ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-231842/2021 от 19.07.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

26 июля 2022 года Дело № А40-231842/21

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2022 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,

судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 01.01.2022;

от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 14.12.2020;

от третьего лица: ФИО3, доверенность от 21.12.2021;

рассмотрев 19 июля 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу

заявителя - ООО УК «Сосны»

на решение от 25 января 2022 года

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 11 апреля 2022 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А40-231842/21

по заявлению ООО УК «Сосны»

об оспаривании приказа

к Минэнерго России,

третье лицо: Администрация города Красноярска,

УСТАНОВИЛ:

ООО УК «Сосны» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минэнерго России (далее - министерство) о признании недействительным приказа от 06.08.2021 № 678 «Об утверждении схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 (актуализации на 2022 год)» в части включения в схему теплоснабжения единой теплоснабжающей организации ООО УК «Сосны» в системе теплоснабжения № 19 города Красноярска.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Красноярска (далее - администрация).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО УК «Сосны» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.

Представители заинтересованного лица и третьего лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, администрация в соответствии с Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 (далее - Требования), уведомило о размещении проекта актуализированной на 2022 год схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года.

Проектом предлагаемого к утверждению документа сохраняется действующая котельная, расположенная по адресу: <...>, до 2033 года.

В рамах проведения процедуры по актуализации схемы теплоснабжения на 2022 год администрацией организованы и проведены публичные слушания.

В рамках утверждения результатов публичных слушаний общество в порядке, установленном действующим законодательством, уведомило уполномоченный орган об имеющихся замечаниях (письмо от 04.06.2021 исх. № 173) и обеспечило участие своего представителя.

Несмотря на имеющиеся разногласия в части включения общества в схему теплоснабжения города Красноярска, материалы публичных слушаний с проектом актуализированной схемы теплоснабжения города Красноярска на период до 2033 года направлены администрацией в министерство для утверждения.

Приказом от 06.08.2021 № 678 министерство утвердило схему теплоснабжения города Красноярка до 2033 (актуализация на 2022 год).

Не согласившись с данным приказом в части, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.

Суды правомерно заключили, что срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обществом не пропущен.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.

Статьей 23 Закона о теплоснабжении установлено, что органы местного самоуправления должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, в которых содержатся пред проектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом 2 Требований, проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами по решению ответственных лиц.

Подпунктом «в» пункта 3 Требований установлено, что схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения.

В соответствии с пунктом 26 Требований, с учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний - в течение 7 рабочих дней со дня размещения указанного итогового документа (протокола) на официальном сайте и при условии соблюдения срока, предусмотренного пунктом 38 Требований, в установленном порядке:

глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, руководитель органа исполнительной власти города федерального значения принимает одно из следующих решений:

направляет для утверждения в уполномоченный федеральный орган проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) на бумажном носителе и в электронной форме, а также итоговый документ (протокол) публичных слушаний по указанному проекту и схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения) (с изменениями, предусмотренными указанным проектом актуализированной схемы теплоснабжения) с учетом особенностей, указанных в разделе II Требований;

возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку.

Согласно пункту 27 Требований, уполномоченный федеральный орган в течение 30 календарных дней со дня получения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) рассматривает его с учетом итогового документа (протокола) публичных слушаний по указанному проекту и в установленном порядке:

а) утверждает схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения);

б) продлевает (однократно) срок рассмотрения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не более чем на 30 календарных дней (при необходимости), за исключением случая разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения;

в) возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня его возврата на доработку.

Таким образом, суды указали, что в соответствии с положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400, и Требованиями утверждена схема теплоснабжения Красноярска.

В соответствии с пунктом 4 Требований, к схемам теплоснабжения схема теплоснабжения поселения, городского округа должна содержать:

раздел 4 «Основные положения мастер-плана развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения»;

раздел 5 «Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии»;

раздел 6 «Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей»;

раздел 9 «Инвестиции в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение»;

раздел 15 «Ценовые (тарифные) последствия».

Таким образом, суды правомерно отметили, что вопросы развития системы теплоснабжения муниципального образования должны рассматриваться в схеме теплоснабжения такого муниципального образования, которая должна содержать, в том числе, утверждаемые к реализации технические решения, источники их финансирования и оценку тарифных и социально-экономических последствий для конечных потребителей тепловой энергии.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с основными принципами, определенными статьей 7 Закона о теплоснабжении, в том числе:

обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя;

обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения;

стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения;

создание условий для привлечения инвестиций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования).

