ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-219276/19 от 14.07.2020 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-16179/2020

г. Москва Дело № А40-219276/19

22 июля 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2020 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,

судей:

ФИО1, В.А.Свиридова,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №15 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2020 по делу № А40-219276/19,

по заявлению Департамента городского имущества города Москвы

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве

третье лицо: ГКУ «УКРИС»

о признании незаконным отказа,

при участии:

от заявителя:

ФИО2 по дов. от 12.05.2020;

от ответчика:

ФИО3 по дов. от 30.12.2019;

от третьего лица:

ФИО4 (нет доверенности, не допущен);

У С Т А Н О В И Л:

Департамент городского имущества города Москвы (далее - ДГИ г. Москвы, Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по г. Москве (далее – Управление, ответчик) об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, изложенного в уведомлении от 20.05.2019 № 77/017/213/2019-2698.

Решением суда от 03.02.2020 указанные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ДГИ г. Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Департамент считает, что судом неверно применен п.8 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и отказ в регистрации является незаконным, так как снятие с кадастрового учета и прекращение права собственности на незавершенный строительством объект осуществляется одновременно с регистрацией права собственности на законченный строительством объект.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.

Представитель третьего лица поддержал позицию заявителя.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.02.2019 Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - административное здание с кадастровым номером 77:19:0020205:459, расположенное по адресу: г. Москва, <...> в связи с созданием и вводом в эксплуатацию здания, образованного из объекта незавершенного строительства.

Решением от 18.02.2019 № 77/017/213/2019-2698 Управление уведомило Заявителя о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации права в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового и (или) государственной регистрации прав.

Письмом Управления Росреестра по Москве от 20.05.2019 №77/017/213/2019-2698 сообщено об отказе в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества по причине непредставления заявлений о прекращении права собственности города Москвы в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:19:0020205:33, а также права оперативного управления ГКУ г. Москвы «Управление капитального ремонта и строительства».

Не согласившись с отказом Управления, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, указал, что оспариваемое решение было вынесено законно и обоснованно, поскольку представленная заявителем техническая документация имеет противоречия, а также на представленном проекте изменения фасада здания отсутствуют отметки о согласовании, что не соответствует требованиями действующего законодательства.

Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости. Основным этапом является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно заявлению от 05.02.2019 государственной регистрацией подлежит право собственности города Москвы в отношении Административного здания, расположенного по адресу: г. Москва, <...>, в связи с созданием и вводом в эксплуатацию здания образованного из объекта незавершенного строительства, расположенного по строительному адресу: г. Москва, <...> км Калужского шоссе (кад. № 77:19:0020205:33) согласно техническому плану от 20.12.2018, а также Разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 28.12.2018 № 77-227000-135-2018, выданного Администрацией городского округа Троицк в городе Москве Государственному казенному учреждению города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы «УКРиС» (далее - ГКУ «УКРиС»).

Вместе с тем, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым № 77:19:0020205:33 заявление о прекращении права собственности города Москвы, а также права оперативного управления ГКУ «УКРиС» в Управление не поступало.

Кроме того, в Управление не поступало заявление от ГКУ «УКРиС» о регистрации права оперативного управления в отношении заявленного к государственной регистрации права собственности города Москвы объекта недвижимого имущества - Административного здания.

В соответствии с ч. 8 ст. 40 Закона о недвижимости снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении него были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом созданных в результате завершения строительства этого объекта здания, сооружения или всех помещений либо машино-мест в них и государственной регистрацией прав на них.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона о недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу указанных положений Закона о недвижимости государственная регистрация прав на объект недвижимости, созданный в результате завершения строительства объекта незавершенного строительства, неразрывно связана с правами на объект незавершенного строительства - зарегистрированное право собственности лиц на объект незавершенного строительства прекращается с возникновением у данных лиц права собственности на новый объект. Иное означало бы прекращение права собственности на объект незавершенного строительства способом, не предусмотренным статьей 235 ГК РФ. Государственная регистрация права собственности на новый объект в связи с прекращением существования объекта незавершенного строительства должна осуществляться по заявлению его собственника (собственников).

В случае достройки объекта незавершенного строительства, он как объект зарегистрированного права, прекращает свое существование с момента государственной регистрации права собственности лиц, являвшихся его собственниками, на созданное в результате завершения строительства этого объекта здание, сооружение. Сам по себе ввод объекта в эксплуатацию в результате достройки объекта незавершенного строительства не является основанием для прекращения зарегистрированного в установленном порядке права собственности на объект незавершенного строительства.

На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что оспариваемое решение, оформленное уведомлением от 20.05.2019 № 77/017/213/2019-2698 об отказе в государственной регистрации права собственности, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) судом не установлена, заявленные требования удовлетворению не подлежали.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются, так как ч. 8 ст. 40 Закона о недвижимости не исключает обязательную подачу заявления о прекращении права на недостроенный объект недвижимости, который уже перестал существовать в связи с завершением строительства.

Исходя их вышеизложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемое решение не противоречит закону или иному нормативному правовому акту, приняты в пределах компетенции и полномочий Управления Росреестра по Москве и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2020 по делу
№А40-219276/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья: И.А. Чеботарева

Судьи: В.А. Свиридов

ФИО1

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.