ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-238909/2022-84-1822 от 01.11.2023 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-238909/22-84-1822

09 ноября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2023 года

Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2023 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ФГБУ «РЭА» Минэнерго России: ФИО1 (дов. № 98 от 19.05.2023 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Федерального казначейства: ФИО2 (дов. № 09-04-11/30891 от 15.12.2021 г.);

от третьего лица Минэнерго России: ФИО3 (дов. № НШ-518/03 от 21.01.2021 г.);

от третьего лица Счетной палаты Российской Федерации: не явились, извещены;

рассмотрев 01 ноября 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу Минэнерго России

на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 апреля 2023 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2023 г.,

по делу № А40-238909/22-84-1822

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации

к Федеральному казначейству

о признании незаконным представления от 26 июля 2022 г. № 22-00-05/18466 в части,

третьи лица: Министерство энергетики Российской Федерации; Счетная палата Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ: Федеральным казначейством на основании приказа от 02 февраля 2022 г. № 27п «О назначении плановой выездной проверки в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации» (далее – ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, учреждение, заявитель) (с учетом приказов от 15 марта 2022 г. № 95п, от 05 апреля 2022 г. № 127п, от 26 апреля 2022 г. № 165п, от 26 апреля 2022 г.) проведена плановая выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ «РЭА» Минэнерго России (проверяемый период 01 января 2019 г. по истекший период 2022 года).

По итогам проведенной проверки Федеральным казначейством был составлен акт внеплановой выездной проверки от 08 июня 2022 г., в котором отражены вываленные нарушения бюджетного законодательства.

26 июля 2022 г. Федеральным казначейством в адрес ФГБУ «РЭА» Минэнерго России направлено представление № 22-00-05/18466 (далее – представление), в соответствии с которым учреждению предписано принять меры к возврату средств в сумме 249 559 368,37 руб. в доход федерального бюджета, указанных в пунктах 1-10 представления (пункт 1 представления); применить меры ответственности за нарушение сроков поставки товаров, работ (услуг) в сумме 35 819,21 руб., указанных в пунктах 12-14 представления (пункт 2 представления); принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 11, 15-20 представления (пункт 3 представления).

Указанным представлением также установлены порядок и сроки его исполнения.

Считая свои права нарушенными, ФГБУ «РЭА» Минэнерго России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному казначейству о признании указанного представления незаконным в части пункта 1 требований представления о принятии учреждением мер к возврату указанных в пунктах 1-10 представления средств в сумме 249 559 368,37 руб. в доход федерального бюджета.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России) и Счетная палата Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 апреля 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2023 г., в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе Минэнерго России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

В отзыве на кассационную жалобу Федеральное казначейство просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

ФГБУ «РЭА» Минэнерго России в отзыве на кассационную жалобу с доводами кассационной жалобы Минэнерго России согласилось.

Отзыв на кассационную жалобу от Счетной палаты Российской Федерации не поступил.

В заседании кассационной инстанции представитель Минэнерго России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Федерального казначейства против ее удовлетворения возражал. Представитель ФГБУ «РЭА» Минэнерго России с доводами жалобы согласился.

Представитель Счетной палаты Российской Федерации в заседание кассационной инстанции не явился.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что представление в оспариваемой части соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Судами установлено, что пунктами 1-10 представления учреждению вменяется нарушение порядка расчета целевой субсидии, приведший к неправомерному предоставлению средств субсидии, то есть в использовании при расчете размера средств субсидии информации о среднемесячной заработной платы работников не в соответствии с видом деятельности (видом работ), осуществляемой за счет средств субсидии, что привело к расчету субсидии с нарушением условий их предоставления и завершению размера целевой субсидии.

Каждый из 10 обжалуемых пунктов представления описывает нарушение по одному из представленных к проверке соглашений.

По соглашению от 25 июня 2019 г. № 022-02-2019-001 в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), абзаца 3 пункта 3 Правил предоставления из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 01 марта 2017 г. № 144 (далее – Правила № 144), пунктов 2.3, 6.1.1 Соглашения от 25 июня 2019 г. № 022-02-2019-001, Раздела M Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии приказом от 31 января 2014 г. № 14-ст (далее - ОКВЭД2), учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2019 году, выразившееся в применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 10 мероприятий по соглашению, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 10 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение № 5 к соглашению), для определения показателя «Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за 2018 год» применена группировка М70 «Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления» по виду экономической деятельности 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления», включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.

