ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-222243/2019-146-1838
17 июня 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2020 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Управления сельского хозяйства Тамбовской области: Горских Е.В. (дов. № 80 от 23.09.2019 г.), ФИО1 (дов. № 12 от 03.06.2020 г.);
от истца (заявителя) Администрации Тамбовской области: Горских Е.В. (дов. № 154 от 30.12.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Минфина России: ФИО2 (дов. № 01-10-08/4 от 20.01.2020 г.);
от третьего лица Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: не явились, извещены;
от третьего лица Федерального казначейства: ФИО3 (дов. № 09-04-11/27059 от 13.12.2018 г.);
рассмотрев 11 июня 2020 г. в судебном заседании кассационные жалобы Управления сельского хозяйства Тамбовской области и Администрации Тамбовской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2019 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2020 г.,
по делу № А40-222243/2019-146-1838
по заявлению Управления сельского хозяйства Тамбовской области, Администрации Тамбовской области
к Министерству финансов Российской Федерации
о признании недействительным приказа № 465 от 22 августа 2019 г.,
третьи лица: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Федеральное казначейство Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ: в период с 03 апреля 2019 г. по 29 мая 2019 г. Управлением Федерального казначейства по Тамбовской области была проведена плановая выездная проверка в отношении Управления сельского хозяйства Тамбовской области по вопросу соблюдения условий предоставления и использования субсидий, а также иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в ходе проведения которой установлено, что Соглашением о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Тамбовской области от 16 февраля 2017 г. № 082-08-1010 (в редакции дополнительных соглашений от 29 марта 2017 г. № 082-08-1010/1, от 14 апреля 2017 г. № 082-08-1010/2, от 30 августа 2017 г. № 082-08-1010/3, от 28 декабря 2017 г. № 082-08-1010/4) (далее – Соглашение) в 2017 году Министерством сельского хозяйства Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Тамбовской области предоставлена субсидия на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе в размере 1 608 423 500 руб. 00 коп., из которых средства в размере 145 685 245 руб. 80 коп. использованы на цели, не соответствующим целям их предоставления.
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения из федерального бюджета в 2017 году бюджету Тамбовской области предоставлены субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе.
Между тем, Управлением сельского хозяйства Тамбовской области часть денежных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная из федерального бюджета на 2017 финансовый год, направлена на погашение обязательств, принятых Управлением по мероприятиям 2016 года, что не предусмотрено условиями Соглашения.
Так, Управлением осуществлено возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам в сумме 177 686 603 руб. 00 коп., в том числе 145 685 245 руб. 80 коп. за счет средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная из федерального бюджета в 2017 году, подлежащее оплате в 2016 году, за счет средств субсидии, предоставленных по Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенный между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Тамбовской области от 27 января 2016 г. № 32/17-с (далее – Соглашение № 32/17-с), согласно которому субсидия на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе в 2016 году бюджету Тамбовской области не предоставлялась.
Таким образом, Управлением сельского хозяйства Тамбовской области в 2017 году допущено использование средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная из федерального бюджета, на цели, не предусмотренные целям их предоставления, в сумме 145 685 245 руб. 80 коп.
По результатам проверки составлен акт проверки в отношении Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 29 мая 2019 г., в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Уведомлением Федерального казначейства от 25 июля 2019 г. № 07-04-04/09-15846 Министерству финансов Российской Федерации сообщено о выявленном нарушении и предложило применить меры бюджетного принуждения.
По результатам рассмотрения указанного уведомления Министерством финансов Российской Федерации был издан приказ от 22 августа 2019 г. № 465 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» (далее – приказ), в соответствии с которым Федеральному казначейству исполнить в 2019 году бюджетную меру принуждения в отношении Администрации Тамбовской области (Управления сельского хозяйства Тамбовской области) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Тамбовской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Тамбовской области, в сумме 145 685 245 руб. 80 коп., рассчитанной по состоянию на 25 июля 2019 г.
Считая свои права нарушенными, Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о признании недействительным указанного приказа.
Заявление Управления принято к производству в рамках дела № А40-222243/19-146-1838.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрации Тамбовской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации.
В рамках дела № А40-223648/19-120-1763 Администрацией Тамбовской области оспаривался приказ Министерства финансов Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2019 г. № А40-222243/19-146-1838 объединены в одно производство дела № А40-222243/19-146-1838 и № А40-223648/19-120-1763, с присвоением делу основного номера А40-222243/19-146-1838.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах Управление сельского хозяйства Тамбовской области и Администрация Тамбовской области просят об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие в действиях Управления нарушений бюджетного законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств, поскольку использовало субсидию в 2017 году по целевому назначению – на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам.
В кассационной жалобе Администрации Тамбовской области также приведены доводы о том, что администрация не являлась объектом проверки, в отношении нее не выявлено допущенных нарушений, акт проверки ей не вручался.
В отзывах на кассационные жалобы Федеральное казначейство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации просят оставить судебные акты без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Судебное заседание проведено без использования информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседании), поскольку представитель Управления сельского хозяйства Тамбовской области явился для участия в судебном заседании лично.
В заседании кассационной инстанции представители Управления сельского хозяйства Тамбовской области и Администрации Тамбовской области поддержали доводы своих кассационных жалоб, согласились с доводами кассационных жалоб друг друга. Представители Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейство Российской Федерации против их удовлетворения возражали.
Представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов вправе обратиться лица, полагающие, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Вместе с тем заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 6 статьи 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министр финансов имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение:
- о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат;
- о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
Из пункта 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению (пункт 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (приложение № 10) (в редакции от 31 марта 2017 г.) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитным договорам (договорам займа), заключенным по 31 декабря 2016 г. включительно сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, российскими организациями (далее - заемщики) и субсидируемым по направлениям, предусмотренным подпунктами «г» - «ж», «и», и «к» пункта 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, приведенных в приложении № 12 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (далее – Правила).
В силу пункта 7 указанных Правил предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидий, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации. Соглашение должно содержать положения, предусмотренные пунктом 10 Правил формирования субсидий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого приказа, поскольку в ходе проведения проверки были выявлены бюджетные нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании денежных средств федерального бюджета (субсидий).
При этом судами приняты во внимание условия заключенных Соглашений, а также вышеприведенных положений Правил.
В этой связи суды пришли к выводу о том, что соглашением не предусмотрена возможность использования средств субсидий на мероприятия 2016 года и о наличии оснований для издания оспариваемого приказа.
Отклоняя доводы заявителей о том, что положениями Правил не предусмотрено ограничений связанных с возможностью получения субсидии за предшествующие периоды, суды указали на то, что такая возможность должна быть предусмотрена соглашением, на основании которого предоставляется субсидия (пункт 7 Правил).
Довод заявителей о том, что возможность получения субсидии за предшествующие периоды в соответствии соглашением подтверждается письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 июня 2019 г. № 17/1195, также был отклонен судами, поскольку указанное письмо не изменяет и не дополняет соглашение, условиями которого соответствующая возможность не предусмотрена.
Ссылка Администрация Тамбовской области на неправомерное применении в отношении нее меры бюджетного принуждения, поскольку она не является субъектом нарушения, обоснованно отклонена судами, поскольку Администрация области является высшим органом исполнительной власти области и выступает от ее имени в бюджетных правоотношениях, в том числе является стороной соглашения о предоставлении субсидии.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, рассмотрены судом, однако при установленных судом обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2020 г. по делу № А40-222243/2019-146-1838 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления сельского хозяйства Тамбовской области и Администрации Тамбовской области – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.А.Ананьина
Судьи И.Ю.Григорьева
Е.Е.Шевченко