ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-235725/18 от 04.07.2019 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 июля 2019 года                                          по делу N А40-235725/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2019 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Каменской О.В.,

судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от заявителя: Нахушева М.Х. по дов. от 19.03.2019;Лигидов А.К. . по дов. от 06.03.2019,

от соответчиков: 1. Мустаева В.Я. по дов. от 25.02.2016; 2. Савастлеев А.А.по дов. от 12.12.2018;

от третьих лиц: 1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; 3. не явился, извещен; 4. не явился, извещен;

рассмотрев 04 июля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики

на решение от 11 декабря 2018 года

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Немовой О.Ю.

на постановление от 19 марта 2019 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Красновой Т.Б., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.

по делу № А40-235725/18

по заявлению Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства сельского хозяйства КБР

к 1) Министерству финансов Российской Федерации; 2) Федеральному казначейству

третьи лица: 1) Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, 2) Управление федерального казначейства Кабардино-Балкарской Республики, 3) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, 4) Правительство Кабардино-Балкарской Республики

о признании незаконными приказов N 2549 от 19.09.2018, N 2550 от 19.09.2018, N 2551 от 19.09.2018, N 2552 от 19.09.2018 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения N 07-04-04/09-17474 от 17.08.2018

установил:

Кабардино-Балкарская Республика в лице Министерства сельского хозяйства КБР (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании о признании незаконными приказов Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) N 2549 от 19.09.2018 г., N 2550 от 19.09.2018 г., N 2551 от 19.09.2018 г., N 2552 от 19.09.2018 г. и уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения N 07-04-04/09-17474 от 17.08.2018.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, Управление федерального казначейства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Правительство Кабардино-Балкарской Республики.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2018 года, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.

До начала судебного разбирательства от Минфина России поступил отзыв на кассационную жалобу.

В судебном заседании представитель Минфин России заявил ходатайство о приобщении к материалам дела данных отзывов, представил их оригиналы, а также доказательства заблаговременного направления отзыва всем лицам, участвующим в деле.

Ходатайство удовлетворено судом.

В заседании кассационной инстанции представитель кассатора поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Минфина России против ее удовлетворения возражал по доводам, изложенным в отзыве.

Представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явились, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Судами установлено, что в период с 11.05.2018 по 20.06.2018 в отношении Минсельхоза КБР Управлением Федерального казначейства по КБР (далее - УФК по КБР) проведена выездная проверка соблюдения условий софинансирования при исполнении расходных обязательств субъекта Российской Федерации с использованием субсидий из федерального бюджета, предоставленных КБР в 2015 и 2016 годах.

Указанные контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных пунктом 3 статьи 166.1 и статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством, в том числе через свои территориальные органы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ и пунктами 39 - 43 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092).

По результатам проверки органом внутреннего финансового контроля (пункт 3 статьи 265 БК РФ) оформлен акт выездной проверки от 20.06.2018 (пункт 44 Правил N 1092) (далее - Акт проверки), копия которого в тот же день вручена Министру сельского хозяйства КБР Говорову С.А., о чем имеется его подпись и указана дата вручения.

Согласно Акту проверки УФК по КБР в деятельности Минсельхоза КБР выявлены бюджетные нарушения в виде нарушения условий софинансирования, установленных Соглашениями от 05.02.2015 N 52/17-с (по субсидиям на 2015 год) и от 08.04.2016 N 222/10-с (по субсидиям на 2016 год), при исполнении расходных обязательств КБР на реализацию мероприятий в отрасли сельского хозяйства, софинансируемых, в том числе за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета.

Акт проверки и прилагаемые к нему материалы направлены в Федеральное казначейство для принятия решения о направлении в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункты 46, 47 и 71 Правил N 1092).

Рассмотрев акт проверки и представленные материалы, руководитель Федерального казначейства направил в Минфин России уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 30.03.2018 N 07-04-04/09-17474 (далее -Уведомление о БМП), в котором в краткой форме отражены обстоятельства бюджетных нарушений, указанных в Акте проверки, и суммы средств субсидий, использованных с нарушением условий софинансирования, подлежащие бесспорному взысканию.