Указанным соглашением предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М72 «Научные исследования и разработки» виду экономической деятельности 72.19 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие», включающие (по ОКВЭД2): исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (анализ - метод исследования), а именно: анализ результатов реализации корпоративных планов импортозамещения; мониторинг и анализ реализованных, реализуемых и планируемых к реализации с участием организаций ТЭК проектов импортозамещения; мониторинг взаимодействия организаций ТЭК и предприятий ОПК; мониторинг и анализ фактических закупок госкомпаниями ТЭК продукции с высоким индексом критичности; разработка предложений по формированию единой методической базы проведения госкомпаниями ТЭК аккредитации и технического аудита производителей продукции гражданского назначения; экспертиза проектов, технических, методических и иных документов по вопросам цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса Российской Федерации; ведение реестра проектов по цифровой трансформации, реализуемых организациями топливно-энергетического комплекса; разработка базовой модели отраслевых образовательных программ и программ переподготовки кадров для цифровой энергетики.

Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на реализацию политики импортозамещения и развития цифровой энергетики в топливно-энергетическом комплексе на сумму 23 923 518,95 руб., предоставленной по соглашению от 25 июня 2019 г. № 022-02-2019-001 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики».

По соглашению от 19 ноября 2019 г. № 022-02-2019-003 в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, абзаца 6 пункта 3 Правил № 144, пункта 2.3 соглашения, Раздела J ОКВЭД2 учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2019 году, выразившееся в применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 6 мероприятий по соглашению, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 6 мероприятий (Информационное сопровождение ГИС ТЭК - 3 мероприятия; Аналитическое сопровождение ГИС ТЭК - 3 мероприятия), предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение № 5 к соглашению) для определения показателя «Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период» применена группировка J62 «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги» по видам экономической деятельности: 62.01 «Разработка компьютерного программного обеспечения», 62.02 «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий», 62.09 «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая», включающие выполнение работ: разработку структуры и содержания и/или написание компьютерной программы, необходимой для создания и реализации поставленной задачи, в том числе: системного программного обеспечения (в том числе обновления и исправления), приложений программного обеспечения (в том числе обновления и исправления), баз данных, web-страниц; планирование и проектирование компьютерных систем, которые объединяют компьютерную технику, программное обеспечение и технологии передачи данных; предоставление услуг по восстановлению компьютера после сбоя, установку (настройку) персональных компьютеров, установку программного обеспечения.

Указанным соглашением предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке J63 «Деятельность в области информационных технологий» виду экономической деятельности 63.11 «Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность», включающий (по ОКВЭД2): услуги в области обработки данных и деятельность, связанную с обработкой данных; проведение специальных действий, таких как: web-хостинг, услуги потоковой передачи данных; общее предоставление распределенных по времени технических компьютерных средств заказчикам; обработку данных: полную обработку данных, предоставленных заказчиком; создание специальных отчетов на основании данных, предоставленных заказчиком; предоставление услуг по вводу данных, а именно: сбор данных, предоставляемых в обязательном порядке юридическими лицами для включения в систему по формам предоставления информации, включая регистрацию информации, предоставляемой субъектами ГИС ТЭК, с использованием программно-технических средств ГИС ТЭК; регистрация субъектов ГИС ТЭК, оперативная информационная поддержка субъектов ГИС ТЭК, формирование отчетных сведений о предоставлении информации субъектами ГИС ТЭК в систему, формирование справочной информации, ведение реестров данных; формирование аналитической информации (информационно-справочных и информационно - аналитических материалов).

Неверное применение кода ОКВЭД2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на формирование, хранение, ведение и организацию использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса, организационно-технологическое сопровождение функционирования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса на сумму 17 782 736,40 руб., предоставленной по соглашению от 19 ноября 2019 г. № 022-02-2019-003 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» целевой статье 30 7 02 90059 основное мероприятие «Формирование, хранение, ведение и организация использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса, организационно-технологическое сопровождение функционирования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса» подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики».

По соглашению от 07 апреля 2020 г. № 022-02-2020-002 в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, абзаца 6 пункта 3 Правил № 144, пунктов 2.3, 6.1.1 соглашения, Раздела M ОКВЭД2 учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2020 году, выразившееся в применении вида экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 10 мероприятий по соглашению, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 10 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение № 5 к соглашению) для определения показателя «Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за 2019 год» применена группировка М70 «Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления» вид экономической деятельности 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления», включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.