Согласно пункту 2 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Абзацем 5 пункта 12 Основ ценообразования установлено, что при установлении органом регулирования цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги в сфере теплоснабжения используются необходимая валовая выручка и расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в размере, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей, осуществляемого в соответствии со всеми договорами в системах теплоснабжения, входящих в состав зоны деятельности единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) в соответствии со схемой теплоснабжения поселения, городского округа, с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 102 - 105 Основ ценообразования и методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

При этом согласно пункту 13 Основ ценообразования, в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (далее - Правила № 410).

В соответствии с пунктом 6 Правил № 410, в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов.

С учетом вышеизложенного суды правомерно заключили, что законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения определен порядок учета мероприятий по развитию систем теплоснабжения в инвестиционных программах регулируемых организаций и установление тарифов на соответствующий вид производимой продукции, а также порядок корректировки таких тарифов при возникновении у регулируемой организации экономически обоснованных расходов.

Суды правомерно отметили, что схема теплоснабжения поселения, городского округа не устанавливает тарифы регулируемых организаций.

Таким образом, суды обоснованно заключили, что возникшие при осуществлении регулируемых видов деятельности у общества экономически обоснованные расходы должны были быть компенсированы Министерством тарифной политики Красноярского края в установленном законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения порядке.

Судами установлено, что письмом администрации от 29.06.2021 № 01-5979 в министерство поступил проект схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года (актуализация на 2022 год) (далее - проект).

По результатам рассмотрения проекта приказом министерства от 06.08.2021 № 678 утверждена схема теплоснабжения Красноярска.

Схема теплоснабжения Красноярска не предусматривает переключение котельной общества на иные источники тепловой энергии, как это предусматривалось схемой теплоснабжения города Красноярска до 2033 года, утвержденной приказом министерства от 28.12.2017 № 1246.

Формирование сценариев развития систем теплоснабжения и конечное представление проекта схемы теплоснабжения в министерство на утверждение осуществляется администрацией.

При этом суды обоснованно отметили, что общество вправе обратиться к администрации в целях проработки в схеме теплоснабжения Красноярска при очередной актуализации технико-экономического обоснования замещения котельной общества.

Таким образом, довод общества об отсутствии средств на эксплуатацию источника тепловой энергии обоснованно отклонен судами, так как не является предметом схемы теплоснабжения Красноярска и не может являться основанием для ее отмены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила организации теплоснабжения).

Согласно пункту 12 Правил организации теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация (далее - ЕТО) при осуществлении своей деятельности обязана:

заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям:

заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

С учетом вышеизложенного довод общества о недопустимости теплоснабжения потребителей, не находящихся в управлении общества, правомерно отклонен судами.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 № 1057-р муниципальное образование городской округ - город Красноярск Красноярского края отнесен к ценовой зоне теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 23.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении, ценовые зоны теплоснабжения - поселения, городские округа, которые определяются в соответствии со статьей 23.3 Закона о теплоснабжении и в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, установленных Законом о теплоснабжении.

Особенности функционирования ценовых зон теплоснабжения определены главой 5.1 «Особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения» Закона о теплоснабжении.

Согласно частями 15 и 16 статьи 23.13 Закона о теплоснабжении, муниципальное образование, от имени которого выступает исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, и ЕТО заключают соглашение об исполнении схемы теплоснабжения. В переходный период такое соглашение заключается в течение двух месяцев со дня принятия органом, уполномоченным в соответствии с Законом о теплоснабжении на утверждение схемы теплоснабжения, решения о ее актуализации.

Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения должно содержать следующие существенные условия:

достижение целевых показателей исполнения схемы теплоснабжения единой теплоснабжающей организацией;

обязательства единой теплоснабжающей организации по выполнению мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;

ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий, предусмотренных данным соглашением, и наступившие в связи с этим последствия, в том числе ответственность единой теплоснабжающей организации за невыполнение мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения;

обязательство ЕТО по представлению обеспечения исполнения своих обязательств способом, согласованным сторонами (представление банковской гарантии, осуществление страхования риска ответственности за нарушение обязательств по соглашению или иное);

распределение имущественных прав на строящиеся, реконструируемые и (или) модернизируемые объекты системы теплоснабжения.

Суды отметили, что общество в заявлении указало на неспособность выполнить пункты 1.2 и 2.1.2 соглашения об исполнении схемы теплоснабжения городского округа города Красноярска (далее - соглашение), предусматривающее выполнение мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения в соответствии со схемой теплоснабжения.