На основании указанного Уведомления о БМП Министерство финансов Российской Федерации издало оспариваемые приказы N 2549, N 2550, N 2551, N 2552 по каждому бюджетному нарушению (пункт 1 статьи 306.2 БК РФ), на основании которых из бюджета КБР (публичного-правового образования) бесспорно взысканы суммы средств в размерах, указанных в приказах.

Распорядительной частью приказов предписано Федеральному казначейству исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства КабардиноБалкарской Республики (Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Кабардино-Балкарской Республики, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Кабардино-Балкарской Республики, рассчитанной по состоянию на 17 августа 2018 года, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет на счет получателя 40101810500000001901 "Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации л/с 04951000820)".

В частности, взыскано: по приказу N 2549 - 1 902 921 рублей 02 копейки; по приказу N 2550 - 6 640 804 рублей 07 копеек; по приказу N 2551 - 11 595 346 рублей 14 копеек; по приказу N 2552 - 593 111 рублей 90 копеек.

Судами установлено, что во вводной части приказы содержат ссылки на основания их издания, такие как: факт бюджетного нарушения в виде нарушения условий предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, установленных соответствующими Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 (далее - Правила N 1460), и Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемым между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, от 05.02.2015 N 52/17-с (далее - Соглашение N 52/17-с, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, являющимися приложением N 8 к Программе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 (далее - Правила N 598), и Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, от 08.04.2016 N 222/10-с (далее - Соглашение N 22/10-с), Уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 17.08.2018 N 07-04-04/09-17474.

Также судами установлено, что в приказе N 2549 указано на нарушение условий предоставления (расходования) в 2015 году субсидий на возмещение части на возмещение части прямых понесенных затрат на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" (Правила N 1460); в приказе N 2550 указано на нарушение условий предоставления (расходования) в 2015 году субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" (Правила N 1460); в приказе N 2551 указано на нарушение условий предоставления (расходования) в 2015 году субсидий на поддержку племенного животноводства в рамках подпрограммы "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства" (Правила N 1460); в приказе N 2552 указано на нарушение условий предоставления (расходования) в 2016 году субсидий на развитие газификации в сельской местности в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2027 годы и на период до 2020 года" (Правила N 598).

Не согласившись с указанными уведомлением и приказами, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о соответствии оспариваемых ненормативных актов закону.

Кассационная коллегия считает, что принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

В силу пункта 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.

Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ (в редакции на момент предоставления субсидии) цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Среди межбюджетных трансфертов, указанных в статье 129 БК РФ, предусмотрены субсидии.

Согласно пункту 2 статьи 26.19 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта Российской Федерации для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 7 Закона N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.

Исходя из указанных норм БК РФ и Закона N 264-ФЗ, Закона N 184-ФЗ в их системном взаимодействии суд делал вывод о том, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления (расходования) субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также определять уровни объемов и порядок расчета таких объемов предоставляемых субсидий.

Согласно пункту 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации и абзацу четвертому статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Таким образом, суды пришли к выводу о том, что Правила предоставления субсидий должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета. Такие участники межбюджетных отношений в соответствии со статьей 6 БК РФ именуются получателями средств федерального бюджета.

В соответствии с указанными нормами бюджетного законодательства и в целях реализации Закона N 264-ФЗ и мероприятий государственной программы N 717 (ее подпрограмм) Правительство Российской Федерации постановлением от 28.12.2012 N 1460 утвердило и ввело в действия Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (в ред. действующей в период предоставления субсидий, далее - Правила N 1460).

В рамках федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598), утвердило Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог (далее - Правила N 598).