Указанным соглашением предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М72 «Научные исследования и разработки» коду экономической деятельности 72.19 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие», включающие (по ОКВЭД2): исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (анализ - метод исследования), а именно: анализ результатов реализации корпоративных планов импортозамещения; мониторинг и анализ реализованных, реализуемых и планируемых к реализации с участием организаций ТЭК проектов импортозамещения; мониторинг взаимодействия организаций ТЭК и предприятий ОПК; разработка перечней функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик 8 конкурентоспособной российской продукции с учетом предложений компаний топливно-энергетического комплекса; разработка предложений по формированию единой методической базы по проведению госкомпаниями ТЭК предварительной квалификации производителей продукции гражданского назначения и добровольной сертификации продукции гражданского назначения; анализ документов стратегического планирования по вопросам цифровой трансформации ключевых компаний ТЭК; разработка предложений в проект Плана мероприятий («дорожной карты») реализации ведомственного проекта «Цифровая энергетика»; мониторинг деятельности инновационных научно-технологических центров, а также испытательных центров и полигонов; мониторинг, сопровождение и оценка реализации приоритетных проектов по цифровой трансформации ТЭК.

Неверное применение кода ОКВЭД2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на реализацию политики импортозамещения и развития цифровой энергетики в топливно-энергетическом комплексе на сумму 23 056 138,19 руб., предоставленной по соглашению от 07 апреля 2020 г. № 022-02-2020-002 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики».

По соглашению от 17 апреля 2020 г. № 022-02-2020-003 в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 10.3 Правил предоставления из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.08.2020 № 679 (далее - Правила № 679), пункта 2.3 соглашения, с учетом дополнительного соглашения от 08 декабря 2020 г. № 022-02-2020-003/1, Раздела J ОКВЭД2 учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2020 году, выразившееся в применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 7 мероприятий по соглашению, с учетом дополнительного соглашения от 08 декабря 2020 г. № 022-02-2020-003/1, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 7 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение № 5 к соглашению) для определения показателя «Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период» применены группировки: J62 «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги» по видам экономической деятельности: 62.01 «Разработка компьютерного программного обеспечения», 62.02 «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий», 62.09 «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая», включающие выполнение работ: разработку структуры и содержания и/или написание компьютерной программы, необходимой для создания и реализации поставленной задачи, в том числе: системного программного обеспечения (в том числе обновления и исправления), приложений программного обеспечения (в том числе обновления и исправления), баз данных, web-страниц; планирование и проектирование компьютерных систем, которые объединяют компьютерную технику, программное обеспечение и технологии передачи данных; предоставление услуг по восстановлению компьютера после сбоя, установку (настройку) персональных компьютеров, установку программного обеспечения; М71 «Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа»; J61 «Деятельность в сфере телекоммуникаций».

Соглашением от 19 ноября 2019 г. № 022-02-2019-003 предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке J63 «Деятельность в области информационных технологий» виду экономической деятельности 63.11 «Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность», включающий: услуги в области обработки данных и деятельность, связанную с обработкой данных; - проведение специальных действий, таких как: web-хостинг, услуги потоковой передачи данных; общее предоставление распределенных по времени технических компьютерных средств заказчикам; обработку данных: полную обработку данных, предоставленных заказчиком; создание специальных отчетов на основании данных, предоставленных заказчиком; предоставление услуг по вводу данных, а именно: сбор данных, предоставляемых в обязательном порядке юридическими лицами, федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) для включения в систему по формам предоставления информации, включая верификацию и обработку поступающих от субъектов ГИС ТЭК данных с использованием программно-технических средств ГИС ТЭК; регистрация субъектов ГИС ТЭК, методологическая поддержка субъектов ГИС ТЭК для обеспечения полноты и достоверности поступающих данных, ведение базы данных поступающих обращений, предоставление ответов на поступающие вопросы и контроль над исполнением обращений; ведение нормативно-справочной информации; сбор информации от юридических лиц, являющихся субъектами ГИС ТЭК; формирование аналитической информации (информационно-справочных и информационно-аналитических материалов); формирование нерегламентированных информационно-аналитических и информационно-справочных материалов.

