ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-36187/2022
город Москва Дело № А40-234562/21
27 июля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Порывкина П.А.,
судей: Бодровой Е.В., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2022 по делу № А40-234562/21 по иску Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации (ОГРН: <***>) к Обществу с ограниченной ответственностью «Предприятие «Элтекс» (ОГРН: <***>) о взыскании штрафа за
недостижение целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации
комплексного проекта в размере 116 932 228 руб.,
При участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 по доверенности от 17.12.2021,
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 14.01.2022.
У С Т А Н О В И Л:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ "ЭЛТЕКС" о взыскании штрафа за не достижение целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта в размере 116 932 228 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 апреля 2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, 17 октября 2016 между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России, Заказчик) и ООО «Предприятие ЭЛТЕКС» (далее - Исполнитель, Ответчик) был заключен договор о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры № 16411.1930168580.11.020 (далее - Договор), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 № 109 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научнотехнического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры» (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1.2 Договора, Исполнитель был обязан реализовать комплексный проект «Разработка и организация серийного производства линейки маршрутизаторов AR, DR, РЕ магистрального сегмента сети связи» (далее - комплексный проект).
В соответствии с пунктом 2.1 Договора, субсидии по настоящему договору предоставляются из федерального бюджета в соответствии с Планом-графиком возмещения части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры согласно Приложению № 2 к Договору.
Согласно пункту 2.3 Договора общая стоимость комплексного проекта составляет 1 361 207 709 000 (один миллиард триста шестьдесят один миллион двести семь тысяч семьсот девять) рублей, в том числе максимальный размер субсидии на срок реализации Комплексного проекта составляет 586 573 574 (пятьсот восемьдесят шесть миллионов пятьсот семьдесят три тысячи пятьсот семьдесят четыре) рубля.
Минпромторг России предоставил Ответчику субсидию в размере 516 837 168 (пятьсот шестнадцать миллионов восемьсот тридцать семь тысяч сто шестьдесят восемь) рублей.
На основании подпункта «б» пункта 3.1.2 Договора в редакции Дополнительного соглашения № 4 от 28 марта 2018 г., Исполнитель для подтверждения затрат, понесенных в рамках реализации комплексного проекта, предоставляет в Министерство справку о достижении показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта за отчетный период и ему предшествующий период, составленную в произвольной форме и подписанную руководителем Исполнителя, с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с пунктом 6.3 Договора и пунктом 25 Правил, в случае если по итогам реализации проекта хотя бы один из показателей (индикаторов) эффективности реализации проекта составляет менее 90 процентов заявленного значения, то к организации применяются штрафные санкции, размер которых рассчитывается согласно приложению № 2 к Правилам.
Согласно справке о достижении показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта ООО «Предприятие «ЭЛТЕКС» по комплексному проекту за период с 1 января 2019 по 30 июня 2019 по Договору: «Объем производства и реализации импортозамещающей или инновационной продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта, млн. руб.» и «Объем экспорта продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта, тыс. долларов США» составляет менее 90 процентов плановых значений, предусмотренных Договором.
Исполнителю были направлены требования о взыскании штрафа за не достижение целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта в размере 116 932 228 (сто шестнадцать миллионов девятьсот тридцать две тысячи двести двадцать восемь) рублей (исх. № 52333/11 от 23 июля 2020 г. и исх. № 67634/11 от 14 сентября 2020 г.).
В ответах на претензии ООО «Предприятие «ЭЛТЕКС» просило отменить или уменьшить размер штрафа за не достижение целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта (исх. № 2416/08 от 25 августа 2020 г. и исх. № 10/22/01 от 22 октября 2020 г.).
До настоящего времени штраф Исполнителем не оплачен, что и послужило основанием для обращения истца с иском в суд. Возражая против иска, ответчик указывает, что хотя бы и с просрочкой, но целевые показатели им достигнуты, истцом подтверждены, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания штрафных санкций.
Отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В Приложении № 1 к Договору установлены показатели (индикаторы) эффективности реализации комплексного проекта, одним из которых является предположительный срок реализации комплексного проекта, в течение которого будут достигнуты показатели (индикаторы) эффективности реализации комплексного проекта, а именно - 42 месяца, т.е. до 30.06.2019 года.
В срок до 30.06.2019 года ООО «Предприятие «ЭЛТЕКС» не достигло показателей реализации продукции на российском и зарубежном рынках уровня 90 % от плановых значений.
Однако, ответчик неоднократно в официальной переписке сообщал истцу, что он не отказывается от выполнения своих обязательств, а по объективным причинам вынужден перенести срок достижения показателей реализации продукции на более позднее время.
С вопросом о продлении срока реализации комплексного проекта ООО «Предприятие «ЭЛТЕКС» обращалось в экспертный совет при Минпромторге России, но внесения изменений в договор не последовало.
Однако, срок действия Договора не прекращен, Договор не был расторгнут сторонами.
Как следует из п. 8.1 Договора он вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему договору.
Данный факт не оспаривается Минпромторгом России, что подтверждается протоколом совещания по вопросам организации деятельности экспертного совета от 16.07.2019 года.
