ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-22490/2020
г. Москва Дело № А40-221349/19
28 июля 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2020 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: | Марковой Т.Т., ФИО1, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания Любимовой Ю.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Akari Free Port Ltd
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2020г. по делу № А40-221349/19
поиску Akari Free Port Ltd
к ПАО «Страховая акционерная компания «Энергогарант»
о взыскании,
при участии:
от истца: | ФИО2 по дов. от 21.10.2018; |
от ответчика: | ФИО3 по дов. от 03.02.2020; ФИО4 по дов. от 03.08.2019; |
У С Т А Н О В И Л:
Общество Akari Free Port Ltd - АКАРИ ФРИ ПОРТ ЛТД (Свободный порт и зона Фамагуста № 4, Фамагуста, Турецкая Республика Северного Кипра) (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к публичному акционерному АК «Энергогарант» (далее – ответчик, ПАО «САК «Энергогарант») о взыскании страхового возмещения в сумме 123 860,32 доллара США в рублевом эквиваленте 7 867 731,93 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2020г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
АКАРИ ФРИ ПОРТ ЛТД обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению истца при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представители ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в обоснование иска истец сослался на то, что 03 ноября 2017 года между Unitedgrain Export Free port LTD (Юнайтедгрейн Экспорт Фри порт ЛТД) (далее - Продавец) и Akari Free Port Ltd (АКАРИ ФРИ ПОРТ ЛТД) (далее - Покупатель) заключен договор № 300009 от 03.11.2017г., в соответствии с условиями которого Продавец обязуется поставить Покупателю продовольственную пшеницу российского происхождения, урожая 2017 года, количеством 2 200 (Две тысячи двести) метрических тонн, способ доставки груза морской.
Портом отправления груза сторонами определен Ейск Россия, портом получения груза определен Фамагуста, Кипр.
15 ноября 2017 года между Unitedgrain Export Free port LTD (Юнайтедгрейн Экспорт Фри порт ЛТД) и ПАО «Страховая акционерная компания «Энергогарант» заключен договор страхования грузов № 172500-330-000204 от 15.11.2017. В соответствии с условиями названного договора страхования страховщиком принят на страхование груз - продовольственная пшеница российского происхождения, урожая 2017 года, период страхования с 15.11.2017г. по 15.12.2017г. Полис страхования предусматривает франшизу в размере 0,5% от страховой суммы. Маршрут перевозки груза Ейск Россия, портом получения груза определен Фамагуста, Кипр.
14 декабря 2017 года между теми же лицами заключен договор страхования грузов № 172500-330-000204.1 от 14.12.2017г. В соответствии с условиями названного договора страхования страховщиком принят на страхование груз - продовольственная пшеница российского происхождения, урожая 2017 года, период страхования с 16.12.2017г. по 30.12.2017г. Полис страхования предусматривает франшизу в размере 0,5% от страховой суммы. Маршрут перевозки груза Порт Эрегли: Турция, портом получения груза определен Фамагуста, Кипр.
30 декабря 2017 года между теми же лицами заключен договор страхования грузов № 172500-330-000204.2 от 30.12.2017г. В соответствии с условиями названного договора страхования страховщиком принят на страхование груз - продовольственная пшеница российского происхождения, урожая 2017 года, период страхования с 31.12.2017г. по 15.01.2018г. Полис страхования предусматривает франшизу в размере 0,5% от страховой суммы. Маршрут перевозки груза Порт Эрегли: Турция, портом получения груза определен Фамагуста, Кипр.
Страхователем выступало Unitedgrain Export Free port LTD (Юнайтедгрейн Экспорт Фри порт ЛТД), выгодоприобретателем по указанным договорам страхования выступило Akari Free Port Ltd (АКАРИ ФРИ ПОРТ ЛТД).
Условия страхования по всем полисам «с ответственностью за все риски» согласно пункту 3.3.2 Правил страхования грузов, утвержденных Приказом ПАО «САК «Энергогарант» № 392 от 21.11.2016г.
Правилами страхования грузов также предусмотрено, что урегулирование убытков по общей аварии осуществляется в соответствии с Йорк-Антверпенскими Правилами, принятыми в г. Ванкувере 31.05.2004г. - 04.06.2004г. на Конференции Международного морского комитета.
Между тем, стало известно, что 28 ноября 2017 года на судне Umut (Умут) произошла авария главного двигателя, в связи с чем, судно Umut (Умут) вынуждено было зайти в порт (место убежища) Karadeniz Eregli, Ustaoglu Shipyard (Карадениз Эрегли, верфь Устаоглу).
01 декабря 2017 года на основании положений Йорк-Антверпенских Правил объявлена Общая авария.