Неверное применение кода ОКВЭД 2, а также завышение срока реализации мероприятий на 3,5 месяца (период реализации мероприятий соглашения с 17 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. - 8,5 месяцев) привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на формирование, хранение, ведение и организацию использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса, организационно-технологическое сопровождение функционирования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса на сумму 30 519 196,52 руб., предоставленной по соглашению от 17 апреля 2020 г. № 022-02-2020-003 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» целевой статье 30 7 02 90059 основное мероприятие «Формирование, хранение, ведение и организация использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса, организационно-технологическое сопровождение функционирования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса» подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики».

По соглашению от 16 октября 2020 г. № 022-02-2020-004 в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 10.4 Правил № 679, пунктов 2.3, 6.1.1 соглашения, Раздела M ОКВЭД 2 учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части расчета целевой субсидии в 2020 году, выразившееся в применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 15 мероприятий по соглашению, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 15 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение № 5 к соглашению) для определения показателя «Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период» применена группировка М70 «Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления», вид экономической деятельности 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления», включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.

Указанным соглашением предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М72 «Научные исследования и разработки» коду экономической деятельности 72.19 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие», включающие (по ОКВЭД2): исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (анализ - метод исследования), а именно: подготовка ежегодного отчета о состоянии теплоэнергетики; обзор и анализ разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации; балансовая оценка текущего потребления (по итогам 2019 года) основных видов нефтепродуктов; анализ текущей ситуации (по итогам 2019 года) и подготовка предложений по развитию инфраструктуры топливообеспечения; анализ основных направлений деятельности организаций угольной промышленности; разработка обоснованных количественных и качественных критериев предоставления мер государственной поддержки нефтяной отрасли; мониторинг текущего состояния мирового производства, потребления и торговли углем, определение тенденций развития международного рынка угля; анализ потребности в объектах испытательной и экспериментальной инфраструктуры для инновационных видов оборудования и технических решений в сфере возобновляемых и нетрадиционных источников энергии на среднесрочную и дальнейшую перспективу; сопровождение реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Энерджинет» Национальной технологической инициативы; подготовка предложений по внедрению инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК в рамках долгосрочных программ развития и инвестиционных программ акционерных обществ осуществляющих деятельность в ТЭК; мониторинг реализации государственной экологической политики в отраслях ТЭК; подготовка предложений по нормативно-правовому и информационно-аналитическому обеспечению системы управления рисками энергетической безопасности Российской Федерации; подготовка предложений по формированию плана реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на среднесрочный период.

Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на экспертно-аналитическое сопровождение реализации документов стратегического планирования в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности на сумму 57 079 441,46 руб., предоставленной по соглашению от 16 октября 2020 г. № 022-02-2020-004 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу 11 бюджетной классификации 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики».

По соглашению от 16 октября 2020 г. № 022-02-2020-005 в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 10.4 Правил № 679, пунктов 2.3, 6.1.1 соглашения, Раздела M ОКВЭД 2 учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2020 году, выразившееся в применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 4 мероприятий по соглашению, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 4 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение № 5 к соглашению) для определения показателя «Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период» применена группировка М70 «Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления», вид экономической деятельности 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления», включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.

Указанным соглашением предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М72 «Научные исследования и разработки» коду экономической деятельности 72.19 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие», включающие (по ОКВЭД2): исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (анализ - метод исследования), а именно: мониторинг изменений на международных энергетических рынках в 2020 году и выявление новых, существенных факторов и тенденций, которые будут определять развитие международных энергетических рынков в среднесрочной перспективе; мониторинг решений межправительственных комиссий и реализации двустороннего и многостороннего международного сотрудничества России в сфере энергетики в 2020 году; подготовка аналитических материалов для обоснования предложений по проведению российской внешней энергетической политики; подготовка информационно-аналитических и справочных материалов по мировому топливно-энергетическому комплексу.

Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на реализацию Минэнерго России двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в сфере энергетики на сумму 5 467 553,38 руб., предоставленной по соглашению от 16октября 2020 г. № 022-02-2020-005 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики».

