ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-37457/2022
г. Москва Дело № А40-22216/22
11 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2022 по делу № А40-22216/22,
по заявлению ПАО «Россети Московский регион»
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании отказа,
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 18.07.2022;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – заинтересованное лицо, Росреестр) №№ PKPVDMFC-2021-09-20-493334, № КУВД-001/2021-39240615, № MFC-0558/2021-1518865 от 10.01.2022г. в осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества, с кадастровым номером 77:09:0005003:6092 – трансформаторной подстанции № 11844, расположенной по адресу: <...>.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2022 заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал оспариваемый судебный акт.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, не пропущен.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно материалам дела, Филиалом ПАО «Россети Московский регион» - Московские кабельные сети был подан пакет документов № MFC-0558/2021-1518865-1 от 20.09.2021 в Управление (заявление на снятие с ГКН и прекращение права в ЕГРН, акт обследования, подтверждающий прекращение, существование объекта недвижимости).
Уведомлением от 04.10.2021 № КУВД001/2021-39240615 приостановлено снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав.
Уведомлением от 10.01.2022 № PKPVDMFC-2021-09-20-493334, №КУВД-001/2021-39240615, № MFC-0558/2021-1518865, в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав отказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Как верно установил суд первой инстанции, основанием для отказа послужило то, что акт обследования в электронной форме в виде XMLдокумента, не обеспечивает считывание и контроль представленных данных.
Таким образом, государственный регистратор решил, что осуществить регистрационные действия на основании имеющихся документов не представляется возможным.
Вместе с тем, как верно установил суд первой инстанции, в данном случае в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав.
ПАО «Россети Московский регион» является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0005003:6092 - трансформаторной подстанции № 11844, расположенной по адресу: <...>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 28.05.2009 серия 77 АК № 149561.
Трансформаторная подстанция № 11844 была снесена 17 мая 2021 года, что подтверждается Актом о сносе строительной части трансформаторной подстанции от 17.05.2021, который подписан представителями ПАО «Россети Московский регион», ФГУП «ГВСУ-4», управы Хорошевского района.
В связи с тем, что в зону производства работ по объекту «Строительство центра скалолазания по адресу: <...> «Учебно-спортивный тренировочный комплекс «СТАРТ» попадают объекты электросетевого хозяйства: здание ТП 11844, сооружения электроэнергетики -кабельные линии электропередачи напряжением 0,4/10 кВ между Федеральным государственное унитарным предприятием «Главное военно-строительное управление №4» (ФГУП «ГВСУ №4) и Публичным акционерным обществом «Московская объединенная электросетевая компания» (24.07.2020г. зарегистрировано новое наименование юридического лица ПАО «Россети Московский регион») заключено соглашение о компенсации (денежная форма) от 05.06.2020 № МС-20-340-15916(765596), дополнительное соглашение от 26.11.2020 №1 и от 06.09.2021 № 2 к соглашению о компенсации (денежная форма) от 05.06.2020 № МС-20-340-15916(765596).
Поскольку здание трансформаторной подстанции № 11844 снесено, указанное послужило основанием для подачи заявления на снятие с ГКН и прекращения права в ЕГРН.
11.11.2021 обществом были поданы в МФЦ дополнительные документы № MFC-0558/2021- 1801314-1 к ранее поданному пакету (№ MFC-0558/2021 -1518865-1 от 20.09.2021). В Акт обследования включен том проектной документации, предоставленный ФГУП «ГВСУ №4: «Раздел 7. Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства».
В соответствии с п.п. 7 п. 2 ст. 14 Закона о регистрации межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20.02.2021 N 13-00122/21 "О применении проектной документации при подготовке Акта обследования и пределах правовой экспертизы в отношении такой проектной документации" Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В силу п. 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ Акт обследования является документом, на основании которого осуществляется государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прекращения прав в связи с прекращением существования объекта недвижимости.
В части 1 статьи 23 Закона N 218-ФЗ указано, что Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости.
В соответствии с п. 3 Приложения № 2 к Приказу № 861, акт обследования кадастрового инженера подготавливается инженером на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
Вышеуказанным Приказом № 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существование объекта недвижимости. При этом Приказ № 861 допускает составление Акта обследования и без приложения каких-либо документов (абз.2 п. 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом № 861), в связи с чем, свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения в разделе акта «Заключение кадастрового инженера», является достаточным доказательством прекращения существования объекта недвижимости.
Из указанных положений Федерального закона № 218-ФЗ и Приказа № 861 следует, что акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости, а отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, допускается Приказом № 861 и не влечет за собой безусловного признания такого акта обследования не соответствующим ему.
Согласно пп. 2 пункта 9 Требований, в реквизит "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке Акта обследования, в том числе проектной документация объекта капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства.
Таким образом, проектная документация - один из документов, сведения которого учитываются при подготовке Акта обследования, но не является непосредственным документом, на основании которого осуществляются учетно-регистрационные действия. При этом, в отношении документов, указанных в пункте 9 Требований, правовая экспертиза на предмет наличия основания для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, не осуществляется.
Согласно пункту 3 Требований подготовка Акта обследования может быть осуществлена без учета документов, предусмотренных пунктом 9 Требований (при наличии в строке "Заключение кадастрового инженера" Акта обследования соответствующих пояснений с указанием причины их неиспользования).
Таким образом, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий, оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные управлением в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.04.2022 по делу № А40-22216/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья О.С. Сумина
Судьи Т.Т. Маркова
Д.Е. Лепихин