Согласно пункту «a.i» правила «X» Йорк-Антверпенских Правил, если судно вынуждено зайти в порт или место убежища либо возвратиться в порт или место погрузки вследствие несчастного случая, пожертвования или других чрезвычайных обстоятельств, которые делают этот заход необходимым ради общей безопасности, расходы по заходу в такой порт или место подлежат принятию на общую аварию; если судно выйдет оттуда со своим первоначальным грузом или частью его, соответствующие расходы по выходу из порта или места, вызванные таким заходом или возвращением, также подлежат принятию на общую аварию.
Данное положение находит своей подтверждение и в пункте 1 статьи 284 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия, определяемой в соответствии с правилами, установленными статьей 304 настоящего Кодекса.
17 января 2018 года судно прибыло в порт прибытия Фамагуста, Кипр.
16 января 2018 года между Akari Free Port Ltd (АКАРИ ФРИ ПОРТ ЛТД) (Грузополучатель и Выгодоприобретатель по договорам страхования), Sarpmar Chartering Ltd. (Фрахтователь) и Umut Shipping INC (Владелец судна) заключено мировое соглашение о распределение расходов по Общей аварии.
Akari Free Port Ltd (АКАРИ ФРИ ПОРТ ЛТД) находилось в постоянной переписке посредством электронной почты со страховой компанией. Публичное акционерное страховое общество «ЭНЕРГОГАРАНТ» дало разрешение по электронной почте представителям Akari Free Port Ltd (АКАРИ ФРИ ПОРТ ЛТД) заключить мировое соглашение между Akari Free Port Ltd (АКАРИ ФРИ ПОРТ ЛТД) и судовладельцами на сумму в размере 115 000 Долларов США. Истец выплатил судовладельцам денежные средства в указанном размере.
26 января 2019 года Akari Free Port Ltd (АКАРИ ФРИ ПОРТ ЛТД) направило в адрес ПАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» (Краснодарский филиал) требование о выплате суммы страхового возмещения и дополнительных расходов.
Указанное требование осталось без ответа ПАО «Страховая акционерная компания «Энергогарант», что послужило основанием заявленного иска.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик сослался на то, что 16.01.2018г. между Akari Free Port Ltd (грузополучатель), Sarpram Chartering Ltd (фрахтователь), совместно именуемые «Стороны, заинтересованные в грузе» и Umut Shipping INC - Траст Компани Комплекс, Аджелтейк Роуд, остров Маджуро, М-вы острова (Trust Company Complex Ajeltake Road Island Majuro, Marshall Island («Судовладельцы») было заключено соглашение, в соответствии с которым Грузополучатель Akari Free Port Ltd и Sarpram Chartering Ltd (фрахтователь) приняли на себя обязанность по совместной выплате третьему лицу, DENITRIS Selcuk Senser Esenyel, денежных средств в размере 115 000 долларов США. При этом в соглашении указано, что Судовладельцы не приняли письмо об обязательствах Страховщика.
Именно это событие заявляется истцом как страховой случай по риску Общая авария, с чем полностью не согласен ответчик по иску.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Договор страхования №172500-330-000204 от 15.11.2017г. заключен на условиях Правил страхования грузов, утвержденных приказом ПАО «САК «Энергогарант» № 392 от 21.11.2016г. Пунктом 4 Дополнительных условий вышеуказанного Договора установлено, что споры между сторонами разрешаются в порядке, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 15.4. Правил страхования установлено, что «Урегулирование убытков по общей аварии осуществляется на основе закона и практики места завершения морского предприятия, если в договоре фрахтования не содержится специальных оговорок по этим вопросам, однако при наличии таких оговорок урегулирование осуществляется в соответствии с Йорк - Антверпенскими Правилами».
В соответствии с положениями Йорк-Антверпенских Правил (ред. от 2016 года) Правило Е:
На стороне, заявляющей требования в порядке общей аварии, лежит бремя доказывания того, что заявленные убытки и расходы действительно подлежат возмещению в порядке аварии.
Все стороны, заявляющие требования в порядке общей аварии, должны также предоставить письменное заявление специалисту по оценке убытков касательно потери или затрат, по которым они требуют возмещения в течение 12 месяцев от даты прекращения общего морского предприятия.
Согласно пункту 1 статьи 284 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.
В силу пункта 3 статьи 284 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия, определяемой в соответствии с правилами, установленными статьей 304 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 304 Кодекса торгового мореплавания Российской Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 304 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации общая стоимость имущества (судна, груза и фрахта), соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии (контрибуционная стоимость имущества), определяется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей, на основе действительной чистой стоимости данного имущества по окончании рейса судна. К такой стоимости прибавляется сумма, возмещаемая в порядке распределения общей аварии за пожертвованное имущество, если только данная сумма в нее не включена.
Согласно пункту 2 статьи 304 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации контрибуционная стоимость груза определяется в момент выгрузки груза исходя из стоимости, устанавливаемой на основании торгового счета, выставленного получателю, при отсутствии счета - на основании стоимости груза в момент его отгрузки. Стоимость груза включает в себя расходы на страхование и фрахт, если только фрахт не находится на риске грузовладельца.