По соглашению от 24 февраля 2021 г. № 022-02-2021-001 в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 10.4 Правил № 679, пунктов 2.3, 6.1.1 соглашения, Раздела M ОКВЭД2 учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2021 году, выразившееся в применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 3 мероприятий по соглашению, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 15 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение № 5 к соглашению) для определения показателя «Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период» применена группировка М70 «Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления», вид экономической деятельности 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления», включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.

Указанным соглашением предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М72 «Научные исследования и разработки» коду экономической деятельности 72.19 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие», включающие (по ОКВЭД2): исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (анализ - метод исследования), а именно: мониторинг изменений на международных энергетических рынках в 2021 году и выявление новых существенных факторов и тенденций, которые будут определять развитие международных энергетических рынков в среднесрочной перспективе; мониторинг решений межправительственных комиссий и реализации двустороннего и многостороннего международного сотрудничества России в сфере топливно-энергетического комплекса в 2021 году; мониторинг решений межправительственных комиссий и реализации двустороннего и многостороннего международного сотрудничества России в сфере ТЭК в 2021 году, а также анализа текущего состояния и перспектив развития сотрудничества России с зарубежными странами.

Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на реализацию Минэнерго России двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в сфере энергетики на сумму 5 426 109,13 руб., предоставленной по соглашению от 24 февраля 2021 г. № 022-02-2021-001 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики».

По соглашению от 17 февраля 2021 г. № 022-02-2021-003 в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 10.4 Правил № 679, пунктов 2.3, 6.1.1 соглашения, Раздела M ОКВЭД2 учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2021 году, выразившееся в применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 10 мероприятий по соглашению, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 10 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение № 5 к соглашению) для определения показателя «Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период» применена группировка М70 «Деятельность головных 13 офисов; консультирование по вопросам управления», вид экономической деятельности 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления», включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.

Указанным соглашением предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М72 «Научные исследования и разработки» коду экономической деятельности 72.19 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие», включающие (по ОКВЭД2): исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (анализ - метод исследования), а именно: анализ результатов реализации корпоративных планов импортозамещения госкомпаний ТЭК; мониторинг и анализ реализованных, реализуемых и планируемых к реализации с участием организаций ТЭК проектов по созданию или локализации производства технологического оборудования, востребованного организациями ТЭК; мониторинг взаимодействия организаций ТЭК и предприятий оборонно-промышленного комплекса; подготовка предложений по доработке методических рекомендаций, необходимых для формирования единого плана импортозамещения в ТЭК; анализ проектов методических и иных документов в сфере цифровой трансформации; сопровождение реализации мероприятий по цифровой трансформации Минэнерго России; мониторинг и анализ реализованных, реализуемых в 2021 году и планируемых к реализации в 2022-2024 годах с участием компаний ТЭК проектов; мониторинг проектов по цифровой трансформации ТЭК; подготовка ежегодного информационно-аналитического доклада о функционировании и развитии электроэнергетики Российской Федерации; подготовка предложений по внедрению перспективных цифровых решений.

Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на реализацию политики импортозамещения и развития цифровой энергетики в топливо-энергетическом комплексе на сумму 19 438 427,19 руб., предоставленной по соглашению от 17 февраля 2021 г. № 022-02-2021-003 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета в 2021 году по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики».

По соглашению от 20 апреля 2021 г. № 022-02-2021-006 в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 10.4 Правил № 679, пунктов 2.3, 6.1.2 соглашения, Раздела M ОКВЭД2 учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2021 году, выразившееся в применении вида экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 1 мероприятия, включающего 25 субъектов электроэнергетики, в отношении Которых осуществляются выездные проверки реализации инвестиционных программ в 2021 году по соглашению, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 1 мероприятия, предусмотренного планом-графиком реализации мероприятий (приложение № 5 к соглашению) для определения показателя «Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период» 14 применена группировка М70 «Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления», вид экономической деятельности 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления», включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.

Указанным соглашением предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М71, вид экономической деятельности 71.12.64 «Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов», а именно: сопровождение осуществления Министерством энергетики Российской Федерации полномочий по контролю за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятия, направленного на экспертно-аналитического сопровождения осуществления Министерством энергетики Российской Федерации полномочий по контролю за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики на сумму 25 717 039,19 руб., предоставленной по соглашению от 20 апреля 2021 г. № 022-02-2021-006 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики».

