г. Москва
15.07.2020 Дело № А40-231313/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2020
Полный текст постановления изготовлен 15.07.2020
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу – Комитета финансов Волгоградской области – ФИО1 (представителя доверенности от 17.01.2019),
от Министерства финансов Российской Федерации – ФИО2 (представителя по доверенности от 28.01.2020),
от Управления Федерального казначейства по Волгоградской области – извещено, представитель не явился,
от Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области – ФИО3 (представителя по доверенности от 15.04.2020),
от Федерального казначейства – ФИО4 (представителя по доверенности от 06.05.2019),
от Администрации Волгоградской области – ФИО1 (представителя доверенности от 06.02.2020),
от Федерального агентства лесного хозяйства – извещено, представитель не явился,
рассмотрев 08.07.2020 в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства
на решение от 03.12.2019
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20.03.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-231313/2018
по заявлению Комитета финансов Волгоградской области
к Министерству финансов Российской Федерации
об оспаривании приказов,
третьи лица: Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, Федеральное казначейство, Администрация Волгоградской области, Федеральное агентство лесного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Комитет финансов Волгоградской области (далее – комитет финансов) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными приказов Министерства финансов Российской Федерации (далее – министерство) от 22.06.2018 №№ 1489, 1490 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».
В качестве третьих лиц в деле участвуют Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (далее – управление), Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее – комитет лесного хозяйства, комитет), Федеральное казначейство (далее – казначейство), Администрация Волгоградской области (далее – администрация), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – агентство).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 01.07.2019 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020, заявление удовлетворено.
В кассационных жалобах министерство и казначейство просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, неполное исследование имеющихся доказательств.
В судебном заседании представители министерства и казначейства поддержали доводы и требования кассационных жалоб.
Представители комитета финансов, администрации, комитета лесного хозяйства возражали против удовлетворения кассационных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в заседание суда округа не направили, что с учетом норм части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационных жалоб.
В приобщении к материалам дела поступившего в электронном виде отзыва комитета финансов на кассационные жалобы отказано ввиду несоблюдения при его подаче требований статьи 279 АПК РФ, а именно: не представлены документы, подтверждающие его направление другим лицам, участвующим в деле.
Изучив материалы дела, выслушав представителей министерства, казначейства, комитета финансов, администрации, комитета лесного хозяйства, обсудив доводы кассационных жалоб, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что между агентством и администрацией было заключено соглашение от 30.04.2015 № ИВ-21/35согл о взаимодействии в области лесных отношений.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов», Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», Лесным кодексом Российской Федерации, Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 и на основании названного соглашения из федерального бюджета бюджету Волгоградской области были предоставлены субвенции на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в 2015 году на сумму 198 210 200 рублей, в 2016 году – на сумму 190 005 600 рублей.
Управление в период с 05.03.2018 по 30.03.2018 провело проверку законности использования комитетом средств субвенции, выделенной в 2015- 2016 гг. Волгоградской области из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
По результатам проверки казначейство пришло к выводу о нецелевом использовании комитетом средств субсидии в размере 197 000 рублей в 2015 году и 195 000 рублей в 2016 году, выразившемся в их направлении на оплату работ, произведенных федеральным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства «Южно-европейская научно-исследовательская лесная опытная станция» по государственным контрактам от 03.08.2015 № 27 и от 08.06.2016 № 19.
Государственный контракт от 03.08.2015 № 27 заключен на выполнение научно-исследовательских работ по определению лесопригодности почв на территории Светлоярского, Жирновского, Котовского, Руднянского и Нижнечирского лесничеств Волгоградской области; государственный контракт от 08.06.2016 № 19 – на выполнение научно-исследовательских работ по определению лесопригодности почв на территории Быковского, Ольховского, Новоаннинского, Подтелковского и Старополтавского лесничеств в Волгоградской области.
Согласно акту проверки комитет ошибочно классифицировал расходы на оплату указанных государственных контрактов по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», что позволило использовать в качестве источника финансирования выплат средства субвенции, в то время как данные расходы подлежали классификации по коду 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» и, соответственно, отнесению на расходную часть бюджета субъекта Российской Федерации.
Уведомлением от 29.05.2018 № 07-04-04/09-10645 казначейство сообщило министерству о выявленных нарушениях и предложило применить меры бюджетного принуждения.
На основании данного уведомления министерством были изданы приказы от 22.06.2018 № 1489, 1490 о применении в отношении администрации мер бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Волгоградской области за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Волгоградской области в сумме 195 000 рублей и в сумме 197 000 рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения комитета финансов в арбитражный суд с указанным заявлением.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемые приказы изданы министерством незаконно, поскольку комитетом не было допущено нецелевого использования средств субвенции.
При этом суды, вопреки утверждениям министерства и казначейства, с учетом положений статьи 16 АПК РФ, правильно исходили из того, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.09.2018 по делу № А12-21102/2018 было признано недействительным представление от 04.05.2018 № 29-11-53/23-6621, вынесенное управлением в адрес комитета по итогам проведения упомянутой проверки.
Названным решением суда установлено отсутствие в действиях комитета вмененного ему бюджетного нарушения, поскольку работы, проведенные по условиям государственных контрактов от 03.08.2015 № 27 и от 08.06.2016 № 19, хотя и поименованы в них научно-исследовательскими, таковыми в целях применения кода бюджетной классификации по виду расходов 244 не являлись.
Целью заключения данных государственных контрактов являлось определение лесопригодности почв фонда лесовосстановления, то есть проведение специальных обследований почв земель лесного фонда в целях воспроизводства лесов, а потому оплата выполненных по условиям этих контрактов работ правомерно была произведена комитетом за счет средств субвенции, предоставленной из федерального бюджета.
Исходя из оценки представленных в материалы дела документов суды признали, что таких доказательств, которые бы позволяли прийти к выводам, отличным от выводов, изложенных в судебных актах по делу № А12-21102/2018, ни министерством, ни казначейством не представлено.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и, вопреки мнениям министерства и казначейства, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационных жалоб министерства и казначейства, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела и имеющихся доказательств, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020 по делу № А40-231313/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий судья Е.Е. Шевченко
Судьи В.В. Кузнецов
Р.Р. Латыпова