ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-21827/2023-144-164 от 30.11.2023 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-21827/2023-144-164

07 декабря 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 года

Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2023 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Департамента городского имущества города Москвы: ФИО1 (дов. № 33-Д-1619/22 от 28.12.2022 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: ФИО2 (дов. № Д-78/2023 от 14.06.2023 г.);

рассмотрев 30 ноября 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве

на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 мая 2023 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2023 г.,

по делу № А40-21827/2023-144-164

по заявлению Департамента городского имущества города Москвы

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ: 24 августа 2022 г. Департаментом городского имущества города Москвы (далее – Департамент, заявитель) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве», постановлениями Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. № 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы», от 26 февраля 2016 г. № 58-ПП «О присвоении, изменении и аннулировании адресов в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы» издано распоряжение № 48485Б «О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:10:0000000:3926 с сохранением в измененных границах» (далее – распоряжение), которым осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 77:10:0000000:3926 на 4 участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:10:0000000:3926 в измененных границах, а также утверждены схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории и их адреса.

В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:10:0000000:3926 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 77:02:0025010:3808, площадью 53 кв.м, с адресным ориентиром: г. Москва, внутригородская территория муниципальный округ Северный, Дмитровское шоссе, земельный участок 167Б/3 (далее – земельный участок).

На земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером 50:42:0000000:76359 площадью 41,4 кв.м по адресу: г. Москва, внутригородская территория муниципальный округ Северный, Дмитровское шоссе, д. 167Б/3, стр. 3, принадлежащее на праве собственности городу Москве (запись в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) от 09 ноября 2020 г. № 50:42:0000000:76359-77/051/2020-4), переданное в оперативное управление государственному автономному учреждению <...>» (далее – ГАУ «Парк Яуза») (запись в ЕГРН от 04 августа 2022 г. № 50:42:0000000:7635977/051/2022-7).

По данным ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025010:3808 не установлен, земельно-правовые отношения не оформлены.

Согласно Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП, земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ф - зона сохраняемого землепользования (реестровый номер 77:02-7.1735, уникальный номер 77-03-15-000164).

Земельный участок расположен в границах объекта культурного наследия «Усадьба «Виноградово», 2-я пол. XVIII в. - нач. XX в.» (приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее – Росохранкультура) от 26 января 2011 г. № 132 «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба «Виноградово», 2-я пол. XVIII в. - нач. XX в.» и правового режима использования земельных участков в границе территории объекта культурного наследия», приказ Росохранкультуры от 25 июля 2011 г. № 309 «О внесении изменений в приказы Росохранкультуры об утверждении границ территорий объектов культурного наследия федерального значения и правовых режимов использования земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия», приказ Департамента культурного наследия города Москвы от 23 декабря 2020 г. № 787 «Об утверждении графических описаний местоположений границ территорий объектов культурного наследия и перечней координат характерных точек границ данных территорий») и «Усадьба Виноградово» (приказ Департамента культурного наследия города Москвы от 23 декабря 2020 г. № 787 «Об утверждении графических описаний местоположений границ территорий объектов культурного наследия и перечней координат характерных точек границ данных территорий»).

24 ноября 2022 г. Департаментом издано распоряжение № 68392 «О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025010:3808», в соответствии с которым земельному участку установлен вид разрешенного использования – Историко-культурная деятельность (9.3). Благоустройство территории (12.0.2).» (далее – распоряжение № 68392).

30 ноября 2022 г. Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением о внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия о виде разрешенного использования (далее – ВРИ) земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025010:3808 (номер заявления КУВД-001/2022-53465884).

Уведомлением от 02 декабря 2022 г. № КУВД-001/2022-53465884/1 Управление Росреестра по Москве отказало во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению Департамента 30 ноября 2022 г. № КУВД-001/2022-53465884 в отношении земельного участка на основании части 4 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации), указав на то, что внесение в ЕГРН указанных видов разрешенного использования в настоящее время не представляется возможным, поскольку с учетом положений действующего законодательства невозможно однозначно определить действие градостроительного регламента на указанный земельный участок с учетом выбранного вида разрешенного использования (на вид разрешенного использования «историко-культурная деятельность» (9.3) действие градостроительного регламента распространяется, однако на вид разрешенного использования «благоустройство территории» (12.0.2) действие градостроительного регламента не распространяется).

Считая свои права нарушенными, Департамент обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025010:3808 в соответствии с распоряжением Департамента № 68392 на основании заявления № КУВД-001/2022-5346588.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 мая 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2023 г., заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что на вид разрешенного использования «благоустройство» (12.0.2) действие градостроительного регламента не распространяется.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель Департамента принял участие в онлайн-заседании, с доводами кассационной жалобы не согласился.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).

В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона о государственной регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.

Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В силу пункта 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты, фиксирующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в пределах территориальных зон города Москвы, являются неотъемлемой частью ПЗЗ.

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025010:3808.

При этом судами установлено, что основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка является распоряжение Департамента от 24 ноября 2022 г. № 68392 «О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0025010:3808», которым вид разрешенного использования земельного участка приведен в соответствие с требованиями законодательства.

Установление земельному участку с кадастровым номером 77:02:0025010:3808 видов разрешенного использования – «историко-культурная деятельность» (9.3) и «благоустройство территории» (12.0.2) согласовано Департаментом с Департаментом культурного наследия города Москвы и Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Судами также принято во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка, установленный распоряжением, не противоречит его фактическому использованию объекта недвижимости, расположенного в его границах, и соответствует ПЗЗ и территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 05 мая 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2023 г. по делу № А40-21827/2023-144-164 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи О.В.Анисимова

Р.Р.Латыпова