ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
06 февраля 2017 года
Дело № А40-220951/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) – АО «Металлургический завод «Электросталь» - ФИО1, дов. от 25.12.2015 №2/23;
от заинтересованного лица (ответчика) – Федеральной службы по аккредитации – ФИО2, дов. от 23.01.2017 №2/Д;
рассмотрев 30 января 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу АО «Металлургический завод «Электросталь»
на решение от 12 мая 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
на постановление от 02 сентября 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.,
по делу №А40-220951/2015,
по заявлению АО «Металлургический завод «Электросталь»
к Федеральной службы по аккредитации
о признании недействительным действий и приказа
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Металлургический завод «Электросталь» (далее - заявитель, общество, орган по сертификации) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по аккредитации (далее - Росаккредитация, заинтересованное лицо) о признании недействительным приказа Росаккредитации № 8994 от 29.06.2015 о прекращении аккредитации общества в области единства измерений.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что оспариваемый ненормативный акт соответствует закону, принят полномочным органом и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
В обоснование своей кассационной жалобы общество указывает, что аттестат об аккредитации был выдан заявителю до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», заявитель не обладал сведениями о приостановлении аккредитации.
Заинтересованное лицо представило отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором возражало против доводов кассационной жалобы.
В судебном заседании кассационного суда представитель заявителя поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемые судебные акты отменить.
Представитель Росаккредитации в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, полагая, что оспариваемый судебный акт является законным и соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество получило аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений № 922052 сроком действия с 22.05.2014 по 22.05.2019.
После вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ) общество заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица не подавало, в связи с чем приказом Росаккредитации от 05.06.2015 № 6386 «О приостановлении действия аккредитации» действие аккредитации общества приостановлено в отношении всей области аккредитации сроком до 29 июля 2015 года.
Уведомлением от 08.06.2015 № 17954/АЛ Росаккредитация проинформировала общество о приостановлении действия его аккредитации.
В связи с непоступлением в Росаккредитацию в срок до 30.06.2015 заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности от Общества и непрохождения им процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, на основании пункта 5 части 1 и пункта 1 части 5 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ и в связи с неустранением юридическим лицом выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, действие которых приостановлено по основаниям, указанным в части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ, приказом Росаккредитации от 29.07.2015 № 8994 «О прекращении действия аккредитации» (далее - приказ Росаккредитации от 29.06.2015 № 8994) действие аккредитации общества прекращено.
Полагая приказ от 29.07.2015 № 8994 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При проверке полномочий Росаккредитации на издание оспариваемого распоряжения, суды первой и апелляционной инстанции правомерно указали, что полномочия заинтересованного лица установлены п. 5.1.7, 6.5 Положения о Федеральной службе по аккредитации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845), ст. 31.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Росаккредитация при издании оспариваемого ненормативного акта действовала в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в установленном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Закон № 412-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу данного Федерального закона и сроки действия которых заканчиваются соответственно в течение третьего года и пятого года со дня вступления в силу данного Федерального закона, должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном этим Федеральным законом, в течение первого года со дня вступления в силу данного Федерального закона, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3.1 данной статьи.
В соответствии с частями 2, 3, 3.1 статьи 30 Федерального закона № 412-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона № 412-ФЗ, должны пройти процедуру подтверждения компетентности, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном данным Федеральным законом, в следующие сроки: в период с 01.07.2014 по 30.06.2015 гг. подтверждение компетентности проходят аккредитованные лица, не проходившие процедуру подтверждения аттестатов аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в период с 01.07.2012 по 30.06.2014 гг. В период с 01.07.2014 по 30.06.2015 гг. подтверждение компетентности проходят аккредитованные лица, действие документов об аккредитации которых заканчивается в срок с 01.07.2016 по 30.06.2017 гг. и с 01.07.2018 по 30.06.2019 гг. В период с 01.07.2015 по 30.06.2016 гг. подтверждение компетентности проходят аккредитованные лица, действие документов об аккредитации которых заканчивается в срок с 01.07.2017 по 30.06.2018 гг.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ решение о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица принимается на основании заявления аккредитованного лица. Заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица подается аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации не позднее чем за двадцать рабочих дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения компетентности, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ действие аккредитации прекращается в случае неустранения аккредитованным лицом, действие аккредитации которого приостановлено по основаниям, указанным в части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ, выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ национальный орган по аккредитации принимает решение о прекращении действия аккредитации в течение двадцати рабочих дней со дня истечения срока устранения аккредитованным лицом выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц в случае, предусмотренном пунктом 5 части 1 данной статьи.
Таким образом, заинтересованное лицо правомерно прекратило аккредитацию заявителя.
Доводы кассационной жалобы о неполучении обществом уведомления от 08.06.2015 № 17954/АЛ о приостановлении действия аккредитации являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции, где им дана надлежащая оценка как опровергающимся материалами дела, согласно которым общество получило уведомление 13.06.2015.
Суд кассационной инстанции также обращает внимание, что обязанность общества направить заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица по установленной форме возникла не в связи с указанным Приказом от 05.06.2015 № 6386 или уведомлением от 08.06.2015 № 17954/АЛ, а в силу закона со дня вступления в силу ФЗ № 412. Обозначенных действий со стороны общества в установленный законом срок совершено не было.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 АПК РФ.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 мая 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2016 года по делу №А40-220951/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий-судья
В.А.Долгашева
судья
Е.А.Ананьина
судья
С.В.Краснова