При этом суды обоснованно заключили, что согласно протоколу разногласий к проекту соглашения общество предлагало исключить из него пункты, фактически определенные Законом о теплоснабжении как существенные условия, что недопустимо.

Кроме того, суды указали, что согласно утвержденной Минэнерго России схеме теплоснабжения Красноярска, схема не содержит каких-либо мероприятий в зоне деятельности общества.

Ввиду изложенного доводы общества о невозможности реализовать мероприятия схемы теплоснабжения в отношении общества обоснованно признаны судами несостоятельными в связи с отсутствием таких мероприятий. При этом при подписании проекта соглашения в приложении к нему администрация и общество вправе определить перечень и сроки мероприятий в соответствующей зоне теплоснабжения.

Суды установили, что пунктом 2.1.10.2 проекта предусмотрена ежегодная индексация цены на тепловую энергию общества на уровень прогнозного показателя индекса потребительских цен, определенного в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год, увеличенный на 2%. Указанный факт дает возможность обществу разработать и реализовать мероприятия по повышению экономической эффективности работы соответствующей системы теплоснабжения (реконструкция и/или модернизации котельной). Так, например:

- тепловая мощность нетто в горячей воде источника тепловой энергии составляет 5,3 Гкал/ч при договорной нагрузке 2,2 Гкал/ч (более чем 2-кратный запас неиспользуемой тепловой мощности);

- удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию составляет 554.5 кг у.т./Гкал при среднероссийском показателе 171,2 кгу.т./Гкал

Таким образом, как обоснованно заключили суды, котельная общества обладает потенциалом для повышения эффективности производства тепловой энергии, экономический эффект от которого останется непосредственно у общества и который может быть направлен на повышение качества и надежности теплоснабжения потребителей.

Также судами установлено, что согласно главе 17 «Замечания и предложения к проекту схемы теплоснабжения» схемы теплоснабжения Красноярска общество письмом от 04.06.2021 № 173 представило доводы об исключении котельной из схемы теплоснабжения, которая обеспечивает жителей многоквартирных жилых домов по ул. Лесная и МБОУ СШ № 30 города Красноярска, а также указало на отсутствие возможности исполнить проект и проблемах установления тарифов на тепловую энергию. На указанные замечания представлен обоснованный комментарий администрации города Красноярска.

При этом уды обоснованно отметили, что общество не приводит информацию о несогласии с мероприятиями схемы теплоснабжения Красноярска в отношении котельной и тепловых сетей общества (фактически мероприятия отсутствуют) и предложениями по их корректировке.

Согласно пункту 3 Правил организации теплоснабжения, статус ЕТО присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением:

- федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти), - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения;

- главы местной администрации городского поселения, главы местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек;

- главы местной администрации муниципального района - в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 13 Правил организации теплоснабжения, организация может лишиться статуса ЕТО в следующих случаях:

- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 Правил организации теплоснабжения договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров, либо неоднократное (2 и более раза в течение одного календарного года) нарушение антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов;

- принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус ЕТО;

- принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус ЕТО банкротом;

- прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 Правил организации теплоснабжения, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

- несоответствие организации, имеющей статус ЕТО, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;

- подача организацией заявления о прекращении осуществления функций ЕТО.

Суды установили, что в министерство информация о наступлении оснований для лишения общества статуса ЕТО не поступала.

При этом суды правомерно отметили, что статус ЕТО обществу присвоен на основании пункта 11 Правил организации теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 15 Правил организации теплоснабжения, организация, имеющая статус ЕТО, вправе подать главе местной администрации городского поселения, городского округа, главе местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), в федеральный орган исполнительной власти заявление о прекращении осуществления функций ЕТО, за исключением случаев, если статус ЕТО присвоен в соответствии с пунктом 11 Правил организации теплоснабжения.

Заявление о прекращении функций ЕТО должно быть представлено до 1 августа текущего года. В случае нарушения указанного срока заявление о прекращении функций ЕТО не подлежит рассмотрению.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в настоящее время общество не может быть лишено статуса ЕТО.

Кроме того, суды обоснованно отклонили довод общества об отсутствии в достаточной степени финансирования на поддержание нормального состояния котельной, котельного оборудования и тепловых сетей ввиду утверждения низких тарифов на тепловую энергию и отсутствии инвестиционной программы.

Суд апелляционной инстанции отметил, что общество указывало на то, что суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что Минэнерго России как федеральный орган исполнительной власти осуществляет лишь формальное утверждение представленного проекта схемы теплоснабжения Красноярска, а формирование сценариев развития систем теплоснабжения и конечное представление проекта схемы теплоснабжения в Минэнерго России на утверждение осуществляется администрацией города Красноярска.

