ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-23471/16 от 09.02.2017 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

16.02.2017

             Дело № А40-23471/16

Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2017

Полный текст постановления изготовлен 16.02.2017

Арбитражный суд Московского округа

в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,

судей Мысака Н.Я., Петровой Е.А.,

при участии в заседании:

от ООО "ЭкоФрио" – Малинин В.В., Добшевич С.О. – доверен. от 25.12.2016

от Правительства Брянской области – Корнюшина Н.А. – доверен. от 30.12.2016 №1-9183и

от Администрации Брянского района – Михальченко И.Н. – доверен. от 26.01.2015 №1-155А

от Министерства экономического развития Российской Федерации – Калмыков А.С. – доверен. от 04.04.2016 №36-АУ

от Департамента строительства и архитектуры Брянской области – Соколов О.О. – доверен. от 09.01.2017

от Департамента экономического развития Брянской области – Лымарь Ю.В. – доверен. от 09.01.2017 №Э-Ю-01

рассмотрев кассационную жалобу ООО "ЭкоФрио"

на решение от 08.07.2016

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Романенковой С.В.,

на постановление от 04.10.2016

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Гармаевым Б.П., Фриевым А.Л., Чепик О.Б.,

по делу № А40-23471/16 по иску ООО "ЭкоФрио" (ОГРН 1103256005775, ИНН 3250519362)

к 1) Правительству Брянской области (ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525), 2) Администрации Брянского района (ОГРН 1023202136605, ИНН 3207004800), 3) Министерству экономического развития Российской Федерации (ОГРН 1027700575385, ИНН 7710349494)

третьи лица: 1) Департамент строительства и архитектуры Брянской области (ОГРН 1053244112074, ИНН 3250061474), 2) Департамент экономического развития Брянской области (ОГРН 1093254006823, ИНН 3250511821)

о расторжении инвестиционного соглашения от 19.12.2012 N 1

УСТАНОВИЛ:

ООО "ЭкоФрио" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Брянской области о расторжении инвестиционного соглашения от 19.12.2012 N 1 о порядке реализации и совместного финансирования регионального инвестиционного проекта "Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев" за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, средств бюджета Брянской области, средств бюджета Брянского района Брянской области и средств Общества с ограниченной ответственностью "ЭКОФРИО".

Определениями от 13.04.2016, 31.05.2016 судом в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства и архитектуры Брянской области, Департамент экономического развития Брянской области.

Определением от 01.07.2016 судом в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена ответчика по делу - Администрация Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области на надлежащего - Правительство Брянской области.

Протокольным определением от 27.06.2016 судом отказано в удовлетворении истца о назначении судебной экспертизы, как необоснованное в соответствии со ст. 82 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2016 по делу N А40-23471/16 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2016 по делу N А40-23471/16 оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2016 по делу № А40-23471/2016 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 по делу № А40-23471/2016 и принять новый судебный акт - расторгнуть инвестиционное соглашение от 19.12.2012 № 1 о порядке реализации и совместного финансирования регионального инвестиционного проекта «Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев» за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, средств бюджета Брянской области, средств бюджета Брянского района Брянской области и средств общества с ограниченной ответственностью «ЭкоФрио».

В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суды пришли к неверному выводу о невыполнении истцом своих обязательств по строительству, поскольку истец был вынужден приостановить финансирование и строительство завода из-за того, что Администрация района не ввела в эксплуатацию канализационные очистные сооружения в 2013-м году, а возобновить строительство завода для истца по состоянию на сегодняшний день (в 2016-м году) невозможно, поскольку стоимость строительства увеличилась на 2,5 миллиарда рублей, что исключает возможность получения какой-либо прибыли от данного инвестиционного проекта, суды пришли к неверному выводу об отсутствии у истца права на приостановление финансирования и строительства работ при задержке Администрацией ввода в эксплуатацию канализационных очистных сооружений. Кроме того, нарушение срока финансирования проекта со стороны Администрации было допущено, в том числе, по причине того, что Управление ФАС России и Прокуратура Брянской области оспаривали муниципальный контракт, заключенный Администрацией на строительство очистных сооружений, в судебном порядке. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 по делу № А09-1227/2013 данный муниципальный контракт был признан недействительным. При этом, истец реализовал инвестиционный проект на 17,6 процентов, вложив в строительство 808,63 миллионов рублей, что установлено Департаментом экономического развития Брянской области. Суды пришли к неверному выводу об отсутствии оснований для применения ст. 328 ГК РФ, суды необоснованно отказали в проведении судебной экспертизы, суды не применили ч.ч.1, 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, п.2 ст. 405 ГК РФ, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.

Истцом представлено в материалы дела уточнение кассационной жалобы, которое кассационная коллегия возвращает заявителю, поскольку уточнение лицам, участвующим в деле не направлялось и содержит новые доказательства.