Более того, 18.12.2019 года экспертным советом при Минпромторге России была проведена выездная проверка реализации комплексного проекта.
По результатам проведения проверки экспертным советом было дано заключение (копия прилагается), которым установлено, что текущий статус по организации серийного производства продукции указывает, в соответствии с динамикой продаж на ближайшие 1,5-2 года, на достижение требуемого целевого показателя по выручке.
Комплексный проект продолжает реализовываться до настоящего момента, что также указывает на то, что ответчик не отказался от исполнения взятых на себя обязательств.
При подаче документов на конкурсный отбор сложно предугадать, а тем более рассчитать точный срок выхода на плановые значения по выручке.
В период реализации комплексного проекта за счет бюджетных денежных средств осуществляется только создание задела для предстоящей крупносерийной продажи.
По окончанию создания задела продукт выходит только на начальную стадию серийного производства.
С окончанием бюджетного софинансирования комплексный проект не закрывается, а продолжает реализовываться получателем субсидии самостоятельно.
Бюджетное финансирование не помогает продвинуть продукт на рынке, это делается самостоятельно получателем субсидии.
Кроме того, как указывает ответчик и не оспаривает истец, на момент рассмотрения настоящего спора по существу показатель «Объем производства и реализации импортозамещающей или инновационной продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта» выполнен на 90,2 %; показатель «Объем экспорта продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта» выполнен на 91,7 %.
Документы, подтверждающие достижение показателей реализации продукции на российском и зарубежном рынках свыше 90 % от плановых показателей, были направлены в Минпромторг с сопроводительным письмом от 09.12.2021 года № 3266/12 для проведения проверки степени достижения показателей.
В целях получения информации о результатах проверки отчетных материалов и подтверждения достижения ООО «Предприятие «ЭЛТЕКС» показателей по реализации продукции на российском и зарубежном рынках, а также для получения информации о том, достигнуты ли цели, предусмотренные Договором, каков размер убытков, иных негативных последствий, которые причинены Минпромторгу России в результате неполного достижения показателей к указанному в Договоре сроку, ответчик направил в Минпромторг России письмо от 17.12.2021 года № 3332/12.
В ответ на письмо от 17.12.2021 года № 3332/12 Минпромторг России направил в адрес ответчика письмо от 23.12.2021 года№ 114208/11, в котором было указано, что все целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации комплексного проекта «Разработка и организация серийного производства линейки маршрутизаторов AR, DR, РЕ магистрального сегмента сети связи», реализованного в рамках договора, достигнуты.
При этом Минпромторг России не сообщил о размере каких-либо негативных последствий, которые вызваны недостижением целевых показателей в срок, предусмотренный Приложением № 1 к Договору.
Исходя их отсутствия таких сведений, такие негативные последствия отсутствуют.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если вышеуказанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора» при неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон иным образом толкование условий договора осуществляется в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.
Приложением № 1 к Договору установлен срок реализации комплексного проекта, т.е. срок, в который предполагается обеспечить достижение всех заявленных показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта - 30.06.2019 года.
В соответствии с п. 6.3. Договора, а также абз. 2 п. 25 Правил в случаях если по итогам реализации проекта хотя бы один из показателей (индикаторов) эффективности реализации проекта составляет менее 90 % заявленного значения, то к организации применяются штрафные санкции, размер которых рассчитывается согласно Приложению № 2 к Договору.
Однако ни Договором, ни Правилами, меры ответственности за просрочку исполнения получателем субсидии вышеназванных обязательств не установлены.
Из буквального толкования договора не следует, что в случае исполнения ООО «Предприятие «ЭЛТЕКС» своих обязательств в необходимом объеме, но с нарушением предполагаемого срока (30.06.2019 года), ООО «Предприятие «ЭЛТЕКС» обязано выплатить в адрес Минпромторга России штраф.
Представляемые доказательства подтверждают доводы Ответчика о том, что в рамках исполнения Договора ООО «Предприятие «ЭЛТЕКС» достигло необходимых показателей, предусмотренных Договором, отсутствуют какие-либо негативные последствия, которые возникли в результате нарушения Ответчиком сроков достижения показателей, предусмотренных Договором.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений, неся, в противном случае, бремя негативных для себя последствий. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
На основании ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле обстоятельств. Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих фактов наличия тех или иных обстоятельств.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ, в соответствии с которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Достаточность доказательств можно определить как наличие необходимого количества сведений, достоверно подтверждающих те или иные обстоятельства спора.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием не признавать требования лица, участвующего в деле, обоснованными (доказанными).
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что, поскольку применение штрафных санкций за нарушение ответчиком сроков достижения показателей договор не предусматривает, в рамках исполнения договора от 17.10.2016 ООО «Элтекс» достигло необходимых показателей, предусмотренных договором, отсутствуют какие-либо негативные последствия, которые стали результатом нарушения ответчиком сроков достижения показателей, оснований для взыскания с ответчика штрафных санкций не имеется.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта Арбитражного суда города Москвы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2022 по делу №А40-234562/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: П.А. Порывкин
Судьи: Е.В. Бодрова
А.Л. Фриев