Указанными Правилами предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются на софинансирование исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ (путем передачи средств субсидий в местные бюджеты на софинансирование исполнения расходных обязательств муниципальных образований) в области сельского хозяйства на реализацию мероприятий, установленных такими программами (п. 2, п. 15 - 20 Правил N 1460, раздел IV "Обоснование ресурсного обеспечения Программы, раздел V "Механизм реализации Программы, Федеральной целевой программы, "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (Правила N 598).

Судами также верно указано, что требование названных Правил является одним из условий предоставления субсидий из федерального бюджета, вытекающее из принципа целевого и адресного назначения субсидий, установленного статьей 38 БК РФ.

Помимо указанного условия, названные Правила содержат также ряд обязательных условий, к которым отнесены такие как: наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) (содержащих соответствующие мероприятия); наличие средств в бюджетах субъектов Российской Федерации (местных бюджетах) на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации (расходных обязательств муниципальных образований) (на реализацию мероприятий программ); наличие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий (за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации).

Также, кроме указанных условий, Правила содержат финансовые условия предоставления субсидий, определяющие объемы субсидий, порядок расчетов объемов предоставляемых субсидий, уровни софинансирования и порядок использования (расходования) предоставляемых субсидий с учетом принципа софинансирования.

В соответствии с пунктом 23 Правил N 1460 Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидий. Форма соглашения о предоставлении субсидий утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с положениями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", (п. 23 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2015 N 53).

Применительно к уровням софинансирования, Правила предусматривают порядок расчета такого уровня исходя из расчетного уровня дотаций, направляемых из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Также судами указано, что Правилами N 598 (пункт 6) предусмотрен уровень, равный 0,7 / РБО, где РБО - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-ro субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год после распределения дотаций, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации", а 0,7 - средний уровень софинансирования.

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 70 процентов расходного обязательства (абзац третий подпункта "б" пункта 3 Правил N 598).

Правила N 1460 предусматривают способ дифференцированного расчета размера субсидий в зависимости от наименования мероприятия, предусмотренного пунктом 2 Правил, и варьируется в пределах от 80% до 100% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - по конкретному кредиту в увязке с конкретным видом субсидии (пункт 6 Правил N 1460).

При этом субъекты Российской Федерации предусматривают в своих бюджетах средства на возмещение части процентной ставки по соответствующим кредитам в пределах 20% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по конкретному кредиту в увязке с конкретным видом субсидии, в некоторых случаях - не менее 20% ставки рефинансирования (пункт 7 Правил N 1460).

Правила содержат верхний и нижний пределы средств, предоставляемых из федерального бюджета, а конкретное соотношение объемов средств федерального и регионального бюджетов устанавливается в заключаемом между Минсельхозом России и высшим исполнительным государственным органом субъекта РФ Соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета, когда стороны согласуют между собой уровни софинансирования, устанавливая в Соглашении конкретные суммы расходов за счет двух бюджетов (в том числе консолидированного бюджета субъекта РФ) на выполнение мероприятий региональной программы, и одновременно принимают на себя расходные обязательства в объемах сумм бюджетных средств, указанных в Соглашении.

В соответствии с пунктом 25 Правил в случае если размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение субсидий, не соответствует уровню софинансирования из федерального бюджета, предусмотренному пунктом 7 настоящих Правил и отраженному в соглашении о предоставлении субсидий, то размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся средства могут быть перераспределены между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами.

Положения, регулирующие обязательный и принудительный возврат неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков в федеральный бюджет, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ. Положения пункта 5 статьи 242 БК РФ являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений).

Таким образом, с учетом вышеуказанных положений БК РФ об обязательствах, судами сделан правильный вывод о том, что Российская Федерация и КБР, заключая Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и, предусматривая в Соглашениях конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, из закона КБР о республиканском бюджете на соответствующие года (2015 и 2016) и региональной программы развития сельского хозяйства, одновременно принимают на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как федеральной программы N 717, так и региональной программы, на софинансирование которой в соответствующей пропорции предоставляются субсидии из федерального бюджета.

