ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-229230/2022 от 25.07.2023 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

01 августа 2023 года Дело № А40-229230/22

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2023 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,

судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца: представитель не явился, извещен;

от ответчика: ФИО1, доверенность от 01.03.2022;

рассмотрев 25 июля 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу

истца - Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям

на решение от 21 февраля 2023 года

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 22 мая 2023 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А40-229230/22

по иску Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям

о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду

к ООО «Промресурс»,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО «Промресурс» (далее - общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1.325.723,34 руб.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Суды указали, что в обоснование заявленных требований Управление ссылалось на то, что территориальным органом Росприроднадзора на территории Ульяновской области является Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в соответствии с пунктом 1 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, утвержденного приказом Росприроднадзора от 21.01.2022 № 30 (далее - Положение об Управлении).

На основании пункта 4.9 Положения об Управлении, для осуществления своих полномочий Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Также Управление указало, что в ходе проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год Управлением установлено, что у общества отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, декларации о воздействии на окружающую среду в период с 12.11.2019 по 13.12.2021. Срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) общества истек 11.11.2019. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, декларация о воздействии на окружающую среду в период с 01.01.2019 по 13.12.2021 отсутствовали.

В связи с отсутствием у общества с 01.01.2021 по 13.12.2021 разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, декларации о воздействии на окружающую среду, исчисление произведено с применением дополнительных коэффициентов: 25, 100 к ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду (требования пункта 5 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; далее - Закон об охране окружающей среды).

В связи с выявленными нарушениями Управлением произведено начисление платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 1.263.816,04 руб., в том числе 75.520,11 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, 1.188.295,93 руб. - плата за размещение отходов производства и потребления.

Обществом перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду: за размещение отходов производства и потребления за 2021 год в размере 50.084,38 руб.; за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2021 год в размере 774,54 руб.

Согласно позиции Управления, за обществом числится задолженность за 2021 год в размере 1.263.740,43 руб., в том числе: 74.745,57 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и 3.129,35 руб. - пени за период с 02.03.2022 по 05.08.2022, 1.138.231,55 руб. - плата за размещение отходов производства и потребления и 47.653,56 руб. - пени за период с 02.03.2022 по 05.08.2022.

Отсутствие добровольного внесения данной платы и пеней послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.

В силу положений статьи 3 Закона об охране окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе определенных принципов, в том числе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Положениями пункта 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды определено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Статьей 16.4 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Согласно пункту 5 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды, информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку Управление в нарушение пункта 40 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила), отменило платежную базу, при этом акт составлен Управлением с пропуском двадцатидневного срока в нарушение пункта 44 Правил.

Также суды обоснованно отметили, что в данном случае отсутствует вина общества в ненадлежащем утверждении декларации.

Отклоняя доводы Управления, суды указали, что Правила утверждены в соответствии со статьями 16.3 и 16.5 Закона об охране окружающей среды.

Согласно пункту 41 Правил, в случае, указанном в пункте 40 Правил, администратор платы вправе затребовать у лица, обязанного вносить плату, осуществившего в отчетном периоде корректировку ее размера либо расчет показателя покрытия затрат, заверенные копии документов, указанных в пункте 29 Правил. В течение 7 рабочих дней со дня получения от администратора платы соответствующего требования, лицо, обязанное вносить плату, обязано направить администратору платы копии указанных в требовании документов.

В соответствии с пунктом 44 Правил, при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы.

Суды указали, что Управление подтвердило факт получения возражений от общества 30.06.2022, однако в нарушение требований Правил не отразило в акте возражения, представленные обществом, не дало им надлежащую оценку.

В соответствии с пунктом 44 Правил, акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.

Суды установили, что 28.07.2022 истек 20-дневный срок на составление акта, акт проведения контроля за исчислением платы составлен только 05.08.2022, то есть с нарушением сроков.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Управление в нарушение пункта 40 Правил отменило платежную базу.

Пунктом 40 Правил определено, что в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.

Судами установлено, что Управление направило в адрес общества уведомление от 31.05.2022 исх. № 01-26/4514 (получено 15.06.2022) о предоставлении уточненной декларации. Управление уведомило об отклонении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2021 год и потребовало предоставить уточненную декларацию НВОС за 2021 год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды, платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды, информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, как обоснованно указали суды, отклонив декларацию за 2021 год, Управление отменило и платежную базу.

Однако суды установили, что в акте от 05.08.2022 № 03/2022 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду Управление делает ссылку на декларацию за 2021 год, используя ее в качестве платежной базы. Расчет своих требований Управление производит на основе данных из отмененной декларации, добавляя только повышенные коэффициенты.

Таким образом, довод Управления о том, что расчет Управления является верным, отклонен судами, поскольку не подтверждается материалами дела и основан на неверном толковании Закона об охране окружающей среды.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривался переходный период, в котором допускается выдача или переоформление разрешений и документов, и установлен только для объектов НВОС I категории.

Суды установили, что общество имеет объект НВОС II категории.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у общества отсутствовала возможность получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 (в редакции от 23.06.2020) «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», к декларации о воздействии на окружающую среду прилагается расчет нормативов допустимых выбросов. Раздел IV декларации заполняется на основании расчета нормативов допустимых выбросов.

В соответствии с пунктом 5 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», при разработке нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух применяются методы определения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Разработка нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух осуществляется в соответствии с методами определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Данные методы утверждены приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», которые вступили в силу через 6 месяцев, то есть 01.07.2021.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что у общества отсутствовала возможность своевременно приступить к разработке декларации о воздействии на окружающую среду.

Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2023 года по делу № А40-229230/22 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям - без удовлетворения.

Председательствующий-судья В.В. Кузнецов

Судьи Р.Р. Латыпова

Е.Е. Шевченко