообразования (подпункт 3.2).

В пункте 4 решения установлено, что органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01 октября 2020 г. (включительно) пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО «Алерон» на 2020 год на основании пункта 3 решения.

Пунктом 5 решения установлены сроки и порядок его исполнения.

В удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении ООО «Алерон» (котельная с. Богдановка), отказано (пункт 6 решения).

Считая свои права нарушенными, РЭК Омской области обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании указанного решения незаконным.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Алерон».

Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 мая 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе РЭК Омской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

В отзывах на кассационную жалобу ФАС России и ООО «Алерон» просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 г. № 533 утверждены Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. № 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила).

Исходя из пункта 1 Правил они разработаны в соответствии с федеральными законами «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении» и «О естественных монополиях» и устанавливают порядок и сроки рассмотрения (урегулирования) следующих споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) (стандартизированных тарифных ставок, плат, надбавок) в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в сфере деятельности субъектов естественных монополий: а) разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями в отношении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике; б) споры, связанные с применением платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и споры, связанные с установлением платы за технологическое присоединение к сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы; в) разногласия по вопросам установления цен (тарифов), возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; г) разногласия между органом регулирования и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования тарифов; д) разногласия, возникающие между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении установленных величин тарифов; е) досудебные споры, возникающие между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и абонентами при установлении и (или) применении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; ж) досудебные споры, связанные с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 2 Правил приказом ФАС России от 19 июня 2018 г. № 827/18 утвержден регламент деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

При этом судами установлено, что разногласия между ООО «Алерон» и РЭК Омской области возникли в связи с изданием органом регулирования приказа от 17 декабря 2019 г. № 449/83 «О корректировке тарифов на 2020 год на тепловую энергию для потребителей ООО «Алерон», Кормиловский муниципальный район Омской области» (далее - приказ).

Так, величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная приказом на 2020 год для ООО «Алерон» по котельной с. Боглановка, составляет 1 489,91 тыс. руб.

Величина НВВ, которую общество считает экономически обоснованной, составляет 3 072,73 тыс. руб., а величина разногласий, заявленных ООО «Алерон» по котельной с. Боглановка, составляет 1 582,81 тыс. руб.

Относительно необходимости проведения дополнительного анализа экономической обоснованности включения расходов в состав необходимой валовой выручки на 2020 год по статье затрат «Расходы на холодную воду» расходов на холодную воду, судами установлено, что при формировании плановых затрат ООО «Алерон» на холодную воду РЭК Омской области руководствовалась письмом Прокуратуры Омской области от 17 июля 2017 г. № 7/3-27-2017/22492, согласно которому на территории поселений имеется возможность забора воды.

Вместе с тем, согласно письму Администрации Кормиловского муниципального района от 20 февраля 2020 г. № 01-13/646 действующие скважины на территории Кормиловского муниципального района отсутствуют, водоснабжение осуществляется за счет частных и общественных колодцев. Сведениями о наличии эксплуатируемых скважин, находящихся в собственности муниципальных образований Кормиловского муниципального района, юридических лиц администрация Кормиловского муниципального района не располагает. Информация о наличии лицензий на водопользование отсутствует.

Предметом представленного ООО «Алерон» договора на отпуск технической воды с МУП Кормиловский «Водоканал» от 01 января 2017 г. № 61/2017 является оказание услуг по доставке технической воды со станции ВОС, расположенной в <...>, для нужд котельных с. Алексеевка, с. Богдановка, с. Веселый Привал, с. Георгиевка, с. Михайловка, с. Некрасовка, с. Немировка, с. Новоселье школа, с. Новоселье д/сад, с. Победитель, с. Сосновка, с. Сыропятское, с. Черниговка и с. Юрьево.

Согласно указанному договору учитывается стоимость 1м3 воды и стоимость доставки (1 рейс = 4м3 воды), при этом стоимость 1м3 воды и стоимость доставки являются договорными, но экономическое обоснование стоимости не было представлено ООО «Алерон» ни в РЭК Омской области, ни в антимонопольный орган.