Частью 1 статьи 23 Закона о теплоснабжении установлено, что органы местного самоуправления должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, в которых содержатся пред проектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом 2 Требований, проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами по решению ответственных лиц.

Согласно пункту 3 Требований, схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения.

Таким образом, суды правомерно заключили, что министерство обладает полномочиями по утверждению схемы теплоснабжения Красноярска и не относится к кругу лиц, непосредственно участвующих в разработке схемы теплоснабжения Красноярска.

Также суды указали, что общество ссылалось на то, что при утверждении схемы теплоснабжения Красноярска министерство не учло, что земельный участок, на котором располагается котельная, находится в зоне рекреации (Р-4), которая не предполагает размещение котельных, что не соответствует документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Суды установили, что в соответствии с генеральным планом города Красноярска, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107, котельная, эксплуатируемая обществом на основании договора аренды, располагается на земельном участке в зоне рекреационного назначения (Р) (зона объектов оздоровительного назначения и туризма (Р-4), не предполагающей размещение котельных.

Согласно главе 1 схемы теплоснабжения Красноярска «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии на цели теплоснабжения» котельная общества (ОАО «Санаторий «Енисей») вводилась поэтапно в 1998, 2000, 2010 и 2012 годах.

Таким образом, суды обоснованно заключили, что котельная построена и осуществляет теплоснабжение потребителей тепловой энергии, что является основанием для включения котельной в схему теплоснабжения Красноярска.

Кроме того, уды указали, что согласно статье 39 Правил землепользования и застройки города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, зона объектов оздоровительного назначения и туризма (Р-4) помимо основных видов разрешенного использования также содержит вспомогательные виды разрешенного использования, в том числе коммунальное обслуживание (код - 3.1), в части размещения объектов капитального строительства в целях обеспечения населения и организаций коммунальными услугами, в частности: поставка воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи, отвод канализационных стоков, очистка и уборка объектов недвижимости (водозаборы, очистные сооружения, насосные станции, водопроводы, линии электропередачи, трансформаторные подстанции, газопроводы, линии связи, телефонные станции, канализация).

С учетом изложенного доводы общества о несоответствии схемы теплоснабжения Красноярска документам территориального планирования города Красноярска обоснованно отклонены судами.

Апелляционный суд указал, что общество ссылалось на то, что при утверждении схемы теплоснабжения Красноярска министерством не оценены замечания и предложения общества, поданные в рамках рассмотрения актуальной схемы теплоснабжения Красноярска.

В соответствии с пунктом 20 Требований, обеспечение открытости процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений к соответствующему проекту, а также организации публичных слушаний.

Апелляционный суд установил, что в рамках утверждения схемы теплоснабжения Красноярска министерством рассмотрена глава 17 «Замечания и предложения к проекту схемы теплоснабжения», согласно которой общество письмом от 04.06.2021 № 173 представило доводы об исключении котельной из схемы теплоснабжения Красноярска, которая обеспечивает жителей многоквартирных жилых домов по ул. Лесная и МБОУ СШ № 30 города Красноярска. В письме общество указало на отсутствие возможности заключения соглашения об исполнении схемы теплоснабжения Красноярска и проблемах установления тарифов на тепловую энергию. На данные замечания представлен обоснованный комментарий администрации города Красноярска.

Кроме того, суды обоснованно отметили, что общество не приводит информацию о несогласии с мероприятиями схемы теплоснабжения Красноярска в отношении котельной и тепловых сетей общества (фактически мероприятия отсутствуют) и предложения по их корректировке.

Таким образом, замечания и предложения общества рассмотрены администрацией при направлении схемы теплоснабжения Красноярска на утверждение министерства, в связи с чем данный довод обоснованно признан судами несостоятельным.

Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод общества о том, что судом первой инстанции не дана оценка действиям администрации при разработке схемы теплоснабжения Красноярска, поскольку предметом рассмотрения настоящего дела является приказ министерства, законность и обоснованность которого проверяется судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По вопросу не привлечения к участию в деле ОАО «Санаторий «Енисей» в качестве третьего лица суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что судом не усматривается и обществом фактически не обоснована необходимость привлечения ОАО «Санаторий «Енисей» в порядке части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что приказ министерства в оспариваемой части принят в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 января 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2022 года по делу № А40-231842/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО УК «Сосны» - без удовлетворения.

Председательствующий-судья В.В. Кузнецов

Судьи Р.Р. Латыпова

Е.Е. Шевченко