Лицо, интересы которого могут быть затронуты составлением диспаши, подает диспашеру заявление в письменной форме о потерях или расходах, возмещения которых оно требует, в течение двенадцати месяцев со дня окончания общего морского предприятия. признаны общей аварией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 304 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области морского права (диспашерами).
Как видно из представленных доказательств, судовладелец 01.12.2018г. обратился в юридическую фирму для объявления события Общей аварией. В соответствии с представленным заявлением диспашером по указанному событию было назначена SEVEN SEAS & CO. LTD - международная организация, обладающая опытом и знаниями в области морского международного права, достаточными для определения события, как Общая авария и размеров убытков, подлежащих возмещению всеми сторонами.
Однако документа, подтверждающего наличие общей аварии и размера подлежащих возмещению расходов всеми участниками предприятия по событию от 28.11.2017 г. -диспаши, истцом по делу не представлено. Заключение сторонами соглашения о выплате суммы расходов, понесенных судовладельцем, и предъявление данного Соглашения, как документа, подтверждающего наличие общей аварии и размер подлежащих возмещению убытков всеми сторонами предприятия, Йорк-Антверпенскими правилами не предусмотрено, что исключает возможность применения указанного соглашения, как основания к страховой выплате.
Более того, из искового требования следует, что 28.11.2017г. на судне «Umut», осуществляющее перевозку, произошла поломка двигателя, которую не удалось устранить экипажу в связи с чем, судно направилось в порт Erigli, для осуществления ремонта. После проведенного ремонта судно направилось в порт назначения, куда прибыло 17.01.2018г., где была осуществлена выгрузка 2058,440 метрических тонн пшеницы, грузополучателю. 16.01.2018г. между Akari Free Port Ltd (грузополучатель), Sarpram Chartering Ltd (фрахтователь) и Umut Shipping INC (судовладелец) было заключено соглашение, в соответствии с которым Грузополучатель Akari Free Port Ltd взял на себя обязанность по выплате Судовладельцу Umut Shipping INC денежные средства в размере 115 000 долларов США, при этом в соглашении указано, что Судовладельцы не приняли письмо об обязательствах Страховщика.
Ответчик обратил внимание суда на то, что, что адрес регистрации истца - Akari Free Port Ltd (АКАРИ ФРИ ПОРТ ЛТД) SLBT 161, Свободный порт и зона Фамагуста № 4, Фамагуста, Турецкая Республика Северного Кипра.
На момент заключения Полиса страхования грузов № 172500-330-000104 Страхователь UNITEDGRAIN EXPORT FREE PORT LTD и Выгодоприобретатель Akari Free Port Ltd не сообщили, что компания Akari Free Port Ltd находится на незаконной территории Турецкой Республики Северного Кипра (заявление на страхование груза от 16 ноября 2019 года на основании которого был выписан страховой полис не содержит данной информации и прилагается к настоящему отзыву), т.е. страхователь, осведомленный о своем реальном адресе регистрации, тем не менее, не сообщил его страховщику, чем ввел последнего в заблуждение. Страхователь при заключении указал неполный адрес регистрации, а лишь название Cyprus (КИПР), что и было отраженно в Полисе страхования, т.к. страховщик предполагал, что речь идет о законном государстве КИПР.
При этом в соответствии с пунктом 4 Полиса страхования грузов № 172500-330-000204 от 15.11.2017г. Страховщик не несет ответственности в отношении любых убытков и не осуществляет выплату страхового возмещения, если такая выплата имеет отношение к санкциям, запретам или ограничениям в соответствии с резолюциями ООН, торговыми и экономическими санкциями».
Компания Akari Free Port Ltd зарегистрирована и действует на территории Турецкой Республики Северный Кипр.
Между тем, отсутствуют какие-либо международные соглашения, договоры, либо иные нормативно-правовые акты с участием Российской Федерации, которые признавали бы Турецкую Республику Северного Кипра в качестве субъекта (участника) международных правоотношений, признавали наличие правосубъектности государственных институтов последнего, легитимности выдаваемых соответствующими органами правоустанавливающих документов. Также не представлено двухсторонних соглашений между Турецкой Республикой Северного Кипра и Республикой Кипр.
Таким образом, истцом были нарушены условия Правил страхования грузов ПАО «САК «Энергогарнт», а также нормы статей 305, 306 признаны общей аварией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 304 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, не представлено доказательств наступления Общей аварии по Полису страхования грузов и расчета по распределению аварии между заинтересованными лицами. Представленная истцом электронная переписка надлежащим доказательством, которая подтверждало бы наступление страхового случая, в силу указанных выше положений закона, не является. Кроме того, заявленные истцом расходы по ремонту судна не могут быть отнесены на Общую аварию (данные расходы не являются общеаварийными), так как являются расходами по частной аварии.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.01.2020 по делу № А40-221349/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: М.В. Кочешкова
Судьи: Т.Т.Маркова
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.