Приняв во внимание объективную необходимость осуществления расходов на холодную воду в процессе производства тепловой энергии на котельных и невозможности ее добычи собственными силами ООО «Алерон», ФАС России посчитала целесообразным для РЭК Омской области дополнительно проанализировать документы, обосновывающие затраты на приобретение холодной воды, и установить тариф на основании указанных документов.

Таким образом, антимонопольный орган обоснованно указал РЭК Омской области на необходимость провести дополнительный экономический анализ расходов на холодную воду.

Относительно указания антимонопольным органом на необходимость проведения РЭК Омской области дополнительного экономического анализа по статьям «Расходы по уплате налога в связи с применением упрощённой системы налогообложения», «Расчетная предпринимательская прибыль» с учетом необходимости перерасчета расходов по иным статьям затрат, заявленным на досудебное рассмотрение спора, судами указано на то, что при формировании плановых затрат ООО «Алерон» на 2020 год расходы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, были учтены РЭК Омской области согласно пункту 62 Основ ценообразования и представленному ООО «Алерон» уведомлению о переходе на упрощенную систему налогообложения от 07 мая 2014 г. (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов) в размере 1 % от величины НВВ, принятой органом регулирования по каждому источнику тепловой энергии.

При формировании затрат ООО «Алерон» на 2020 год расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» были учтены РЭК Омской области согласно пункту 74(1) Основ ценообразования в размере 5 % от величины расходов (стоимость учтенных энергоресурсов за вычетом расходов на топливо + операционные расходы + неподконтрольные расходы), принятой органом регулирования по каждому источнику тепловой энергии.

Таким образом, в определении расходов по уплате налога в связи с применением упрощённой системы налогообложения и по статье расходов «Расчетная предпринимательская прибыль» участвуют статьи затрат, которые подлежат анализу и пересчету, следовательно, антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о необходимости органу регулирования привести затраты по указанным статьям на 2020 год с учетом проведенного анализа.

По корректировке НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, судами указано на то, что в рамках досудебного урегулирования спора, РЭК Омской области было указано, что полезный отпуск был определен органом регулирования на основании оборотно-сальдовой ведомости счета 90 за 2019 год, которая была представлена ООО «Алерон» в материалы тарифного дела.

Вместе с тем, антимонопольным органом было установлено, что величина товарной выручки, примененная в расчете органом регулирования, не соответствует величине, указанной в оборотно-сальдовой ведомости счета 90, представленной регулируемой организацией в ФАС России.

Таким образом, органу регулирования необходимо было устранить указанное несоответствие путем проведения дополнительного экономического анализа.

Кроме того, дополнительно ФАС России было указано на необходимость проведения дополнительного анализа в части расходов по страховым взносам, так как из документов органа регулирования антимонопольному органу не представлялось возможным определить порядок учета указанных расходов, а также отсутствовала разбивка страховых взносов по котельным, а не в целом по регулируемой организации.

По расходам ООО «Алерон» на договоры с третьими лицами судами установлено следующее.

Для ООО «Алерон» тарифы на тепловую энергию установлены методом индексации установленных тарифов на 2017-2020 приказом РЭК Омской области от 01 августа 2017 г. № 108/40.

При этом РЭК Омской области были исключены расходы ООО «Алерон» на 2020 год по договору с ООО «Интерра» от 01 сентября 2017 г. на осуществление функций административно-управленческого персонала и по договору с ООО «Строй-сервис» от 01 января 2018 г. на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов теплоснабжения и оборудования, в то время как заявленные регулируемой организацией расходы по договорам с ООО «Интерра» и ООО «Строй-сервис» содержат расходы на оплату труда, расходы на ремонт основных средств и общехозяйственные расходы, относящиеся к операционным в соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования, которые не пересматриваются в течение долгосрочного периода 2017-2020.

Таким образом, исключение органом регулирования расходов, относящихся согласно пункту 75 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам, является неправомерным, поскольку указанные расходы могут быть исключены только в новом долгосрочном периоде регулирования при их экономической необоснованности.