В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2016 по делу № А40-23471/2016 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 по делу № А40-23471/2016 и принять новый судебный акт - расторгнуть инвестиционное соглашение от 19.12.2012 № 1 о порядке реализации и совместного финансирования регионального инвестиционного проекта «Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев» за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, средств бюджета Брянской области, средств бюджета Брянского района Брянской области и средств общества с ограниченной ответственностью «ЭкоФрио».

Ответчики и третьи лица доводы кассационной жалобы отклонили, просили судебные акты оставить в силе. Правительством Брянской области, Департаментом экономического развития Брянской области, Администрацией Брянского района представлены отзывы.

Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд  кассационной инстанции приходит  к выводу о том, что отсутствуют  основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения  оспариваемых судебных актов, а именно:

Из материалов дела следует и установлено судами, 19.12.2012 между Министерством регионального развития Российской Федерации (Министерство), Администрацией Брянской области (Ответственный исполнитель 1), Администрацией Брянского района Брянской области (Ответственный исполнитель 2) и Обществом с ограниченной ответственностью "ЭКОФРИО" (Инвестор) заключено инвестиционное соглашение N 1 о порядке реализации и совместного финансирования регионального инвестиционного проекта "Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев" за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, средств бюджета Брянской области, средств бюджета Брянского района Брянской области и средств общества с ограниченной ответственностью "ЭКОФРИО".

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2008 N 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 N 2214-р стороны обязались совместными усилиями обеспечить реализацию регионального инвестиционного проекта "Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев" в соответствии с законодательством Российской Федерации и на условиях соглашения.

Согласно п. 1.2 соглашения проект состоит из двух этапов: а) I этап - строительство объекта инженерной инфраструктуры; б) II этап - строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев.

По условиям п.п. 1.3, 1.4 соглашения ответственным исполнителем 2 осуществляются работы по созданию объекта капитального строительства собственности Брянского района Брянской области "Канализационные очистные сооружения п. Добрунь Брянского района Брянской области" мощностью 3 080 куб. м/сутки. Ответственный исполнитель 2 обеспечивает ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в 2013 году.

Согласно п.п. 1.5, 1.6 соглашения инвестором осуществляются работы по созданию объекта капитального строительства собственности инвестора "Завод по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев ООО "ЭКОФРИО" в Брянском районе (мощность: производство картофеля - 70 000 тонн/год; производство картофельных хлопьев - 3 850 тонн/год). Инвестор обеспечивает ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в 2014 году.

Общий объем инвестиционных средств, направляемых сторонами на реализацию проекта, составляет 4 865 410 000 руб. Министерство обеспечивает перечисление субсидии бюджету в размере 197 510 000 руб., ответственный исполнитель 1 обеспечивает финансирование создания объекта в размере 54 640 000 руб., ответственный исполнитель 2 обеспечивает финансирование создания объекта в размере 13 660 000 руб., инвестор обеспечивает финансирование создания объекта в размере 4 590 600 000 руб.

Согласно п. 9.1 соглашения срок реализации проекта - 2012-2014 годы в соответствии с паспортом объекта.

По условиям статьи 10 соглашения имущество (канализационные очистные сооружения), создаваемые в ходе реализации проекта, финансирование создания которого осуществляется за счет средств бюджета Брянского района Брянской области (в том числе за счет бюджетных ассигнований Фонда, и средств бюджета Брянской области, предоставляемых в форме субсидий), поступает в собственность Брянского района Брянской области, имущество (завод по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев), создаваемое в ходе реализации проект финансирование создания которого осуществляется за счет средств инвестора, поступает в собственность инвестора.

Во исполнение выполнения работ по строительству объекта: "Канализационные очистные сооружения п. Добрунь Брянского района Брянской области" между Администрацией Брянского района Брянской области и ОАО Строительно-коммерческая фирма "Комфорт" заключен муниципальный контракт N 34 от 24.12.2012, которым предусмотрен срок выполнения работ с 24.12.2012 по 29.11.2013.

Из копии технического паспорта ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" технологического комплекса "Канализационные очистные сооружения п. Добрунь Брянского района Брянской области" и копии технического плана сооружения, составленных по состоянию на 23.01.2014 следует проведение технической инвентаризации для постановки объекта на кадастровый учет (постановка на кадастровый учет подтверждена инвентарным делом N 03-17/10579).

Вновь выстроенное сооружение - Канализационные очистные сооружения п. Добрунь Брянского района Брянской области, расположенное по адресу: Брянская область, Брянский район, участок находится примерно в 300 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: п. Добрунь, ул. Зеленая, д. 5, что подтверждается справкой Брянского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация федеральное БТИ" от 06.05,2016 г. N 03-04-90.

29.04.2016 распоряжением администрации Брянского района от N 122-р назначена комиссия по приемке в эксплуатацию объекта "Канализационные очистные сооружения п. Добрунь Брянского района Брянской области", определена дата работы комиссии - 12.05.2016.

