ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-225908/19 от 18.06.2020 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, дом 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-13582/2020

город  Москва

19.06.2020

дело № А40-225908/19

резолютивная часть постановления оглашена 18.06.2020

полный текст постановления изготовлен 19.06.2020

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий судья Т.Т. Маркова, судьи  О.С. Сумина, Д.Е. Лепихин,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.И. Любимовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «РЖД»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2020

по делу № А40-225908/19, принятое судьей Девицкой Н.Е.

по заявлению ОАО «РЖД» (ОГРН 1037739877295)

к Федеральному агентству железнодорожного транспорта (ОГРН 1047796350910)

о признании незаконным решения;

от заявителя – Журавлев С.С. по доверенности от 05.07.2019;

от заинтересованного лица – не явился, извещен;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2020 в удовлетворении заявленных ОАО «РЖД» (с учетом уточнений ст. 49 АПК РФ) требований о признании незаконным решения Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от 16.05.2019 № УЦТБ-6/557-ис, выразившееся в отказе исключения объектов, расположенных в границах Приволжской и Октябрьской железных дорог из реестра категорированных объектов, признания нахождения в реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры объектов, расположенных в границах Приволжской и Октябрьской железных дорог, указанных в приложении к письмам от 01.03.2019 № исх-3670 и от 29.03.2019 № исх-2145/ЦБЗ противоречащим законодательству Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и обязать Федеральное агентство железнодорожного транспорта исключить ранее категорированные объекты транспортной инфраструктуры, расположенные в границах Приволжской и Октябрьской железных дорог, прилагаемые к заявлениям OAО «РЖД» из реестра категорированных объектов, отказано.

ОАО «РЖД» не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, представитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы, по мотивам, изложенным в жалобе.

   Представитель агентства в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Из материалов дела следует, что 01.03.2019 письмом № ИСЗ-3670 ОАО «РЖД» обратилось в Федеральное агентство железнодорожного транспорта с заявлением об исключении из реестра объектов транспортной инфраструктуры ряда объектов, таких как перегоны и участки путей, расположенных в границах Приволжской железной дороги, не подпадающих под термин «объект транспортной инфраструктуры».

            29.03.2019 ОАО «РЖД» в лице Департамента безопасности дополнительно в адрес ОАО «РЖД» направлены сведения о железнодорожных перегонах и участках путей, расположенных в границах Приволжской и Октябрьской железных дорог для проведения работ по их исключению из реестра (письмо от 29.03.2019 № исх-2145/ЦБЗ).

            Письмом от 16.05.2019 № УЦТБ-6/557-ис, ОАО «РЖД» отказано в исключении перегонов и участков путей из реестра ОТИ (зарегистрированное в ОАО «РЖД»           за вх. №- 18646).

            23.05.2019 обществом получен отказ в исключении указанных объектов из реестра (письмо № УТБ-6/557-ис от 16.05.2019).

            Заявитель посчитав, что бездействия, выразившиеся в не исключении из реестра объектов транспортной инфраструктуры ряда объектов, таких как перегоны и участки путей нарушают права и законные интересы заявителя обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

            Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств, установлено соответствие оспариваемого решения действующему законодательству.

            Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.

В соответствии с подп. 5 и 9 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» объектами транспортной инфраструктуры являются технологические комплексы, включающие в себя, в том числе, железнодорожные пути и станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Частью 1 ст. 6 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС), ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (п. 4 ст. 6 Закона).

Полномочия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с п. 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 397, возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 29.01.2010 № 22 утвержден Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно п. 4 указанного Порядка реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта. Основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в реестр, внесения изменений в реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из реестра является решение компетентного органа (п. 11 Порядка).

            Согласно реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры, содержащегося на официальном сайте ОАО «РЖД» (источник данных Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), http://www.roszeldor.ru/trans_save/reestr/otizd), сведения о железнодорожном перегоне Спартановка – Мечетка Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» как категорируемом объекте внесены в реестр за реестровым номером № ЖПН401145 от 13.07.2012.

            Положениями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлены правовые основы транспортной безопасности в Российской Федерации.

            В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона о транспортной безопасности (в редакции Федерального закона от 03.02.2014 № 15-ФЗ) к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

            Объектами транспортной инфраструктуры согласно подп. з) п. 5 ст. 1 Федерального закона о транспортной безопасности (в редакции Федерального закона от 03.02.2014 № 15-ФЗ) являются: технологический комплекс, включающий в себя  участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.

            Все объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат категорированию - отнесению их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 6 Федерального закона о транспортной безопасности).

            Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона о транспортной безопасности количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.

            Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности утвержден приказом Минтранса России от 21.02.2011 № 62.

            В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 6 Федерального закона о транспортной безопасности категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

            Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

            Согласно новой редакции п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты;  морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.

            Постановлением Правительства Российской Федерации № 686 от 18.07.2016  «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, ветродромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры» утвержден перечень участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры.

            В перечне объектов транспортной инфраструктуры, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации отсутствуют перегоны и участки путей.

            Из материалов дела следует, что перегоны, расположенные в границах Приволжской и Октябрьской железной дороги, которые ОАО «РЖД» просит исключить из реестра взяты выборочно. На иных перегонах, расположенных в границах Приволжской и Октябрьской железной дороги, находятся железнодорожные мосты.

            В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», к объектам транспортной инфраструктуры относится технологический комплекс, включающий в себя ряд объектов, в том числе мосты.

            Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 16-ФЗ, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

            Следовательно, любой объект, попадающий под определение «объект транспортной инфраструктуры» (имеющий такое наименование в соответствии с техническим паспортом, иной документацией), подлежит категорированию как отдельный ОТИ и включению в реестр категорированных объектов, вне зависимости от наличия (отсутствия) комплексного технологического оборудования.

            Письмом от 16.05.2019 № УТБ-6/557-ис Росжелдором отказано в исключении данных объектов из реестра ОТИ и ТС руководствуясь принципом непрерывности       (ст. 3 № 16-ФЗ) при реализации мер по транспортной безопасности, препятствующим проведению исключения железнодорожных перегонов из еестра, до момента, пока не будут определены категории всех железнодорожных мостов на них, в связи с чем предложено определить категории железнодорожных мостов, находящихся на железнодорожных перегонах.

            В соответствии с пп. 4 п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об ОТИ для категорирования и ведения реестра ОТИ и ТС, предусмотренного ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» и полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования ОТИ, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.

            Данные действия не выполнены субъектом транспортной инфраструктуры - ОАО «РЖД» в отношении железнодорожных мостов, находящихся на Приволжской и Октябрьской железной дороге.

            Выборочное исключение из реестра ОТИ и ТС железнодорожных перегонов, на которых не находятся определенной категории железнодорожные мосты, противоречит принципу непрерывности.

            Исключение из реестра ОТИ и ТС всех железнодорожных перегонов, расположенных в границах Приволжской и Октябрьской железной дороги, создает невозможным обеспечение транспортной безопасности на данных участках.

При таких обстоятельствах, совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания незаконным оспариваемого решения отсутствуют, оспариваемое решение является законным.

 Доказательств нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ОАО «РЖД»                             не представлено (ст. 65 АПК Р).

Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной  инстанции не установлено.

  Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2020 по делу № А40-225908/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья                                                      Т.Т. Маркова

Судьи                                                                                               О.С. Сумина                                                                                                           

                                                                                                           Д.Е. Лепихин