Отклоняя доводы РЭК Омской области о том, что расходы по договорам с ООО «Интерра» и ООО «Строй-сервис» имеют иную экономическую природу, чем расходы по оплате труда производственного, цехового, административно-управленческого персонала, суды указали на то, что необходимость заключения договора с ООО «Интерра» на осуществление функций административно-управленческого персонала обусловлена отсутствием у ООО «Алерон» специалистов требуемой квалификации и отсутствием в тарифе денежных средств на организацию рабочих мест. В частности, тарифом не предусмотрены расходы на аренду офисного помещения, оплату оргтехники, программного обеспечения, канцелярии и средств связи.

Более того, согласно пункту 4.1 данного договора стоимость выполняемых ООО «Интерра» работ определяется размером денежных средств, предусмотренных сводом расходов на производство и передачу тепловой энергии, установленным тарифом РЭК Омской области по статьям расходов: фонд оплаты труда административно-управленческого персонала и отчисления на социальные нужды с фонда оплаты труда административно-управленческого персонала.

При этом договор с ООО «Интерра» включает расходы в целом по регулируемой организации, так как услуги по теплоснабжению ООО «Алерон» осуществляет не только в Кормиловском муниципальном районе, но и в Азовском Немецком Национальном муниципальном районе, расходы по договору с ООО «Интерра» были перераспределены РЭК Омской области пропорционально выручке от реализации, что является неправомерным, так как не соответствует учетной политике ООО «Алерон», утвержденной приказом от 01 августа 2017 г. № У-8, согласно пункту 22 которой распределение общецеховых и общехозяйственных расходов по теплоисточникам производится пропорционально фонду оплаты труда промышленно-производственного персонала котельных. При этом ООО «Алерон» в орган регулирования документы, подтверждающие начисления по фонду оплаты труда промышленно-производственного персонала котельных в целом по организации, представлены не были.

По расходам по договору с ООО «Строй-сервис» на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов теплоснабжения и оборудования суды указали на то, что необходимость заключения указанного договора обусловлена отсутствием у ООО «Алерон» квалифицированного персонала, низкой трудовой дисциплиной, необходимого оборудования, оснастки и инструментов для производства ремонтных, аварийно-восстановительных работ, невозможностью организации рабочих мест и отсутствием в тарифе денежных средств на приобретение материалов. При этом тарифом не предусмотрены расходы на формирование специальной аварийно-ремонтной бригады, аренда автотранспорта для осуществления доставки специалистов до места проведения работ, затраты на ГСМ, а также на приобретение материалов и необходимого инвентаря.

РЭК Омской области расходы регулируемой организации за 2018 год по договору с ООО «Строй-сервис» признаны в полном объеме экономически необоснованными, при этом согласно пункту 3.1 указанного договора стоимость работ определяется размером денежных средств, предусмотренных на оплату труда основных производственных рабочих и отчислений на социальные нужды, определенных в действующих тарифах.

По результатам рассмотрения ФАС России разногласий за 2018 год в целом по ООО «Алерон» произошло 143 отказа теплоэнергетического оборудования, в том числе 56 ремонтов котельного оборудования, устранено 25 прорывов тепловых трасс, 62 отказа прочего оборудования (насосное, запорное, электрооборудование). Совокупность указанных факторов способна повлиять на обеспечение надежности работы ООО «Алерон» и могут привести к неизбежному снижению качества и надежности теплоснабжения потребителей.

Согласно пункту 75 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.

В соответствии с пунктами 59 и 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Таким образом, выводы ФАС России о неправомерности исключения РЭК Омской области расходов, относящихся согласно пункту 75 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам, признаны судами обоснованными.

На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение принято антимонопольным органом в соответствии с представленными полномочиями, является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 17 мая 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2021 г. по делу № А40-217533/2020-146-1564 оставить без изменения, кассационную жалобу РЭК Омской области – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи В.В.Кузнецов

Р.Р.Латыпова