Судами установлено, что во исполнение государственной программы N 717, указанных Правил между Минсельхозом России и Правительством КБР были заключены Соглашение N 52/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета КБР в 2015 году и Соглашение N 222/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета КБР в 2016 году.

В соответствии с пунктом 1.3 указанных Соглашений высший исполнительный орган использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашений (имеет ссылку на приложение N 1 к Соглашениям, установлен перечень субсидий с указанием сумм бюджетных средств), в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных КБР. Пунктами 2.2.1 Соглашений установлено обязательство высшего исполнительного органа о финансировании расходов по направлениям и в объемах, установленных в приложениях N 1 и N 2 Соглашений (в приложении N 1 указаны федеральные средства на субсидии, в приложении N 2 - бюджетные средства КБР, т.е. расходные обязательства), в том числе на основании порядка предоставления средств субсидий (также пункт 2.2.4 Соглашения N 222/10-с).

Пункт 2.2.8 Соглашения N 52/17-с, пункт 2.2.10 Соглашения N 222/10-с предусматривают условие возврата остатков неиспользованных средств субсидий в федеральный бюджет по окончании финансового года.

Оценив условия Соглашения в их совокупности, суд пришли к правильному выводу о том, что в случае сокращения расходных обязательств КБР, подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашениями, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет. В случае невозврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.

Также судами установлено, что указанные условия Соглашения устанавливают принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета КБР при расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств КБР, который Республикой как публично-правовым образованием при осуществлении фактических расходов был нарушен.

При соблюдении указанных условий (пропорции) и, в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов) в результате, например, эффективного проведения торгов, такое сокращение расходов не может возникнуть только у бюджета Республики, оно возникает также и в отношении средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета. При этом установленная Соглашением пропорция средств бюджетов, вытекающая из объемов принятых сторонами расходных обязательств, должна применяться к общему остатку неиспользованных бюджетных средств при реализации программных мероприятий.

Возникновение остатка средств только в средствах Республики указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы Республикой в полном объеме (то есть с перерасходом), а собственные средства Республики при этом незаконно сэкономлены в нарушение принятых на себя расходных обязательств.

Таким образом, кассационная коллегия соглашается с выводами судов о том, что при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и Республиканского бюджетов, КБР не вправе в одностороннем порядке изменять уровни софинансирования в обход условий Соглашения и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств Республиканского бюджета, а также в силу абзаца пятого статьи 31 БК РФ; орган внутреннего финансового контроля пришел к обоснованным выводам о нарушении условий софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств КБР Министерством сельского хозяйства КБР.

Кроме того, судами указано, что названные выводы контрольного органа основаны на отчетах о расходовании бюджетных средств, в том числе субсидий, которые Минсельхоз КБР направлял в Минсельхоз России, а также на платежных документах, полученных в процессе контрольных мероприятий. Направление таких отчетов предусмотрено условиями указанных выше Соглашений.

При этом судами отмечено, что оспаривая приказ N 444, заявитель, по сути, оспаривает сведения своих же отчетов, на основе сведений из которых, отраженных в акте проверки и уведомлении о БМП, принят данный приказ.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 23 Правил N 1460, пункта 2.2.1 Соглашения, Министерством нарушены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечено финансирование расходных обязательств за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 20 732 183 руб. 13 коп.

Нарушение условий софинансирования расходных обязательств, допущенное КБР, свидетельствует о нарушении условий предоставления (расходования) средств субсидий из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Кроме того, судами дана оценка доводам заявителя о достижении показателей результативности предоставления субсидии. Суды правомерно указали, что указанные обстоятельства не могут оправдывать незаконное получение экономии средств республиканского бюджета за счет перерасхода средств федерального бюджета.

На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что суды, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права пришли к правомерным выводам об отказе в удовлетворении исковых требований.

Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основание отмены судебных актов, поскольку по своей сути сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.

Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2019 года по делу № А40-235725/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий-судья

О.В. Каменская

Судьи           

И.Ю. Григорьева

В.В. Кузнецов