По соглашению от 21 апреля 2021 г. № 022-02-2021-008 в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 10.4 Правил № 679, пунктов 2.3, 6.1.2 соглашения, Раздела M ОКВЭД2 учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2021 году, выразившееся в применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 25 мероприятий по соглашению, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 15 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение № 5 к соглашению) для определения показателя «Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период» применена группировка М70 «Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления», вид экономической деятельности 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления», включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.

Указанным оглашением предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М72 «Научные исследования и разработки» коду экономической деятельности 72.19 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие», включающие (по ОКВЭД2): исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (анализ - метод исследования), а именно: разработка предложений по методологии формирования сводной отчетности и формам представления информации для мониторинга производства водорода в Российской Федерации; разработка предложений в рамках компетенции Минэнерго России по мерам государственной поддержки экспорта энергетического водорода, стимулирования внутреннего спроса на водород; разработка предложений по мерам, обеспечивающим стабильное развитие ТЭК Российской Федерации; подготовка предложений по определению и актуализации перечня приоритетных пилотных проектов в области водородной энергетики; разработка предложений по сценарным прогнозам выбросов парниковых газов в отраслях ТЭК России на период 2021-2030 годов; мониторинг реализации плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года; анализ действующих и планируемых к введению нормативных документов в области вторичной переработки полимеров и разработка предложений; актуализация модели государственного регулирования перспективным развитием угольной промышленности Российской Федерации на период до 2035 года; ежемесячный расчет и мониторинг исполнения плана экспортных перевозок угольной продукции железнодорожным транспортом; разработка и формирование базы данных по стратегическим ориентирам компаний угольной промышленности на период до 2035 года; сопровождение мониторинга и анализа выполнения соглашений в рамках развития региональных рынков газомоторного топлива в Российской Федерации; разработка инструментария и технических решений мониторинга реализации и актуализации региональных и межрегиональных программ газификации; подготовка предложений по созданию экспериментально-демонстрационных энергетических систем, по внедрению инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК; сопровождение реализации плана мероприятий «Энерджинет» Национальной технологической инициативы в 2021 году; подготовка предложений по комплексному плану мероприятий по поддержке развития рынка экологически чистых видов транспорта; подготовка информационно-аналитических и картографических материалов по мировой энергетике; пространственная визуализация региональных программ газификации; определение перспектив и экономического потенциала использования угля для нужд теплоснабжения; подготовка информационно-аналитических материалов по кадровому обеспечению функционирования предприятий ТЭК, включая реализацию инвестиционных проектов; мониторинг реализации прогноза научно-технологического развития отраслей ТЭК России на период до 2035 года; разработка предложений по методологии оценки максимальной выработки моторных топлив на нефтеперерабатывающих заводах Российской Федерации; анализ и оценка итогов деятельности отраслей российского ТЭК в 2020 году; разработка и апробирование подходов анализа с применением алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта для решения задач балансового учета и прогнозирования спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке страны; подготовка отчета о состоянии теплоэнергетики и централизованного теплоснабжения в Российской Федерации в 2020 году.

Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на экспертно-аналитическое сопровождение реализации документов стратегического планирования в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности на сумму 41 149 207,96 руб., предоставленной по соглашению от 21 апреля 2021 г. № 022-02-2021-008 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики».

Установив указанные обстоятельства, а также приняв во внимание, что учреждением нарушен порядок предоставления субсидий, в связи с недостоверностью предоставленной информацией о видах деятельности, суды пришли к выводу о законности представления в оспариваемой части.

Судами также принято во внимание, что по результатам контрольного мероприятия Счетной палатой Российской Федерации по аналогичному соглашению от 16 апреля 2021 г. № 022-02-2021-007 были выявлены идентичные нарушения (при расчете размера субсидии использовалась информация по виду деятельности М70 «Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления» ОКВЭД2, хотя фактически выполнялась работа, относящаяся к виду деятельности М72 «Научные исследования и разработки» ОКВЭД2) и ФГБУ «РЭА» Минэнерго России был осуществлен возврат денежных средств в доход федерального бюджета в размере 26,4 млн руб. (акт проверки от 24 февраля 2022 г. и платежное поручение от 08 апреля 2022 г. № 592691).

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 06 апреля 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2023 г. по делу № А40-238909/22-84-1822 оставить без изменения, кассационную жалобу Минэнерго России – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи О.В.Анисимова

Р.Р.Латыпова