По результатам работы рабочей комиссии выявлены замечания по строительной части, в связи с чем ОАО СКФ "Комфорт" было предложено устранить замечания в срок до 20.05.2016.

В связи с завершением строительства и вводом в эксплуатацию объекта "Канализационные очистные сооружения" согласно  свидетельству о государственной регистрации права 32 - АЖ N 026013 от 20.01.2012 Постановлением Добрунской сельской администрации от 25.05.2016 N 257 принято решение о присвоении объекту "Канализационные очистные сооружения" и земельному участку с кадастровым номером 32:02:030233:10 площадью 39976 кв. м, находящемуся примерно в 300 по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Брянская область, Брянский район, д. Добрунь, ул. Зеленая, д. 5, почтовый адрес: Брянская область, Брянский район, д. Добрунь, ул. Зеленая, д. 5.

Строительство объекта "Канализационные очистные сооружения п. Добрунь Брянского района Брянской области" выполнено в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и действующими техническими документами, данный объект считается принятым от генподрядчика для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что следует из акта приемки объекта капитального строительства от 14.06.2016.

24.06.2016 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 32-502302-46-2013.

Основные результаты реализации этапа регионального инвестиционного проекта указаны в приложением N 2 к паспорту регионального инвестиционного проекта "Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев" за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также предусмотрены в приложении приложением N 3 к соглашению, согласно которым: I этап. Строительство объекта инженерной инфраструктуры. 2012 год - начало строительства канализационных очистных сооружений мощностью 3 080 куб. м/сутки, 2013 год - завершение строительства и ввод в эксплуатацию канализационных очистных сооружений мощностью 3 080 куб. м/сутки. II этап. Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев. 2012 год - начало строительства завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев. 2013 год - продолжение строительства завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев. 2014 год - завершение строительства и ввод в эксплуатацию завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев.

В приложении N 1 к паспорту регионального инвестиционного проекта ("Источники и объемы финансирования регионального инвестиционного проекта..."), установлены этапы реализации регионального инвестиционного проекта на II этапе (строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев) для инвестора в 2012, 2013 и 2014 годах, а не с 2013 года и Приложение N 4 к соглашению, где установлен объем финансирования за планируемые периоды (IV квартал 2012 года - за счет собственных средств инвестора - 362460 тыс. руб., за счет заемных - 1 163 570 тыс. руб., в 2013 году (с разбивкой на 4 квартала) - за счет собственных средств инвестора - 629 860 тыс. руб., за счет заемных средств - 2 050 420 тыс. руб.

Из акта Контрольно-счетной палаты Брянской области от 28.10.2014 по результатам встречной проверки в ООО "ЭкоФрио" в рамках контрольного мероприятия "Эффективность использования предоставленной государственной поддержки и достижения заявленных показателей в процессе реализации коммерческих инвестиционных проектов" следует, что паспорт регионального инвестиционного проекта "Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев" утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации 29.11.2012, т.е. за месяц до окончания календарного года. Средства инвестиционного фонда на строительство объекта инженерной инфраструктуры в бюджет Брянской области поступили - 27.12.2012. Освоение поступивших денежных средств не представлялось возможным. Строительство завода по состоянию на 15.10.2014 не завершено, при этом инвестором принято решение о разделении проекта строительства на 2 этапа, сроки которых составляют декабрь 2014 года - 2017 год. Указанное решение не согласовано с иными участниками инвестиционного проекта.

Суды установили, отсутствие доказательств нарушения санитарно-эпидемиологических требований на II этапе реализации инвестиционного соглашения, предусматривающего в 2012 году - начало строительства завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев, в 2013 году - продолжение строительства завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев и  в 2014 году - завершение строительства и ввод в эксплуатацию завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев истцом не предоставлено.

В  силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.

Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора либо в предусмотренных договором случаях. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований., т.к. стороны не представили доказательств существенного нарушения вышеназванного соглашения.

Из материалов дела следует и судами установлен факт отсутствия   оснований для применения ст. 328 ГК РФ, т.к. достигнутые сторонами договоренности предполагали одновременное исполнение принятых обязательств.

Доводы заявителя о том, что возобновление строительства завода для истца по состоянию на сегодняшний день (в 2016-м году) невозможно, поскольку стоимость строительства увеличилась на 2,5 миллиарда рублей, что исключает возможность получения какой-либо прибыли от данного инвестиционного проекта, кассационная коллегия считает несостоятельными, поскольку возможность возникновения негативных последствий при исполнении соглашения сопутствует рисковому характеру предпринимательской деятельности.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.

Согласно  ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в  ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2016 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 по делу № А40-23471/16 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                              Н.Ю. Дунаева

Судьи:                                                                                                          Н.Я. Мысак

                                                                                                                      Е.А. Петрова